Конспект урока по биологии Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма (8 класс)


Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма (8 класс).
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению внутренней среды организма и крови как компонента внутренней среды.
Задачи:
Раскрыть понятие внутренняя среда организма.
Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.
Методы обучения: словесный, практический.
Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, презентация.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация темы занятия.
Учитель:
1. Что является структурным элементом организма?
2. В какой среде могут функционировать клетки?
3. Что необходимо клеткам для нормальной жизнедеятельности?
4. Почему большинство клеток функционирует только в жидкой среде?
III. Изучение нового материала.
План.
1. Состав внутренней среды организма. Гомеостаз.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной ее части крови.
Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:
Межклеточная (тканевая) жидкость.
Лимфа.
Кровь.
Запишем схему состава внутренней среды организма.
Учащиеся: составляют схему в тетради.

Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, удаление продуктов распада.
Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды организма.

Так как содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от - до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы, находящимися в стенках кровеносных сосудов.
Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство (подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.
Гомеостаз (греч. "гомо"-одинаковый, "статис"-состояние) -поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.
2. Кровь, ее состав и значение.
Учитель: (Слайд ) Что такое кровь? Это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она обеспечивает возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека (около 5 л у взрослого человека). Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
(Слайд ) В организме кровь выполняет различные функции:
Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
Питательную – доставляет питательные вещества к клеткам;
Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
Терморегуляторную – регулирует температуру тела;
Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы с помощью химических веществ (например, гормонов).
Состав крови.
Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из воды (90%) и сухого остатка (10%) - минеральные соли и органические вещества. К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, липиды, гормоны и продукты распада белков.
(Слайд ) Используя материал учебника, составьте схему "Состав крови"

Кровь
плазма (55%) форменные элементы (45%)
вода (90%) сухой остаток (10%) эритроциты лейкоциты тромбоциты
мин. соли белки липиды глюкоза
(0,9%) (7-8%) (1%) (0,1%)
3. Форменные элементы крови.
Учитель: (Слайд) Подробнее изучим форменные элементы крови и запишем информацию о них в таблицу «Клетки крови и их функции».
Название клетки крови Кол-во в 1 мм3 Место образования Срок жизни клетки Место разрушения Функции
Эритроциты У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн. Красный костный мозг От 30 до 120 дней Селезенка и печень Перенос кислорода и углекислого газа
Лейкоциты От 6 до 8 тыс. Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы От 2-3 часов до 4 дней, некоторые несколько лет Места ранений и воспалений Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)
Тромбоциты 300 тыс. Красный костный мозг. 4 дня Места ранений, селезенка Свертывание крови при ранении.
4. Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки".
Учитель: Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое
строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.
Учащиеся: выполняют работу по инструктивной карточке.
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения форменных элементов крови человека и лягушки.
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе.
Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты сначала под малым увеличением, потом под большим. Зарисуйте их.
Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
Ответьте на вопрос: чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Учащиеся: оформляют лабораторную работу в тетради.
5. Анализ крови.
Учитель: Предоставим слово медицинскому работнику школы. Она нам расскажет, какие анализы крови бывают, и что они могут рассказать врачу о здоровье человека.
Медицинский работник: При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.
Анализ крови может быть:
Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
На группу крови – у человека их 4 (агглютинины и агглютиногены).
На билирубин – пигмент, определяющий цвет кожи и работу печени.
На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см2 крови).
На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
На белокровие (лейкоз) и серповидно - клеточную анемию – изменение строения клеток крови.
IV. Закрепление знаний:
Учитель: Прокомментируйте рисунки
51 – изображающий состав крови,
52 – изображающий созревание эритроцита,
54 – изображающий процесс фагоцитоза,
55, 56 – изображающий свертывание крови.
Работа по вопросам (обязательный уровень):
Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Откуда клетки организма получают кислород и питательные вещества?
Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?
Работа по вопросам (повышенный уровень):
Почему тканевая жидкость служит для клеток жизненно важной средой?
Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
Как внутренняя среда организма связана с внешней?
Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма.
Учащиеся: обсуждают и высказывают свое мнение на предложенные вопросы.
V. Домашнее задание:
Учитель: дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. VI. Рефлексия.
Учащиеся на доске оценивают процесс и результат деятельности.
Литература.
Биология : Человек. 8 кл. : учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2016.