Роль наставника в становлении молодого педагога


«Роль наставника в становлении молодого специалиста»
Из опыта работы в Павлодарском технологическом колледже.
Современной системе образования необходим профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, умеющий принимать решения, готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процесс.
Однако, как показывает анализ действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого преподавателя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
В нашем понимании наставник - это квалифицированный специалист, имеющий опыт работы в образовательном учреждении, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, гибкость в общении, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Основные задачи, которые стоят перед наставником это:
развитие у молодого педагога мотивацию к педагогической деятельности;
помощь в ускорении процесса профессионального становления педагога, развитие его способностей самостоятельно и качественно выполнять профессиональные задачи;
создание условий для успешной адаптации к корпоративной культуре;
содействие в профессиональном развитии, карьерном росте.
При выборе наставника администрация колледжа учитывает обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так как наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Администрация колледжа назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые пользуются уважением коллег и учащихся.
В павлодарском технологическом колледже работа с молодыми педагогами проводится системно. С первого дня молодого специалиста окружают вниманием и заботой, приказом директора колледжа закрепляется наставник за молодым педагогом.
В рамках методической работы колледжа преподаватели знакомятся с локальными актами учебного заведения. Работа ведется индивидуально и групповыми методами по следующим направлениям:
1. Для успешной адаптации молодого специалиста составляется совместный план работы наставника и стажера, который предусматривает:
- оказание методической помощи в составлении планирующей документации;
- оказание методической помощи в проведении занятий и внеклассных мероприятий;
- оказание помощи в выборе темы самообразования;
- проведение инструктажа по заполнению документов строгой отчетности;
- взаимопосещение уроков, совместный анализ уроков;
2. Работа методиста колледжа с молодыми специалистами в рамках Школы молодого педагога:
- составлен план, рассчитанный на три учебных года;
- первый год обучения идет под девизом «Знания и умения преподавателя - залог творчества и успеха обучающегося» (проходят все теоретические и практические занятия, семинары-тренинги, методические семинары, дискуссии);
- Второй год обучения в школе молодого преподавателя проходит по теме: «Самостоятельный творческий поиск» - ориентирован на самостоятельный творческий поиск своего педагогического стиля;
- Третий год обучения это выбор оптимальной технологии применяемой на уроках, (Тема: «Выбор индивидуальной педагогической линии»), научно-исследовательская деятельность педагога.
Обучение в школе молодого педагога предусматривает профессиональный рост молодого специалиста.
3. Предусматривает совместную работу молодых и опытных преподавателей в рамках школы повышения педагогического мастерства, где проводятся мастер-классы, открытые уроки, творческие мастерские, конференции по подведению итогов самообразовательной деятельности, создание методической копилки с материалами из опыта работы педагогов, изучение передового педагогического опыта педагогов.
4. Участие молодого преподавателя в предметных декадах. ( мероприятия).
В октябре администрация колледжа посещает уроки молодых преподавателей, согласно программе контроля вновь прибывших и молодых преподавателей с целью оказания методической помощи. Молодых педагогов знакомят с программой посещения, с картой сбора данных о качестве и эффективности учебного занятия, наставник со стажером анализируют данный урок и оказывается методическая помощь. Итоги контроля заслушивается на производственном совещании при зам.директоре по учебной работе.
5. Так же для молодого специалиста важное значение имеет психологическое сопровождение в период адаптации, в процессе которого для педагогов проводятся тренинги и групповые консультации.
Так как наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста  профессиональным знаниям, умениям и навыкам является готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в том числе и  личным примером, раскрытию творческого потенциала молодого специалиста,  привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора молодого специалиста, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Помогая молодому педагогу выбрать программу собственного профессионального роста, необходимо помочь ему установить контакт с коллегами.