Сборник авторских конспектов прогулок с использованием авторских игр на казахском языке



Буравлёва
Лариса Ивановна
воспитатель
ГККП Детский сад "Сказка"
г. Ерейментау, Акмолинская обл.
2015 год
Сборник авторских конспектов прогулок с использованием авторских игр на казахском языке.
От автора
"Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце" - подчеркнул Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана.
Формирование любви к Родине – одна из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения, которое надо начинать с раннего детства. Сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И потому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан нашей страны. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает обучаться языку, тем легче его освоить.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста я использую различные игры на казахском языке.
Игры на казахском языке развивают интерес к изучению казахского языка, способствуют более глубокому его изучению, пополнению словарного запаса, развивают память, мышление, коммуникативные качества, воспитывают патриотические чувства.
На прогулках я организовываю подвижные игры на казахском языке. В дошкольном возрасте у детей велико тяготение к рифме. Рифмованный текст легче запоминается. Для детей русскоязычной группы нужны простые, понятные тексты, чтобы ребенок не просто повторял заученный текст, а понимал то, что он произносит. Поэтому тексты игр я придумала сама.
В данном сборнике предоставлены конспекты прогулок с использованием некоторых авторских игр на казахском языке.
Тексты игр просты и понятны детям, легко произносятся и запоминаются. Дети с удовольствием играют.
Наблюдение за кошкой
(осень)
Цель:
-  закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;
-  воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.
-  обогащать словарный запас художественным словом о кошке;
-  активизировать внимание и память;
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить название животного на казахском языке: мысық - кошка.
- воспитывать интерес к казахскому языку.
Ход:
Загадка
Даже по железной крышеХодит тихо, тише мыши.На охоту ночью выйдетИ, как днем, она все видит.Часто спит, а после снаУмывается она (кошка).
Художественное слово
-Здравствуй, киса!Как дела?Что же ты от нас ушла?-Не могу я с вами жить,Хвостик негде положить.Ходите, зеваете...На хвостик наступаете.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какое животное кошка — домашнее или дикое?
♦ Как выглядит домашняя кошка?
♦ Чем питаются кошки?
♦ Как называются детеныши кошки?
♦ Какие породы кошек вы знаете?
♦ Какую пользу людям приносят кошки?
♦ Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
♦ Докажите, что кошка — хищное животное.
♦ Сравните способности и характеры собак и кошек.
♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?
♦ Переведите слово "кошка" на казахский язык.
Подвижные игры на казахском языке:
"Мысық" ("Кошка").
Керілді мысық (дети имитируют кошачью походку).
Бізге көзін қысып (разжимают – сжимают пальцы, имитируя хлопанье ресниц).
Жүгіреді жылдам (прыгают).
Ұстап алды тышқан (обняться с рядом стоящим ребенком).
"Тышқандар мен мысық" (" Мыши и кошка").
(авторская игра)
Тышқандар қыдырады,
Мысық ұйықтайды.
Тышқандар, шуламандар,
Мысықты оятпандар!
(ребенок, изображающий кота, сидит в центре круга, а дети, изображающие мышей, ходят вокруг кота, взявшись за руки и произнося текст вместе с воспитателем. По окончании текста ребенок-кот кричит: «Мяу» и пытается догнать убегающих детей-мышей)
Трудовая деятельность:
Уборка опавших листьев.
Наблюдение за воробьем.
(ВЕСНА)
Цель:
-  продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;
-  обогащать словарный запас художественным словом о воробье;
-  активизировать внимание и память;
-   учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить название птицы на казахском языке: торғай - воробей.
- воспитывать интерес к казахскому языку.
Ход:
Загадка
Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетаетЭта птица - круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит  (Воробей).
Художественное слово
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
 Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть...
Задорный, лихой воробьишка,
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
♦ Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?
♦ Кого боятся воробьи?
♦ Чем они питаются весной?
♦  Как люди должны заботиться о птицах?
♦ Переведите слово "воробей" на казахский язык.
Подвижная игра на казахском языке
"Торғайлар мен мысық" ("Воробьи и кошка") .
