Что? Где? Когда?: Историко-литературная викторина для учащихся 6-х классов

Историко-литературная викторина для учащихся 6 класса:
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Цели: расширение исторического кругозора учащихся;
формирование положительной мотивации к изучению гуманитарных предметов.

Подготовка: формирование команд учащихся 6-х классов; выбор названия и эмблемы каждой командой.
Оборудование: подготовленные карточки для написания ответа, черный ящик, хронометр, таблица результатов (может быть использована доска), где фиксируются правильные ответы команд.
Условия проведения викторины: команды отвечают на вопросы ведущего на заранее подготовленных карточках. После истечения минуты, помощник ведущего собирает карточки с ответами. Зачитывается правильный ответ. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Игра рассчитана на 20 минут.

Вопрос 1: Качество дорог на Руси стало притчей во языцех. Поэтому радушный хозяин не мог ничего лучшего пожелать отъезжающим гостям, чем... Что?
Ответ: скатертью дорога

Вопрос 2: Согласно древнему мифу, герой, давший людям огонь, был прикован к горе, причем кольца цепи держали каждый палец его рук. Когда Геракл освобождал героя, тот, будучи очень сильным, поспешил скорее освободиться. Он вырвал цепь, но одно кольцо с камнем, частью скалы, осталось на безымянном пальце левой руки. С тех пор люди, почитая героя, стали делать это. Что именно делали люди, почитая данного героя?
Ответ: носить кольца с камнями – перстни.

Вопрос 3: «черный ящик»: необходимо по описанию определить, что находится в ящике.
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. Что это и для чего его использовали?
Ответ: бумага, для письма

Вопрос 4: В 1206 году на собрании войск ханом монголов был избран Тэмуджин, получивший титул Чингис-хана. Он провёл многочисленные реформы с целью создания боеспособной армии. Одной из таких реформ стало введение законодательства Ясы. Примерно три четверти законов Ясы направлены на наказание одного преступления. Что же это за преступление, за которое предусматривалась казнь, а в лучшем случае ссылка в Сибирь?
Ответ: неоказание помощи товарищу.

Вопрос 5: Летом 1281 года Япония оказалась под угрозой закабаления Монголией. Две армады общей численностью 3500 судов и лодок подошли к японским берегам. Но оказалось, что шли они на собственную смерть, так как налетевший тайфун разметал эти суда в непосредственной близости от берегов. С тех пор этот тайфун стал именоваться «ветер богов». А как это звучит по-японски?
Ответ: Камикадзе

Вопрос 6: Это заклинание наши предки произносили в экстремальных случаях, призывая на помощь своего предка. Воспроизведите это заклинание.
Ответ: Чур меня!

Вопрос 7: Прозвали его за стремительность Барсом, за доблесть Александром Македонским Восточной Европы.
О нём писал русский летописец: «Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил с собой шатра, но спал он, подложив седло под голову. В бою был смел и открыт». Воспроизведите самую известную фразу этого русского князя.
Ответ: иду на Вы

Вопрос 8: Эту страну древние шведы называли Гардарикой, то есть «страной городов. Как она называется сейчас?
Ответ: Россия

Вопрос 9: В Шотландии есть памятник знаменитому герою Артура Конан Дойля. А по лондонскому адресу этого героя до сих пор приходят письма с просьбой о помощи. Кому они адресованы?
Ответ: Шерлок Холмс

Вопрос 10: В хорошо известной басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» стрекоза «попрыгунья», да к тому же «лето красное пропела». Ведь стрекоза ни петь, ни прыгать не умеет. Дело в том, что в XIX веке словом «стрекоза» обозначали любое насекомое. Какое же насекомое имел в виду автор?
Ответ: Кузнечик





15