Доклад на тему Развитие социально — эмоциональной сферы детей посредством театральной деятельности

Доклад «Развитие социально – эмоциональной сферы детей,
посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Социально-эмоциональное развитие представлены в программе «Детство» (авторы: Логинова В.И., Бабанова Т.И., Ноткина Н.А.), Программа развития социальной компетентности детей дошкольного возраста «Я- Ты-Мы» (разработана ведущим научным сотрудником Института педагогических инноваций РАО, кандидатом педагогических наук О.Л.Князевой, город Москва).
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "Я", эмоциональной сферы, вербализации эмоциональных состояний, нравственных ценностей и установок. Работая со старшими дошкольниками, я поняла, что формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Одним из ведущих средств социально-эмоционального развития у детей является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способен увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богат возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми. Дети, принимая участие в театрализованной деятельности, знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребёнка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют сочувствовать и сопереживать персонажам.
На своих занятиях в работе с детьми использую простой приём кукловождения (резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки). Предлагаю им рассказать сказку сопровождая её показом, остальные дети дополняют содержание своим товарищам. Этот приём использую для того, чтобы ребёнок мог себя проявить в любой роли, преодолеть робость и скованность, перешагнуть барьер «я стесняюсь», а также вывожу его на диалог. В программе «Успех» мною предусмотрены дидактические и подвижные игры, тренинги, этюды, упражнения, игры на развитие эмоциональной сферы, дыхательную гимнастику, а также задачи по развитию выразительности речи я включила в занятия по развитию речи, продуктивную деятельность.
На занятиях главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
Для этого я использовала следующие формы работы:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
упражнения по дикции;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения, образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.
В своей работе считаю важным, чтобы педагог не только выразительно читал и рассказывал литературные произведения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любом превращению, т.е владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. А самое главное условие - эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации.


Подготовила педагог доп. образования
МОУ ДО «ДДТ» МО Арсеньевский район Лелейкина С.В




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15