Проект Наш школьный двор


Камынина Е.А.
МКОУ Рамонская СОШ № 2
ПРОЕКТ «НАШ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения является метод проектов. Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектное обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но и в ещё большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. [2]
Силы ребёнка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, промерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы. [2]
Проекты, создаваемые самими детьми, активизируют их стремление к исследовательской деятельности.
В нашей школе осуществляются социальные проекты по благоустройству внутреннего школьного двора. Проект, который выполнил 2 б класс, называется «Наш школьный двор».
Вид проекта: в соответствии с методом – практико-ориентированный (прикладной); социальный; по числу участников – групповой; по продолжительности – средней продолжительности (1 неделя); межпредметный.Цели: наполнить школьный двор спортивными, игровыми сооружениям, чтобы в нём было интересно отдыхать, играть, общаться; создать эстетически и экологически привлекательное пространство возле школы; создать условия для отдыха и игры учащимся начальной школы и группы продленного дня.
Задачи: познакомиться с планом школьного двора; с помощью рисунков и макетов изобразить новое устройство внутреннего двора школы.
Педагогические цели: воспитывать трудолюбие, любовь к своей школе, бережное отношение к природе; развивать творческие и коммуникативные способности детей; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки самостоятельной работы детей; развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач; формировать навыки здорового образа жизни.
Актуальность. Школьный двор - это лицо школы, и то, как обустроено пространство школьного двора, то, как чувствуют на нем себя дети, очень многое говорит о самой школе. Мониторинг школьного двора - это самый надежный и качественный мониторинг содержания и качества даваемого данной школой образования. [1]
В нашей школе создан школьный двор с активным игровым пространством, множеством физкультурных и иных зон для детской активности, для детского самовыражения. Это большое футбольное поле, за которым заботливо ухаживают ученики и учителя; четко размеченная баскетбольная площадка; волейбольная площадка; хоккейная коробка, которая зимой превращается в каток; различные спортивные комплексы; игровая площадка для группы продлённого дня; беседки для отдыха и общения. Но есть в нашей школе уголок, внутренний двор, который ещё не оборудован.
Школьный двор, который работает для детей, всегда и создается вместе с ними. В конце концов, школьный двор - это огромное пространство для создания совместных дизайн – проектов: можно и конкурс провести на лучшую идею по оборудованию школьного двора, а потом и участие принять в этом самом его оборудовании. [1]
Начало работы над проектом.
I этап. Погружение в проект.
Для постановки проблемы была проведена экскурсия по школьному двору.
Сначала дети пришли на оборудованную часть школьного двора. Детям был задан вопрос: «Интересно ли находиться в этой части школьного двора? Почему?» Ответы детей: «Здесь интересно. Есть домики, лесенки, можно поиграть, ровная площадка – можно побегать. В беседках можно спокойно посидеть, отдохнуть».
Потом дети перешли на школьный двор, расположенный с торцевого фасада школы. Снова был задан вопрос: «Интересно ли находиться в этой части школьного двора? Почему?» Ответы детей: «Нет, здесь неуютно, неустроенно, даже опасно. Здесь нет мест для игр, прогулки».
Постановка проблемы: Что бы вы хотели изменить на этом участке школьного двора? У детей возникло много идей, которые они высказали во время «мозговой атаки», вернувшись в класс: нужно сделать так, чтобы школьный внутренний двор выглядел иначе, чтобы захотелось выйти туда на перемене, после уроков, в группе продленного дня. Что может быть на этой части двора? Места для общения и уединения, для шума и тишины, суеты и покоя. Предложения детей: горки; качели; беседка; деревянные скамеечки и столики; зелёный класс: клумбы с цветами, куда выходим с учительницей на урок, прихватив стульчики; шалашики – место уединения; автодром; «гнёзда» на деревьях; полоса препятствий; сцена для представлений.Было предложено дома обсудить эту проблему с родителями, нарисовать рисунки: «Каким я вижу свой школьный двор?»
II этап. Организация деятельности.
Уточнение информации. Рассмотрев рисунки, выделили два направления работы: игровая площадка, автодром. Познакомились с планом школьного двора.
Деление на группы.
1 группа. Дети, которые будут делать макет игровой площадки. Планирование работы: консультации с учителем ИЗО и технологии, изготовление основы макета, подбор материалов для реализации проекта.
2 группа. Дети, которые будут делать макет автодрома. Планирование работы: выполнение эскиза площадки, создание на компьютере дорожных знаков (с помощью старшеклассников), подбор материалов и моделей машинок для реализации проекта.
Выбор формы презентации: Макеты, выступление, компьютерная презентация.
III этап. Осуществление деятельности.
Выполнение основы макета.
Изготовление деталей макета.
Размещение деталей на макете.
Оформление проекта.
Создание компьютерной презентации.
Подготовка к защите.
IV этап. Защита проекта.
Подготовка выступлений и презентации.
Защита: обоснование выбора, достигнутые результаты.
Подведение итогов. Оценка.
Дети учились работать в группах, выполнять работу по решению конкретной проблемы. Они задумались о значении организации пространства, о своей роли в благоустройстве школы. Проект был выполнен доступными средствами. Этот проект можно продолжать на более высоком уровне. Нам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско – творческой деятельности.