Проектная деятельность на занятиях иностранного языка как средство формирования профессиональных компетенций в учреждениях СПО»


Проектная деятельность на занятиях иностранного языка как средство формирования профессиональных компетенций в учреждениях СПО»
Клецек Т.Е., преподаватель английского языка Казанского строительного колледжа..Аннотация
Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранного языка. В статье представлен опыт использования метода проектов на различных ступенях обучения. Практическое применение проектной деятельности доказывает эффективность интерактивного обучения, его влияние на формирование и совершенствование профессиональных компетенций у студентов колледжа.

Модернизация образования предполагает воспитание развитой социально-мобильной и востребованной на рынке труда личности, готовой к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Следовательно, владение иностранным языком является одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Овладение межкультурным профессионально ориентированным общением является целью обучения иностранному языку в учреждениях среднего профессионального образования.
В связи с изменениями, происходящими в системе современного образования, возникает необходимость использовать в профессиональной подготовке будущих специалистов новые образовательные технологии, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала, способствуют достижению высокого уровня мотивации, развитию самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого мышления.
Лидирующее положение среди таких технологий в настоящее время занимает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление обучаемого с помощью активных действий.
  
«Использование приемов проектной методики на занятиях английского языка» является моей методической темой, и поэтому метод проектного обучения широко используется на моих занятиях для обобщения знаний и умений по изученной теме.
УМК по английскому языку (авт. Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.), по которому я работаю, позволяет в полной мере использовать данный метод. По окончании каждой темы имеется раздел «Project», и студенты, опираясь на свои интересы, выбирают задание. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников стран изучаемого языка и своего региона.
Учебные проекты должны быть детально проработаны в соответствии с индивидуальной подготовкой и возрастными особенностями обучающихся (равно трем ступеням). Каждая ступень обучения проектной деятельности на моих уроках английского языка имеет свои особенности.
Первая ступень обучения проектной деятельности – I курс.
В данном случае с проектами обучающиеся сталкиваются впервые. Поэтому для них существуют специальные памятки с разъяснениями при выполнении проектов. В начале учебного года я знакомлю студентов с методом проектов в форме презентации данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и сильных сторон. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей профессиональной деятельности.
Предлагается выполнить следующие проекты:
Цикл 1 Как разнообразен мир.
Татарстан- моя страна. Географическое положение Татарстана и климат. Обычаи и традиции татарского народа. Преимущества жить в родном крае. Достопримечательности Казани. Добро пожаловать в Татарстан!
Цикл 2 Парламент и демократия.
Создание постера о национальной символике Татарстана (флаг, герб). Создание схемы правительства Татарстана.
Цикл 3 Молодежь в современном обществе.
Как живет молодежь в Татарстане? Молодежные субкультуры республики Татарстан. Молодежные организации в Татарстане.
Цикл 4 Легко ли быть молодым?
Социальные проблемы подростков. Подросток и закон в Татарстане. Возрастные ограничения. Молодежные журналы и газеты в Татарстане.
Целью данных проектов является совершенствование навыков произношения, формирование навыков устной речи, а также усиление мотивации изучения предмета.
Вторая ступень обучения проектной деятельности – II курс. Повышается мотивация к обучению, формируется обобщённая форма самосознания.
На втором курсе обучающимся предлагают следующие проекты:
Цикл 5 Система социального обеспечения.
Пропаганда здорового образа жизни. Физкультура и спорт в Татарстане. Медицинские услуги в городе и селе.
Цикл 6 Как вы развлекаетесь?
Татарские актеры. История кинематографа в Татарстане. Театр Камала. Известные представители культуры: Баки Урманче, М. Салимжанов, И. Шакиров.
Цикл 7 Изобретения, которые потрясли мир.
Наука в Татарстане. Новые технологии и изобретения в Татарстане. Известные ученые и изобретатели Татарстана.
Третья ступень обучения – III, IV курсы. На первый план выдвигается блок качеств, связанных с профессиональным самоутверждением. Именно профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования мотивации обучения иностранному языку.
На третьей ступени обучения впервые появляется информационно - исследовательский тип проекта, так как усложняется технология работы с информацией. Продукт исследования по – прежнему является личностно – ориентированным. Информационно - исследовательский проект становится межпредметным, что способствует расширению общего кругозора. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Обучающиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов.
Профильно–ориентированные проекты включают следующие темы:
Мои замечательные земляки.
Памятные места и достопримечательности моего города.
Памятники архитектуры в Татарстане.
Заслуженные строители Татарстана.
Из истории строительства.
Проект – применительно к уроку иностранного языка, это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Существуют основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Теперь хочу поделиться своим опытом применения проектной методики при изучении отдельных тем в 10-11 классах.
