Эффективная практика организации работы с родителями в течение учебного года (этапы работы, формы работы)


МКОУ Камышевская СОШ , заместитель директора по ВР Шнянина О.Д.Эффективная практика организации работы с родителями в течение учебного года (этапы работы, формы работы)
«Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями»
Работа школы и семьи включает разделы:
Работа с родителями учащихся начальной школы.-( выполняется задача- всестороннее и гармоническое развитие личности.
Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу) – (задача- умелое стимулирование активности учащихся, направленной на личностное развитие и формирование.
Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).- (задача- умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование.
Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов. –задача –выполнение воспитательных функций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Этапы работы с родителями.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации,
агрессивность,
страхи,
проблемы общения со сверстниками,
не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
4 этап – работа по намеченному плану в течение года, используя как традиционные формы работы так и новые.
Формы и методы :Индивидуальные и коллективные, направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Направления:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей
1. Родительские собрания:
Классные родительские собрания проводятся 4 раза в год, общешкольные 2 раза в год. незаменимы лишь в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем.
Родительское собрание мужчин.
Родительское собрание-спектакль, в котором выступают дети.
Новая форма проведения: демонстрация проблемного вопроса Это может быть конфликт из серии «отцы и дети» или же между учеником и учителем. И после этого классный руководитель провоцирует родителей на обсуждение увиденного, обмен мнениями, опытом, советами. Следующий этап: просмотр «развития событий» продолжается, родители могут воочию убедиться, к чему может привести следование их советам.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.
Темы родительских вечеров могут быть следующими:
Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
Первые книжки ребенка.
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
Фотографии нашего детства.
Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
Соблазны и пути их преодоления.
«За и против» школьной формы.
Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.
В нашей школе созданы
1.Консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь», в котором родители могут получить квалифицированную помощь и совет педагогов разного профиля и психологов в индивидуальном порядке;
2.Родительский клуб как ассоциацию родителей, бабушек и дедушек, причем ведущими формами работы предполагаются свободные непринужденные встречи — беседы, родительские дебаты, решение прецедентов, ничем не ограниченный обмен мнениями. Пусть в этом клубе будет немного участников. Зато их общение не будет формальным. А потом «народ к вам потянется»;
3.Родительский университет, в рамках которого организуются как эпизодические лекции, так и систематические курсы. Кстати, хорошо зарекомендовало себя заранее вывешенное расписание лекций и консультаций педагогов и психологов по темам-проблемам. Они формируются на основе как традиционных родительских вопросов-проблем, так и индивидуальных тревог, о которых родители, желая соблюдать анонимность, могут поведать педагогам через
4.родительский почтовый ящик;
5.педагогическую библиотеку и читальню, обеспечивающих родителей художественной и популярной литературой, тематическими подборками из журналов и газет по проблемам общения с детьми;
участие в вибинарах, родительский лекторий).
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
(дни творчества, открытые уроки и внеклассные мероприятия, родительские вечера, помощь в организации и проведении, «почтовый ящик», деловая игра) В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы,, родительские клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии — чье это дело?».
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
3. Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом
(участие родителей в родительском комитете)
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Основная задача школы про строить работу   с родителями в таком русле, чтобы родительская общественность стала непосредственной участницей воспитательной работы школы, а не формальными слушателями традиционных родительских собраний.