Разработка по русскому языку Наблюдение над словами — названиями признаков



















Провела:
ПОНОМАРЕВА Л.Г.
учитель начальных классов



Цель: ввести понятие «признак предмета»
Задачи: обучающие:
Познакомить детей со значением слов, отвечающих на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ?,КАКОЕ?, и их ролью в нашей речи.
Учить узнавать и применять в речи слова, обозначающие признак предмета.
Развивать и обогащать речь и память детей.
Воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу и к своему здоровью.
Оборудование: проектор, карточки со словами для групповой работы.

Ход урока.

Психологический настрой.

-Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите: мы будем внимательные, добрые, дружные, умелые, смелые. Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места.
Ты проверь сейчас дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? (Слайд 2)

2.-Начнём наш урок с чистописания. А написание какой буквы будем вспоминать, узнаем, разгадав загадку: (Слайд 3)
ЕСЛИ НОЖНИЦЫ РАСКРОЕШЬ –
ЭТУ БУКВУ ТАМ НАЙДЁШЬ.
ЗНАК УВИДИШЬ УМНОЖЕНИЯ,
ОН НА БУКВУ ТАК ПОХОЖ. (Х)
-Какую же букву будем писать?
(Записать на доске маленькую и большую буквы Хх)
Спишите словосочетания, правильно соблюдая их написание. (Слайд 4 )

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.(Слайд 5)

3. -А теперь поработаем со словарными словами .( слайды)
Я вам буду загадывать загадки, а вы будете в тетрадь записывать отгадки с комментированием и объяснять их написание.



А)Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)

Б)Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? ( Ворона)

В)Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц)

Г) Говорит она «му-му!»,
Ночью спит в своём хлеву,
Днём на пастбище идёт.
Молочко нам всем дает.(Корова)

Д)Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Е)Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (сорока).

-Что они обозначают?
-На какие вопросы отвечают записанные вами слова?

-А теперь отгадайте загадку и назовите ещё одно словарное слово:
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (ягода)

-Ребята давайте поговорим сегодня о ягодах.
-Поделитесь с соседом информацией о том, какую ягоду вы больше любите и почему.
- Айдер, какую информацию ты узнал от Тани?
-Арзы, чем поделился с тобой Никита?




-Ягод, ребята, очень много, некоторые мы с вами даже не пробовали, потому, что они растут в другой местности, а про некоторые забыли, ведь лето давно прошло. Давайте вспомним о них. (Слайд)
Прочтите про себя пары слов, которые появились перед вами.

Вкусная малина
Сладкий виноград
Тёмная ежевика
- Все эти ягоды очень полезны и необходимы нашему организму. Почему ? ( они все дают нам витамины)
4. Актуализация. (Слайд)
-А теперь прочтите еще раз эти слова и выберите слова, которые обозначают предмет. (Слова выделяются на экране) (Слайд)
Малина
Виноград
Ежевика
-Докажите, что эти слова обозначают предмет.
( их можно нарисовать, потрогать, они отвечают на вопрос ЧТО?)
- А почему вы не назвали остальные слова? ( это не предметы)
- А что же это за удивительные слова? Не знаете? Тогда сейчас мы начнем в этом разбираться.
- Готовы?
- Тогда угадайте, какая ягода нравится больше всего мне.
Круглый, круглый
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри ( на экране арбуз) (Слайд)
- Да, ребята, арбуз – это тоже ягода, только большого размера.
4. Работа над новой темой. Введение понятия «признак предмета».
- Какие слова помогли вам догадаться, что это арбуз?
Круглый
Сладкий
Красный
Полосатый( на экране рядом с арбузом слова) (Слайд)
- На что указывает слово «красный»? (на цвет), «сладкий»? (на вкус), «круглый»? (на форму)
- У предметов есть признаки по которым и различаются предметы, они помогают нам отличить один предмет от другого, точно описать предмет. Эти слова помогли нам представить какой он.(на доске появляется слово КАКОЙ?) на экране рядом со словами вопрос )(Слайд)
-В русском языке так и говорят: слова называющие нам какой предмет обозначают признак предмета.
- Что это? (показываю ленты).
- Сравните их.





