Конспект занятия Без друзей меня чуть-чуть


"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!"
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности-учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы; -учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям; -развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально и коллективно: способствовать сплочению коллектива, воспитывать культуру общения.
Задачи:
- совместно с учащимися дать определение понятию дружба и в чем ее секрет;
- воспитывать доброжелательность, умение дружить и дарить тепло;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
-развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в группах;
-учить детей правилам ведения диалога, умение кратко говорить, выслушивать ; -мнение других, доказывать свою точку зрения;
-дать возможность детям продемонстрировать себя как членов дружного коллектива (сплоченность, организованность, дружелюбие);
-выработка умения работать с различными источниками информации:
создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения занятия:
Компьютер, проектор, презентация. Стихотворения. Кроссворд, конверты с материалами по теме для мозгового штурма, листы бумаги А-3, маркеры, толковый словарь Ожегова. Части ромашек. Карточки с записанными на них словами. Диск с песнями о дружбе, рисунок дерева без корней, пословицы о дружбе.
Эмоциональный настрой.
(Слайд № 1)
Упражнение «Вместе мы- одна семья»
Звучит музыка « Улыбка».
- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и теплее стало в классе.
Ребята, возьмитесь за руки, мы с вами сыграем в игру « Вместе мы – одна семья»:
Дети выполняют движения.
 Вместе мы – одна семья
Ты и вы, мы и я.
Здравствуй, друг, который слева,
Здравствуй, друг, который справа,
Вместе мы – одна семья,
Вместе нам скучать нельзя.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ты погладь соседа справа,
Ты погладь соседа слева.
Вместе мы – одна семья,
Ты и вы, мы и я.
- Думаю, что наше занятие пройдет в доброжелательной обстановке, с пользой для всех.
2.Вхождение в тему.Сообщение цели.
- О чем будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд № 2)
1. Ясно, этим другом был
Добрый Гена…..( Крокодил)
2. В телефонной будке жил,
Был один, бедняжка,
Но однажды решил
Друга найти….( Чебурашка)
3. С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с …
( улыбки)
4. Меня вы узнаете?
Я – героиня книжки,
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых. ( Белоснежка)
5. Всех излечит, исцелит
Добрый доктор …. ( Айболит)
6. Собираясь что-то сделать,
Наберись терпения,
Навсегда тогда исчезнет
Плохое…..( настроение)
- Какое слово получили по вертикали?
( дружба)
На доске открывается изображение солнца без лучей) со словом "Дружба", написанным внутри, и тема: "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!".

- Мы сегодня постараемся подняться по ступенькам до нашего солнышка. - Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
- Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов.
Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить?
На доске открываются ступеньки-цели к солнцу.




- Какое прекрасное слово «Дружба».
Произнесите это слово. Что вы представляете себе?
- вспоминаю друг, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;
- вспоминаю маму;
- вспоминаю четвероного друга, любимую кошку; -вспоминаю героев рассказов Носова, Драгунского…
Формирование ожиданий учеников. Передача и объяснение информации.
1.– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
 5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
После того как все группы выступили, учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
В толковом словаре С.И. Ожегова:
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
-Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В свободное время вы можете прочитать любую изэтих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях»
.
• Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты:Петух, Кот, Пес, Осел.)
Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон.Лекарство - малиновое варенье)
У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)
-Друзья нужны, мы с вами это выяснили.
-А какой он настоящий друг?
2.Работа над понятием «настоящий друг». Работа в группах.
У вас на столах цветок.
На лепестки наклейте качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый, готовый прийти на помощь в любую минуту. Дети выполняют задание (звучит запись песни "Настоящий друг" слова Пляцковского М., музыка Савельева Б.)
В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску. (под солнышко)
- Какие качества у вас совпали?
-Мы с вами точно определили качества настоящего друга. Издавна народ восхищался умением дружить.
Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете?
Слайд № 7 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Слайд № 8. Нет друга ищи, а найдешьбереги.
Не мил и свет, когда друга нет.
Слайд № 9. С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А может ли дружба распасться?
- Почему распадается дружба?
- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
- Подумайте и каждый ответьте на вопрос что лично смогу сделать я, чтобы дружба не распалась?
-Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать.
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови его, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
радоваться вместе с другом его успехам;
предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
защищать друга;
Не выдавать чужие секреты.
(У солнца появляются лучи, на каждом луче написан закон дружбы).
- Вот наше солнышко и засияло лучиками.
Тренировочное упражнение «клубочек».
Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Алеша, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
Вывод:
- Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити,Нити параллелей и зеленых рек.Протяните руку, руку протяните,Надо, чтобы в дружбу верилКаждый человек.
Рефлексия.
Рисунок « Дерево дружбы»
Цель:систематизировать и пропустить через себя тему занятия.
Детям раздаются листочки с изображениемдерева без корней.
- Ребята, раскрасьте свое дерево и нарисуйте у него столько корней, сколько у вас друзей
Дети работают с деревом (под фильм о классе)
- Подумайте, каждый из вас, на досуге, что нужно сделать, чтобы корней у вашего дерева стало больше.
- Я желаю вам добрых и верных друзей!