(авторская игра)
Торғайлар ұшады,
Қанаттын бұлғайды.
Торғайлар секірді,
Орнына отырды,
Дәнді шүкі бастады.
(дети выполняют роль воробьев – повторяя текст вместе с воспитателем, выполняют соответствующие тексту движения: машут руками, прыгают, приседают. На слова воспитателя «Мысық келе жатыр» дети разбегаются, а ребенок, выполняющий роль кошки, пытается догнать их).
Трудовая деятельность
Сгребание подтаявшего снега на клумбу.
Признаки лета
Цель:
-  продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о сезонных изменениях, происходящих летом;
-  обогащать словарный запас художественным словом о лете;
-  активизировать внимание и память;
-   расширять представления о том, чем можно заниматься летом.
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить название времени года на казахском языке: жаз – лето;
- воспитывать интерес к казахскому языку.
Ход:
Загадка
Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согретаВся вода в реке до дна,
Значит, наступает…(лето),
Значит кончилась…(весна).
Художественное слово
Здравствуй, солнце золотое! Снова к нам вернулось ты.Здравствуй, небо голубое,Теплый воздух и цветы!Снова нас зовут дорогиПод шатер густых лесов,Ждут походные тревогиИ ночевки у костров.Манят тихие озера,Зори алые вдали И бескрайние просторы Нашей солнечной земли.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие изменения произошли в природе с приходом лета?
♦ Переведите слово "лето" на казахский язык.
♦ Назовите месяцы лета.
♦ Что можно делать летом?
♦  Вы готовы отправиться в лес за ягодами ?
Подвижная игра на казахском языке
"Аю орманда" (" Медведь в лесу").
(авторская игра)
Орманға барамыз,
Жидекті жинаймыз,
Ал аю орманды кұзетеді,
Орманға кіруге рұқсат бермейді.
(выбирается медведь – аю. Дети, имитируя собирание ягод, двигаются в направлении медведя, повторяя текст. После слов «...рұқсат бермейді» медведь рычит и пытается догнать убегающих детей)
Трудовая деятельность
Уборка в беседке.
Наблюдение за цветами на клумбе
(лето)
Цель: 
-  уточнить с детьми названия цветов на клумбе, знакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов;
-  развивать умение ухаживать за растениями, поливать их;
- развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе;
- воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним;
-  обогащать словарный запас художественным словом о цветах;
-  активизировать внимание и память;
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить название времени года на казахском языке: гүлдер - цветы;
- воспитывать интерес к казахскому языку.
Ход:
Загадка
На клумбе их сажаешь ты,Но не сидят, растут ...! (цветы)
Художественное слово
Посадили мы цветы небывалой красоты,
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие — все цветы красивые
Как прекрасен каждый цвет -
Лучше нашей клумбы нет!  
Воспитатель задает детям вопросы
♦ Какие цветы вы видите на клумбе?
♦ Переведите слово "цветы" на казахский язык.
♦ Какие вам нравятся цветы больше?
♦ Все ли цветы одинаковые?
♦ Из каких частей состоят цветы? 
♦  Для чего нам нужен корень?
♦ Что нужно для роста и развития цветов? 
♦ Кто летает над цветами?
Подвижные игры:
"Гүл" ("Цветок").
(авторская игра)
Гүл ашылды .
Жел соға бастады,
Гүлжапырақша шайқалады.
Жел де тынды,
Гүл ұйықтады .
(Дети, произнося текст вместе с воспитателем, выполняют движения:
поднимают руки вверх, разводят их в стороны, раскачивают руками вверху, приседают, «спят»).
"Клумба"
На участке воспитатель раскладывает обручи (устраивает клумбы). Дети, изображающие бабочек, ,бегают по участку. По сигналу воспитателя: "Бабочки, на цветы!" бегут к обручам, становятся в них (бабочки сели на цветы).