- Какая эта лента по цвету? (голубая), а эта (красная)( Слайд)
- Какая это лента по длине? (длинная), а эта (короткая) (Слайд)
-Какие же слова помогли нам отличить одну ленту от другой? (голубая, красная..) ( на экране слова: красная длинная , короткая синяя)
-Эти слова обозначают признак этой ленты. (Красной)
- А какие слова называют признак этой ленты(Синей)
- На какой вопрос отвечают эти слова?(какая?) (на доске вопрос: КАКАЯ? На экране вопрос КАКАЯ? (Слайд)
-Назовите признаки вот этого предмета (яблоко) (круглое, зелёное) (На экране слова
( круглое, зелёное) (Слайд)
-На какой вопрос отвечают эти слова? (КАКОЕ?)( на экране вопрос).(слайд)

-Итак, ребята, кто попробует сделать вывод проделанной нами работы?(– есть слова которые обозначают признак предмета. Отвечают эти слова на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?.) (Слайд)
- - Как вы считаете у каждого предмета есть признак?
- Назовите признак дерева за окном, осеннего дождя.

Физминутка:
-Давайте немного поиграем, если я называю слово, которое обозначает предмет – вы приседаете. Если слово, которое обозначает признак предмета – вы хлопаете.
(слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный) Садитесь за парты.
-А теперь другая игра: По признакам определите предмет.
- Красное, спелое, сочное.
-Сладкий, липовый, полезный
-Снежная, холодная, долгая
-Быстрая, серая, юркая, маленькая
- Что помогло нам быстро отгадать предмет?

-Ну что ж молодцы, а теперь давайте попробуем найти слова, которые обозначают признак предмета в стихотворении . (Слайд)
- Прочитайте стихотворение про себя:
Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко сотый сон.
-Прочитайте ещё раз первую строчку и назовите слово, которое обозначает предмет. (сом)
- Какое слово указывает на его признак? (сытый)
-На какой вопрос отвечает это слово? (какой)
–Понаблюдайте за сомом. Может быть, вы еще сможете придумать слова, которые рассказали бы нам о соме? Какой он?
(придумывание слов)
Толстый
Усатый
- Что вы можете сказать об этих словах? (они обозначают признак сома)



-Прочитайте еще раз и скажите, что особенного вы заметили в этом стихотворении. (все слова начинаются с буквы С )
- А зачем автор применил этот прием? ( сом спит он как бы посвистывает во сне).
-Значит, как по вашему его надо читать? Бодро? Громко? А может тихо и медленно? Почему?(предположения)
(Читают всем классом, тихо, чтобы не разбудить сома.)
-Как вы думаете, какой сон, у сома? Почему ты так считаешь?
- Как вы думаете, могли ли сому сниться сказочные герои?
(да, перед ним стоит телевизор, и он мог смотреть сказки. Он мог увидеть Аленушку, Бабу-ягу, лису, колобка, гусей, солнышко..) может быть по этому художник нарисовал эту картинку.
– Ребята, давайте выберем, какими он увидел этих сказочных героев. Помогут вам слова, висящие на доске . Поработаем в парах. Задание на ваших листочках.
Группа 1. Вам нужно выбрать слова, подходящие Лисе. (рыжая, хитрая. вороватая)
2 группа, Колобку. (круглый, весёлый, румяный)
3 группа, Волку (серый, голодный, злой)
4группа, Медведю. ( косолапый, неуклюжий, бурый)
(Отчет групп –На какие вопросы отвечают ваши слова?)
- Что обозначают все эти слова ?
-Ребята, так зачем же нам нужны слова , которые обозначают признаки предмета? Может быть без них можно обойтись? (предположения) ( зная признаки предмета, мы можем догадаться о чем идет речь.)
Дополнительный материал
А) В данных цепочках исключите «лишние» слова. ( на обратной стороне доски)
Яблоко, лимон, дружные, ягода
Большой, звонкий, мяч, голубой
Пушистая, зеленая, маленькая, шумный
Чистая, красивое, голубое, горное
5.Итог и релаксация
- Молодцы, вы сегодня отлично потрудились, в начале урока я слышала, вы хотели быть внимательными, добрыми, умелыми, смелыми.
Вспомните и поднимите руки: кто был внимательным?
Кто был добрым по отношению к другим?
Кто считает себя умелым?
Кто был смелым и не боялся высказывать свое мнение?
На экране слова (Слайд)
Внимательные
Добрые
Умелые
Смелые
-Что же обозначают эти слова?
-Чьи признаки они называют.(наши)
(Слайд) Молодцы.

Разработка урока по русскому языку во 2-ом классеТема: «Наблюдение над словами-названиями признаков. 15