Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова


Сценарий мероприятия, посвященного 200-летию М.Ю.Лермонтова.
«Погиб поэт, невольник чести…»
Мероприятие рассчитано на аудиторию 10-12 классов, время – 30-40 минут. Все происходит на сцене. В углу сцены стоит стол (за ним будет сидеть Лермонтов, писать свои произведения). На столе листы бумаги и перо с чернилами (перо у нас было из листа бумаги, чернила – стаканчик черной гуаши). Вся постановка сопровождается видеороликом.
Ученик выходит на сцену и поет под гитару песню «Гори, гори, моя звезда».
Ведущие:
15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.
Музыка. Полонез.Звук выстрела.
Ведущий:
27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
“Погиб поэт, невольник чести…”
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведущий:
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Темная сцена.
Звон колоколов. Звучит орган. Выходит ведущий, он несет подсвечник с зажженными свечами. Музыка уходит на второй план и во время чтения стихотворения меняется на мелодию «Орфей и Эвридика»
Ведущий О чем размышляю я,
стоя сейчас у порога?
О чем размышляю я,
на зарево глядя восхода?
О том, кто когда-то здесь был,
по грешной земле когда-то
ходил,
Как я, кого-то любил и жил.
И глядя на звезды, немея, кричал.
О прошлом страдая, о счастье мечтал.
Печаль воспевая,
музе служил.
Один просто жил,
другой – не дожил!
Другой не допел, недокричал,
недомолил,
не дописал…
Строка, оборвавшись, упала, мертва…
Попав на бумагу,
она ожила.
Она ожила, чтоб о нем рассказать,
Чтоб правда не знала,
не смела солгать…
…И глядя в пространство,
через века,
О нем нам расскажет
его же строка.
Lor ArS «О чем размышляю я…»
Мелодия выводится на первый план, обрывается. Шум разбитого зеркала – оборванная жизнь поэта.
Ведущие:
Родился Л. В Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.
Ведущий:
Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.
Тихо звучит мелодия Бетховена “К Элизе”.
Ведущий:
Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.
Чтец “Нищий”:
Ведущий:
Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Ведущий:
Звучит полонез Огинского.
В мае 1838 года поэт возвращается с Петербурга. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
Чтец:
“Печально я гляжу на наше поколенье” (отрывок).
Ведущий:
Звучит музыка Моцарта, симфония № 40.
1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают.
Сцена
Зажигается прожектор, направленный на стоящего корнета Лермонтова (Лермонтов одет в черную мантию, аксельбанты сделали из лоскутов белой ткани – скрутили в косички и опустили из в воду, разведенную оранжевыми красками; головной убор делали из ватмана).
Лермонтов Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
М.Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон»
Свет гаснет. Лермонтов садится за стол и начинает писать произведения, начиная со сцены «Герой нашего времени».
Сцена
Полный свет
Ведущий 1 Пушкин был убит, Гоголя не было в России. Лермонтов взвалил на свои плечи то, что они несли оба.
Ведущий 2 Он был источник дерзновенный
С чистейшим привкусом беды.
Необходимый для вселенной
Глоток живительной воды.
Ведущий 1 Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура открылась русскому читателю в стихах и поэмах юного Лермонтова. Юношеская драма «Маскарад» предвещает и Печорина и Демона.
Ведущий 2 Да, уже в юношеской драме «Маскарад» Лермонтова волнует образ человека «… с душой кипучею, как лава», который «всюду в мире видел зло, но, « гордый, никогда пред ним не преклонился».
««Герой нашего времени» милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. История души человеческой «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
Итак, перед нами один из поколения, которое и ненавидело и любило случайно, «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…»».
Свет гаснет.
Звучит А.Вивальди Tosco Fantasy (не с самого начала, а с сильной части, где-то ближе к середине)
Сцена
Сцена из романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
За столом сидит компания молодежи. Все оживленно беседуют, входит Печорин во время разговора и незамеченный стоит в стороне, наблюдая за ними…
Кто-то Да неужели в самом деле это были черкесы? Видел ли их кто-нибудь?
Грушницкий Я вам расскажу всю историю, только, пожалуйста, не выдавайте меня; вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским. Вот мы с ним и отправились под окна, чтоб подстеречь счастливца. …До двух часов ждали в саду. Наконец — уж бог знает откуда он явился, только не из окна, потому что оно не отворялось, а должно быть, он вышел в стеклянную дверь, что за колонной, — наконец, видим мы, сходит кто-то с балкона... Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить? Мы хотели его схватить, только он вырвался и, как заяц, бросился в кусты; тут я по нем выстрелил.
(Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости)
Грушницкий Вы не верите? Даю вам честное, благородное слово, что все это сущая правда, и в доказательство я вам, пожалуй, назову этого господина.
Сидящие Скажи, скажи, кто ж он!
Грушницкий Печорин
(Печорин подошел к нему и сказал медленно и внятно.)
