Активные методы обучения. Дискуссия






Дискуссионные методы обучения.










Современное общество диктует новые требования к обучающимся и выпускникам школы. «Новый» ученик– это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и навыки, действовать и решать проблемы.
Как сформировать такую личность? Какие методы обучения помогут решить задачу?
Метод это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат.
Различают две группы методов обучения: традиционные и активные методы обучения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер и направлено на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Задача обучаемого- выучить заданное и воспроизвести его при контроле.
Активные методы обучения - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся,
Самое главное в жизни- это собственный опыт.
Экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.
Одна из главных задач учителя на современном уроке развивать у детей самостоятельное, критическое мышление, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни. Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Следовательно, педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Я считаю, что именно дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным.
Дискуссионные методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность.
Дискуссионные методы развивают коммуникативную компетентность участников : умение доказывать, апеллировать , дебатировать ,выражать свою или групповую точку зрения , слушать оппонентов , формулировать и задавать вопросы , оценивать и критиковать.

Основными характеристиками учебной дискуссии являются:
– Актуальность, проблемность, противоречивость.
В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать:
- соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам;
- значение, своевременность, значимость для всех членов общества;
- подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая,) участников дискуссии.
– Мотив, целенаправленность.
Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, пробуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.
Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:
осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающее знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;
развитие умения работать в группе единомышленников;
способность продуцировать множество решений;
формирование навыка говорить кратко и по существу;
развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;
формирование личностной гражданской позиции.

Особенности организации дискуссии в учебном процессе.
дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.
Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.
Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.
Групповые дискуссии целесообразно использовать при изучении тем, которые не имеют однозначной исторической оценки. Например(лит. 10 класс)
В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации групповой дискуссии обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:
– симпозиум конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса). «Круглый стол» предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации;
– заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме  или по разным проблемам, выделенным из одной общей.
- судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения. (Пример 7 кл. лит.)
– дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений.
(лит.10 кл.)
Любая дискуссия имеет три этапа:
1 – подготовительный, в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал;
2 – ход дискуссии;
3 – этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.
Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы:
- изложение проблемы или описание конкретного случая;
- ролевая игра;
- демонстрация кинофрагмента;
- обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации);
- обсуждение текущих новостей.
Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:
1) воздерживаться от собственных суждений;
2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов;
3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений;
4)      уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования;
5)      не игнорировать ни одного вопроса и ответа;
6)      давать время для обдумывания ответов;
7)      наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии:
– Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.
– Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
– Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.
– В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.
При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.

Методические приемы организации метода «мозгового штурма».
«Мозговой штурм» («мозговая атака») - первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске. «Мозговой штурм» - это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Пять правил проведения мозгового штурма:
1. Отсутствие всякой критики.
2. Поощрение идей.
3. Равноправие участников.
4. Запись всех идей.
Применение метода «мозгового штурма» на этапе объявления темы и постановки УЗ, обеспечивает нестандартность организации данного этапа.
Преимущества мозгового штурма
1. Поощрение креативного мышления.
2. Выход за пределы стандартного мышления.
3. Простота.

Методика организации кейс-метода.
Использование метода кейсов в качестве средства обучения стало чрезвычайно популярно в последние годы.
Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Условия, необходимые для организации кейс-метода.
1. Выбор подходящего материала.
2. Наличие альтернатив.
3. Небольшое число участников в группе.
Преимущества метода кейсов:
1. Реализм.
2. Минимизация давления.
3. Активное взаимодействие.

Метод помогает решать следующие задачи:

а) обучать участников анализу реальных ситуаций, а также навыку отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;

б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;

в) моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; здесь важно показать, что именно коллектив является основой в принятии большинства решений;

г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.


На ЕГЭ задания части «С» направлены на проверку умения высказывать и аргументировать свое мнение, давать оценочные суждения, сравнивать и обобщать. Решить эту задачу и помогают дискуссионные методы обучения.
Внедрение дискуссионных методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.
Применяя в своей педагогической практике различные дискуссионные методы обучения, я выделила общие достоинства и недостатки.

Достоинства
Недостатки

1. Привлекают к активному участию всех присутствующих.
2. Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.
3. Побуждают к самоанализу.
4. Возможность использования дополнительных материалов.
5. Воспитывается терпимость, умение слышать других.
6. Позволяют углубить знания по предмету.
7. Позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.
 
1. Занимает много времени.
2. Требуется предварительно объяснить правила.
3. При узко поставленной теме возможны повторения.
4. Требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.






Дискуссионные методы социального обучения являются гибким инструментом в развитии социальной адаптации подростка, самопознания, развития креативности, а также решают многие внутриличностные проблемы.
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.
Но какие бы методики не использовал учитель на своем уроке, всегда нужно помнить, что любые методики пусты и мертвы без любви к своему делу.