Трудовая деятельность
Полив цветов
Наблюдение за перелетными птицами
(осень)
Цели:
 закреплять знания о перелетных птицах; -   воспитывать интерес и любовь к пернатым;
-  обогащать словарный запас художественным словом о гусях;
-  активизировать внимание и память;
-   учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить название птицы на казахском языке: қаздар – гуси;
- воспитывать интерес к казахскому языку.
Ход:
Загадка
Пусты поля,Мокнет земля,Дождь поливает.Когда это бывает? (осенью).
Художественное слово
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго кружат они над лесами,                                                       
Над крутыми речными обрывами.                                                 
Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы - перелетные.
Воспитатель задает детям вопросы
♦ Каких птиц называют перелетными?
♦ Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?
♦ Каких перелетных птиц вы знаете?
♦ Какие птицы улетают первыми? Последними? 
♦ Переведите слово "гуси" на казахский язык.
Подвижная игра на казахском языке
"Қаздар мен қасқыр" ("Гуси и волк")
(авторская игра)
Қаздар жайлып жүреді:
Шопті жұледі, су ішеді.
Қаздар, үйге ұшындар,
Қасқырдаң кашыңдар!
(дети, изображающие гусей, ходят вприсядку (по-гусиному), приседают, вытягивают шеи и произносят текст. Ребенок, изображающий волка, находится в сторонке, наблюдает за «гусями». По окончании текста ребенок, изображающий волка, пытается догнать гусей, а дети-гуси разбегаются).
Трудовая деятельность:
Уборка сухих веточек на участке.
Наблюдение за лягушкой
(лето)
Цели:
-  продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о лягушках;
-  обогащать словарный запас художественным словом о лягушке;
-  активизировать внимание и память;
-   расширять представления о пользе лягушек;
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить слово на казахском языке: бақа - лягушка ; - воспитывать интерес к казахскому языку.
- учить подбирать глаголы, характеризующие действия лягушки.
Ход:
Загадка
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка).
Художественное слово
Лягушка - попрыгушка,    Скачи ко мне без страха,Тебя я не обижу,Не стукну никогда.Скачи, скачи, лягушка -Зеленая рубаха,Должны мы жить,Друг другу не принося вреда.
Воспитатель задает детям вопросы
♦ Хорошо ли видна лягушка среди травы?
♦ Переведите слово "лягушка" на казахский язык.
♦ Как лягушка передвигается? ♦ Чем питается?
♦ Где живёт? 
♦ Какую пользу приносит?
♦ Кто больше назовет действий лягушки?
Подвижная игра на казахском языке
"Бақалар" ("Лягушки")
(авторская игра)
Бақалар бақылдайды,
Батпақта ойнайды.
Бірге жүріп, қыдырады,
Шаршап жатып ұйқтайды.
(дети как лягушки прыгают, квакают, садятся, "засыпают").
Трудовая деятельность:
Уборка сухих веточек на участке.
Наблюдение за сезонными изменениями
(зима)
Цели:
-  продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей об изменениях в природе в начале зимы;
- учить различать характерные приметы начала зимы;
-  обогащать словарный запас художественным словом о зиме;
-  активизировать внимание и память;
- развивать двигательную активность;
  - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
- закрепить слово на казахском языке: (ақшақар - снежинка);
- воспитывать интерес к казахскому языку.
- учить подбирать глаголы, характеризующие действия лягушки.
Ход:
Загадка
Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарилаИ на санках прокатила (зима).
Воспитатель задает детям вопросы
♦ Что изменилось в природе с приходом зимы?
♦ Как одеты люди?
♦ Какие защитные свойства у снега? 
♦ Из чего состоит снег?
♦ Переведите слово "снежинка" на казахский язык.
Художественное слово
Смотрит ежик в небеса: Это что за чудеса? В небе ежики летают, А возьмешь в ладошки - тают. Ежики – ежинки,Белые снежинки
Подвижные игры:
Ақшақар. Снежинка
(авторская игра)
Ақшақар айналады, (дети кружатся)
Ақшақар ұшады, (машут руками)
Ақшақар жерге қонады, (приседают)
Ақшақар ұйықтады («спят»)
Игры в снежки.
Трудовая деятельность:
Уборка снега с дорожек.