Программа кружка Пропедевтический курс химии. 7 класс


Программа кружка «Пропедевтический курс химии» для 7 класса
Пояснительная записка
Как отмечено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, одной из тенденций в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.
Новый стандарт для основной школы ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), как:
– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы и др.
Курс химии является одним из сложных для понимания обучающихся. В 8 классе на них обрушивается большое количество новой информации, недостаточно времени для отработки практических навыков. Чтобы подготовить обучающихся к изучению этого сложного, но интересного предмета, за счет кружковой работы проводится пропедевтический курс химии для 7 класса.
За основу взята программа «Химия. Вводный курс. 7 класс» О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина. Данный курс ориентирует школьников не только на изучение первоначальных химических понятий, но и раскрывает необходимость изучения химии во взаимосвязи с предметами естественно-научного характера (биология, физика, география) и прикладного (математика).
Личностными результатами пропедевтического курса химии для 7 класса являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне уроков;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Метапредметными результатами пропедевтического курса химии для 7 класса формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя;
самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планирует ресурсы для достижения цели;
называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать модели и схемы для решения задач;
переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
устанавливать причинно-следственные связи;
ставить проблему;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Программа кружка
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Глава I. Химия в центре естествознания (11 ч)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Определяемое вещество и реактив на него.
Демонстрации
Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».
Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
Шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.
Коллекция минералов. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты
Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
«Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторные опыты
Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
Диффузия перманганата калия в желатине.
Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Глава II. Математика в химии (9 ч) Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.
Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Демонстрации
Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
Коллекция нефти и нефтепродуктов.
Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.
Коллекция «Минералы и горные породы».
Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Глава III. Явления, происходящие с веществами (9 ч)
Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор.
Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Демонстрации
Респираторные маски и марлевые повязки. Противогаз и его устройство.
Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты
Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
Разделение смеси порошка серы и песка.
Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца (IV)).
Взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой.
Взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой без нагревания и при нагревании
Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные опыты
Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
Изучение устройства зажигалки и пламени.
Практическая работа № 4. Очистка поваренной соли.
Практическая работа № 5. Изучение процесса коррозии железа.
Глава IV. Рассказы по химии (5 ч)
Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики».
Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение).
Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций.
Тематическое планирование
Номер занятия Тема занятия Эксперименты
1 Химия как часть естествознания. Предмет химии Д. Коллекция разных предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства-применение».
2 Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
3 Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. 4 Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. 5 Моделирование Д. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток.
6 Химические знаки и формулы Д. Шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
ДЭ. Изготовление моделей молекул химических веществ.
7 Химия и физика Д. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).
Диффузия перманганата калия в желатине.
8 Агрегатные состояния веществ Д. Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества.
ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
9 Химия и география Д. Коллекции минералов, горных пород, горючих ископаемых.
Л. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла
10 Химия и биология ДЭ. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.
Л. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника. Обнаружение крахмала в клубнях картофеля.
Д. Таблица «Животная и растительная клетка»
11 Качественные реакции в химии ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
12 Относительные атомная и молекулярная массы Д. ПСХЭ Д.И.Менделеева
13 Массовая доля элемента в сложном веществе 14 Чистые вещества и смеси Д. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.)
15 Объемная доля газа в смеси Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа
16 Массовая доля вещества в растворе 17 Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества 18 Массовая доля примесей Д. Коллекция «Минералы и горные породы».
19 Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» 20 Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» 21 Разделение смесей. Способы разделения смесей ДЭ. Разделение смеси порошка серы и железных опилок
22 Фильтрование ДЭ. Разделение смеси воды и речного песка
Д. Респираторные маски и марлевые повязки
Л. Изготовление обычного и складчатого фильтра из фильтровальной бумаги.
23 Адсорбция ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля.
Д. Противогаз и его устройство
24 Перегонка. Дистилляция Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты»
25 Практическая работа № 4. Очистка поваренной соли 26 Практическая работа № 4. Изучение процесса коррозии железа 27 Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций Д. Устройство кислотного огнетушителя
ДЭ. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
28 Способы ускорения химических реакций ДЭ. Каталитическое разложение пероксида водорода. Взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой без нагревания и при нагревании
29 Признаки химических реакций Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
30 Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» 31 Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» 32 Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» 33 Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций 34 Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций Литература:
Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие/ О.С.Габриелян, Г.А.Шипарева. – М.: Дрофа, 2007.
Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.