Печорин Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости.
(Грушницкий вскочил со своего места и хотел разгорячиться.)
Печорин Прошу вас, прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.
(Грушницкий стоит перед Печориным, опустив глаза, в сильном волнении.
Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; Грушницкий вздрогнул.)
Грушницкий Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить... Я не боюсь ваших угроз и готов на все...
Печорин (холодно) Последнее вы уж доказали.
(Печорин, взяв под руку драгунского капитана, выходит на авансцену.)
Драгунский капитан Что вам угодно?
Печорин Вы приятель Грушницкого — и, вероятно, будете его секундантом?
Драгунский капитан (Капитан поклонился очень важно.)
Вы отгадали, я даже обязан быть его секундантом, потому что обида, нанесенная ему, относится и ко мне…
Печорин Я буду иметь честь прислать к вам нониче моего секунданта.
(Печорин раскланивается очень вежливо, не обращая внимания на капитана. Последний взбешен…все уходят.)
Звучит А.Вивальди Tosco Fantasy (не с самого начала, а с сильной части, где-то ближе к середине)
Сцена
Стол, горит свеча. Сцена немного подсвечивается. Печорин за столом что-то пишет. Затем начинает говорить. Во время монолога он встает, ходит по сцене, но монолог заканчивает за столом.
Печорин Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.
И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! (уходит)
Свет гаснет.
Звучит А.Вивальди Tosco Fantasy (само начало до сильной части)
Сцена
Полный свет.
Ведущий «Ангел и Демон» - вечная тема. Своего Демона Лермонтов поместил на горах Кавказа, Ангелу он отдал пустынную русскую равнину. Над этой равниной в небе пролетает лермонтовский Ангел, неся душу ребенка. Он несет её «для мира печали и слез», но непритворная песнь ангела – песнь о любви – остается в душе молодой.
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
Звук остался, он породил слова. Эти слова и есть поэзия Лермонтова. В ней, как и в поэме «Демон», Демон борется с Ангелом. В ней неверие, обида и ирония ведут поединок.
Свет гаснет.
Сцена
«Ангел и Демон»
На сцене ведущий-автор, Ангел и Демон. Лучом света выхватываются поочередно эти три фигуры. Ангел и Демон на слова автора поочередно меняют свое положение на сцене, застывают, замирая в движении, луч выхватывает их только уже застывшими, на свои слова они оживают. Звучит музыка «Ethnicolor» Jean Michel Jarre (из альбома «Zoolook» 1984г.), на протяжении всей сцены на втором плане.
Ведущий В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих.
И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Издалека уж звуки рая
К ним доносилися - как вдруг,
Свободный путь пересекая,
Взвился из бездны адский дух.
Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит:
Демон "Она моя!"
Ведущий К груди хранительной прижалась,
Молитвой ужас заглуша,
Тамары грешная душа…
Пред нею снова он стоял,
Но, боже! - кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца,-
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Посланник неба "Исчезни, мрачный дух сомненья! -
Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал -
И благо божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь - одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои...
Она страдала и любила -
И рай открылся для любви!"
Ведущий И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свой,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
М.Лермонтов «Демон»
Музыка со второго плана переводится на первый. Свет гаснет.
Сцена
Полная тишина. Громко на первом плане резкий шум грозы (раскаты грома рядом). На сцене трое спиной к зрителю, когда их выхватывает луч света они поворачиваются, по окончании речи застывают.
Ведущий За полчаса до дуэли из тихой и прекрасной погоды вдруг сделалась величайшая буря; весь город и окрестность были покрыты пылью, так что ничего нельзя было видеть. Буря утихла, и через пять минут прошел проливной дождь. Как скоро утихла буря, то тут же началась дуэль, и лишь только Лермонтов испустил последний вздох – пошел проливной дождь.
Сама природа плакала об этом человеке…(пауза)
Человек в черном Странную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского (Бестужева)…
Не стало Лермонтова! Он был убит 15 июля в Пятигорске на водах. Он был убит не на войне, не рукою черкеса или чеченца, увы, Лермонтов был убит на дуэли – русским!.. (пауза)
ВедещийНадлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая все кончить глупую эту ссору дружелюбно, не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему, и выстрелил ему прямо в сердце…
Россия оплакивает одного из лучших своих поэтов. (пауза)
Лермонтов и Дантес стоят на сцене лицом друг к другу, разворачиваются, расходятся, как будто отсчитывают шаги, поворачиваются, Лермонтов эмитирует выстрел в воздух, Дантес стреляет в Лермонтова.
Портрет Лермонтова крупным планом.
Сцена
Ведущий Читает стихотворение «Оборвана цепь жизни молодой»
Шум грозы. Ведущий тушит на столе М.Лермонтова свечи.
Свет гаснет.
Тишина.
Звучит песня В.Высоцкого «О поэтах и кликушах». ( в исполнении ученика).