Использование карт-схем, мнемосхем, сюжетных картин при обучении детей дошкольного возраста пересказу.


Буравлёва
Лариса Ивановна
воспитатель
ГККП Детский сад "Сказка"
г. Ерейментау, Акмолинская обл.
2015 год
Использование мнемосхем , сюжетных картин в
обучении детей дошкольного возраста пересказу.
(из опыта работы)
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К.Д.Ушинский.
Ни для кого не секрет, что у большинства детей существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемосхем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. 
Использование приёмов мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

Пересказ авторской сказки "Мишка и шишка"
Использование мнемосхем показало хорошую динамику по обучению детей пересказу и перспективность данного вида работы. Предлагаю вашему вниманию тексты рассказа и авторской сказки, а также мнемосхемы к ним, выполненные мною.
Авторская сказка «Мишка и шишка»
Проснулся Мишка утром в хорошем настроении.
И захотелось ему малины..Взял Мишка большую корзину и пошёл.
Идет по лесу песни поёт..Вдруг сорвалась с ветки еловая шишка и угодила Мишке прямо в нос.
Мишке больно, обидно..
Взял он эту шишку и забросил подальше.
Попала шишка в дупло старого дерева.
Слышит Мишка: в дупле что то закопошилось, зажужжало.
«Пчёлы» - подумал Мишка.
И пустился Мишка бежать от этого места подальше, потому что с пчёлами разговаривать опасно.


Как котенок зиме удивился.
Проснулся утром Пушок, открыл глаза, потянулся.
В комнате было тепло и уютно.
Как всегда полакал из блюдечка молока.
Поиграл с фантиком, привязанным на веревку.
И решил пойти погулять на улицу.
Таня открыла ему дверь.
Но только котенок сделал несколько шагов вперед, как его лапки провалились во что – то мягкое, холодное и белое. Испугался Пушок. Такого он никогда не видел.
Бросился Пушок обратно в дом, спрятался под кроватью.

В работе с детьми я использую и сюжетные картины для пересказа сказок , текстов.

Пересказ сказок Колосок" ,"Волк и 7 козлят" с помощью сюжетных картин
Использование сюжетных картин в обучении пересказу позволяет детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования этого приема удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
. Пересказ по сюжетным картинам имеет большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над пересказом дети овладевают навыком диалогической речи .Предлагаю вашему вниманию сюжетные картинки к сказке "Айога", выполненные мною.

В свободное время мы с воспитанниками изготавливаем книжки: наклеиваем картинки, и по ним дети составляют рассказ. Также дети самостоятельно зарисовывают в миникнижках схемы (я лишь слежу за тем, чтобы дети выполняли последовательность изображений) а затем по схемам воспроизводят сказку (рассказ, стихотворение. сказку) мне, а потом дома родителям. Польза: развиваем связную речь и творческие способности, а так же готовим руку к письму.

Хорошая. речь детей, грамматически правильно оформленная – залог их успешного обучения в школе.
Творческих вам успехов ,уважаемые коллеги!