Пример № 1. I курс Тема цикла «Как разнообразен мир». Начинаю первый урок по этой теме с вступительной беседы. Перед собой я ставлю задачу вызвать интерес к теме и настроить студентов на восприятие материала. Затем я говорю студентам, что по окончании изучения темы они должны будут представить в классе один из трех выбранный ими проект: 1. «Влияние географии на людей и их образ жизни». Поясняю, что в этой теме они должны будут показать влияние географического положения страны на различные сферы жизни людей (основные виды деятельности, еда, национальная символика, традиции и т.д.). 2. «Лучший из всех возможных миров». Я говорю студентам, что в этой теме они должны показать достоинства места, которые они считают лучшим их всех возможных миров. Для этого я предлагаю им использовать юмор, фантазию, воображение и предлагаю проиллюстрировать свои идеи. Здесь студентам также предлагается рассказать своим одногруппникам, почему они хотели бы жить в этом месте, ответить на вопросы, чтобы пояснить свои идеи. 3. «Добро пожаловать в Татарстан ». По этой теме я говорю студентам, что проект может быть сделан в форме гида для туристов. Здесь же можно дать советы иностранцам, как справиться с погодными условиями в нашем регионе. Описать людей этого региона и их обычаи. Подобрать иллюстрации. Итак, задача перед студентами поставлена. Они введены в курс того, что именно они будут изучать в данном цикле. У них есть достаточно времени, чтобы определиться и выбрать наиболее интересную с их точки зрения тему. Я сразу говорю, что работа может быть как индивидуальной, так и групповой или парной. Если интересы их к темам совпадают, то они могут объединиться и вместе продумать содержание и форму проекта. Вот так с самого первого урока ведется подготовка к проектам. А на последующих уроках осуществляются все аспекты по владению темой данного цикла. Работа ведется над лексикой, грамматикой, усвоением речевых образцов, читаем тексты, обсуждаем их, ребята высказываются по ним, слушаем пленку, выполняем упражнения из учебника и Activity Book. В познавательном аспекте учащиеся знакомятся с географическими особенностями Великобритании, США, Австралии и России. Географические сведения об этих странах изучаются наряду с их влиянием на образ жизни людей, особенности становления национального характера. В учебном аспекте формируются лексические навыки по теме «Географическое положение» (35 лексических единиц). Совершенствуются грамматические навыки употребления в речи косвенного вопроса, а также сложноподчиненных предложений с придаточными предложениями причины и следствия, развивается умение запрашивать информацию в различных формах, в зависимости от ситуации общения. В чтении объектами обучения являются навыки лексики по темам «Географическое положение», «Национальный характер». Ведется работа над повышением скорости чтения, развивается умение догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам и контексту. В плане аудирования отрабатывается умение понимать речь в фонозаписи, умение понять основную идею, общее содержание текста. В плане письма развивается умение выписывать из прочитанного то, что необходимо. Продолжается развиваться способность к анализу, сравнению, к догадке, к формированию выводов из прочитанного. В воспитательном аспекте ставятся задачи понимать особенности жизни людей и причины появления стереотипов, о людях англоязычных стран и своей страны, формирование чувства гордости за свою Родину, родную культуру. Студенты уже после 4 уроков определяются с темами и формами своих проектов и таким образом, проводится параллельная работа над проектом. Поскольку, я ставлю перед ребятами задачу максимально в своих проектах использовать лексику и грамматику данного цикла, на уроках много выполняется упражнений на их закрепление. Далее, я уточняю дату защиты проектов. Этому может быть посвящен не один, а несколько уроков, чтобы дать возможность всем обучающимся представить свои проекты.
На втором курсе работа по созданию проекта «Объекты культурного и исторического наследия Татарстана» заняла более трех месяцев. Идея создания проекта возникла не случайно. 2014 год был годом культуры в России. В ходе исследования обучающиеся знакомятся не только с памятниками культуры, их местонахождением, но и с организацией, которая занимается сохранением культурного наследия человечества – ЮНЕСКО. Студенты разделились на три мини - группы. Первая группа решила представить Казанский Кремль и сняла фильм о нем, вторая выбрала древний город Булгар, третья - Свияжск.
На третьем курсе мы работаем над проектом «Мои замечательные земляки». 28 февраля 2015 года исполнилось 101 год со дня рождения Евгения Никоноровича Батенчука, начальника КамГэсЭнергостроя, внесшего огромный вклад в строительство Краснополянской, Иркутской, Нижнекамской ГЭС, Камаза и города Набережные Челны.
Мои студенты выполняют как групповые, так и индивидуальные проекты. Результатом работы является стабильность качества знаний по предмету, участие студентов в различных конкурсах. Студенка I курса группы ЛД-9-11 Чаплыгина Виктория приняла участие в международном конкурсе «С любовью - к Малой Родине», в номинации «Презентация», выбрав тему «Моя семья хранит память…» и получила диплом первой степени. Цель данного проекта - собрать и сохранить наиболее ценный материал об отдельном представителе семьи-прадедушке, участнике ВОВ. Задачи проекта- получить информацию от родственников в ходе беседы; изучить домашний архив, фотографии. У студентов сформирована положительная мотивация к предмету, появился интерес к проблемам разных направлений, повысилась успеваемость, возникло желание решать творческие задания.
Используя метод проектов на протяжении нескольких лет работы, я пришла к выводу, что данную технологию можно с успехом применять при изучении любых тем в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, так как она характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Массовый охват обучающихся проектной деятельностью повышает интерес к изучению иностранного языка. У студентов появляется мотивация к практическому владению различными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, направленная на общее повышение культурного уровня. Кроме того, у ребят вырабатывается ответственность за выполнение добровольно взятых на себя поручений.
Включаясь в проект студент любого курса получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление. Участникам проекта требуется воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина. Фактически речь идёт об обучении (воспитании) действием и в действии.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения, согласно Конвенции, модернизации должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и других сферах. Одним из способов достижения нового качества образования является компетентностный подход, при котором процесс обучения превращается в процесс приобретения опыта, решения-практика ориентированных проблем. Таким образом, проектная деятельность на уроках иностранного языка придает дисциплине профессионально ориентированный характер и направлено на подготовку профессионально компетентных специалистов, которые могут самостоятельно применять ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.