Анализ учебно-воспитательной работы 6 класса

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Самарский муниципального района Волжский Самарской области
Анализ учебной и воспитательной работы
с учащимися 6 класса за 2014-2015 учебный год

В школе разработана комплексная программа воспитательной работы школы «На пути к успеху», к которой каждый классный руководитель составляет свой план и решает поставленную цель. Цель программы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
В классе на 2014-2015 учебный год мною была поставлена следующая цель: создавать благоприятные условия и возможности для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
Для успешного достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
развивать познавательные способности обучающихся;
формировать стремление к здоровому образу жизни;
оказать помощь учащимся в расширении круга их интересов и развития творческих и интеллектуальных способностей у детей;

Программа реализовывается через подготовку и проведение коллективных мероприятий (классные часы, поездки в г. Самара, игры) и индивидуальную работу (беседы, анкетирование). К программе воспитательной работы был разработан план мероприятий, классных часов по месяцам.
Чтобы развивать полноценное развитие учащихся и их познавательные способности, необходимо начать работу не только с самими обучающимися, но с их родителями. Для достижения этой задачи в течение учебного года было проведено 5 родительских собраний, на которых были рассмотрены следующие вопросы: учебная и внеурочная деятельность в 6 класса, первые проблемы подросткового возраста, знакомство с Положением о летней трудовой практике обучающихся, о школьной форме и внешнем виде учащегося, анализ текущей успеваемости, а также что значит компьютер в жизни школьника. Проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся (Рязановой Е.А., Митрофанкиным А., Черепановой А. ), доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания. Данные учащиеся имеют трудности в обучении и общении со сверстниками. Цель работы с родителями заключалась не только об особенностях обучения, особенностях возраста, но и методах подхода в воспитании ребенка, сохранению и укреплению здоровья. По сравнению с прошлым годом явка на собраниях повысилась на 30%. Все родители проявили должный интерес к жизни ребенка, класса, школы, и на собраниях была посещаемость 80%. В прошлом году одним из недостатков в работе с родителями стало непосещение семей учащихся в начале учебного года с целью проверки организации досуга и наличия рабочего места ученика. В этом году посещение состоялось во все семьи шестиклассников. Особое внимание уделено было семьям, которые стоят на учете в ОДН (родители Гавриловой Ю., Митрофанкиной И.).
Также для решения этой задачи с учащимися были проведены игры и задания, как способ развития познавательных способностей. Выявлено мною: активнее выбираются психолого-педагогические технологии, объединяющие в себе обучающие методы с игрой. Особое место в последние годы отводят игровым технологиям и техникам (в том числе и компьютерным), которые оказывают особое значение в развитии познавательных способностей детей

Вывод:
- продолжить работу по развитию познавательных способностей, так как требующего особого педагогического внимания и поддержки.
- применять игровые технологии и техники, которые оказывают особое значение в развитии познавательных способностей детей, не только в воспитательной работе, но и учебной,
- усилить работу с родителями с целью привлечения к учебно-воспитательному процессу.
Для оказания помощи учащимся в расширении круга их интересов и развития творческих и интеллектуальных способностей у детей, мною были проведены:
- тест на креативность Торренса, тест Богоявленской. целью которых было диагностика творческих способностей ребят.
- агитация учащихся с целью посещения внеклассной и кружковой работой, для расширения кругозора интересов (89% учащихся охвачены внеклассной работой). При этом Круглова П., Черепанова А. посещают музыкальную и художественную школы, остальные ребята входят в состав творческих объединений Сельского Дома культуры. Не посещает кружки вне школы Терентьев А., так как ребенок всегда занят с папой домашними делами и имеет проблемы со здоровьем.
Вывод:
- охват учащихся, занимающихся внеклассной работой, максимален. Данная задача решена, но все же с помощью различных диагностик помочь Терентьеву А. выбрать кружок по интересам и повысить мотивацию, а остальным ребятам помочь сохранить интерес.
В классе и школе создавались условия для поддержания стабильного здоровья учащихся, уже целый год ребята питаются в школьной столовой (охваченность питанием 89% детей 6 класса, и лишь Терентьев А. не посещает школьную столовую по причине болезни (у мальчика определенная диета).
Для поддержки здоровья учащихся была проведена следующая работа: проводились беседы на тему «Воздух – это жизнь», «Наши руки не для скуки». Было организован поход в осенний лес, и прогулка- катание на лыжах по поселку. Данной форме воспитательной работы сопутствовало не только укрепление здоровья, но и сплочение коллектива. Ребята получили положительные эмоции и могли пообщаться вне школы.
Вывод:
- продолжить работу по созданию условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
- продумать формы мероприятий по укреплению здоровья учащихся.
Особое внимание в течение учебного года уделялось методам обсуждения, анализу поступков и поведения учащихся. Поэтому следующая задача по формированию самостоятельности учащихся и расширению возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков решалась таким образом:
- продолжает развиваться самоуправление в классе (изменился актив класса: переизбраны староста, ответственные за дежурство, редколлегия). Все ребята добросовестно дежурили в классе (причиной может быть этому и воспитание в семье);
- участие в классных и общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах и т.д., где занимают призовые места (Круглова П., Гаврилова Ю., Черепанова А., )
- проведение таких мероприятий, как «Что может рассказать дневник и ранец школьника?», анкетирование «Чему бы я хотел научиться в 6 классе»
Вывод:
- произошла позитивная динамика в межличностном общении в классе, но уровень коммуникативных умений учащихся еще остается низкий;
- познакомиться с новейшими технологиями для развития творческих способностей личности.

Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показал, что к концу учебного года 9 учащихся были переведены в 7 класс. Произошла положительная динамика в учебе у Кругловой П. повысила успеваемость по русскому языку (была одна «4» за год)- отличница, Терентьев А., Кузина А., Гаврилова Ю. имеют большее количество 3 и 4 по сравнению с 2013/14 уч. год– понижение связано с переходом на ФГОС, усложнением программ и подростковым возрастом учащихся. Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют: Круглова П., Гаврилова Ю., Терентьев А., Митрофанкина И.
В целом в классе сформировалось положительное отношение к учебной деятельности. Ослабленный интерес к учёбе наблюдается у Павлива П., Рязановой В, Павлив М., Черепановой А.
В следующем учебном году необходимо уделить внимание повышению успеваемости некоторых учащихся. Знания детей соответствуют объёму и уровню требований, предъявляемых по каждому учебному предмету за курс 6 класса, при этом итоговая комплексная работа показала, что 56 % - обучающихся с базовым уровнем, 44% - учеников с ниже базового уровнем, 0 % - шестиклассников справились с заданиями повышенного уровня сложности. Сравнивая результаты итоговых диагностик за 5-ый и 6-ой классы, осталось прежним число шестиклассников, которые смогли справиться с заданиями повышенного уровня сложности; с заданиями базового уровня – справилось лишь 5 человек (56%) и уменьшилось на 2 человека – 22%; 4 человека (22%) которые не справились с заданиями базового уровня и имеют ниже базового уровень сформированности общих предметных умений.
Дети пропускают уроки крайне редко и исключительно по уважительной причине. Трудности с посещением возникли у Терентьева С. (около 200 пропущенных уроков) в связи с обострением болезни и частым отъездом в больницу.
Задачи, поставленные, в начале года успешно решались, но не все было достигнуто, поэтому необходимо продолжить работу по созданию оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе с помощью новейших технологий.
Все формы учебно-воспитательной работы соответствовали интересам, запросам и потребностям личности обучающихся.

Классный руководитель 6 класса: Кудинова Т.Н.
15