Русский язык 5 класс. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения ( с использованием идей 7 модулей Программы Кембриджского университета)


Русский язык 5 класс.
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство.
Распространенные и нераспространенные предложения
( с использованием идей 7 модулей Программы Кембриджского университета)
Цели:
Результаты обучения:
Ключевые идеи:
Ресурсы Знают главные и второстепенные члены предложения,
знают что такое грамматическая основа предложения.
Понимают различие между главными и второстепенными членами предложения.
Умеют определять в предложении главные и второстепенные члены.
Оценивают синтаксическую значимость грамматической основы
и второстепенных членов предложения.
Знают распространённые и нераспространённые предложения
Умеют находить и отличать в тексте распространённые
и нераспространённые предложения
Знание синтаксических особенностей второстепенных членов предложения,
распространённых и нераспространённых предложений
.
Понимание усвоенного материала, побуждение к дальнейшему расширению знаний.
Выбор стратегий на уроке и разные формы способствуют усвоению
и осмыслению теоретического материала урока и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, речевых и коммуникативных навыков, интереса к предмету
Учебник» Русский язык» 5 класс «Атамура» 2015, карточки, фломастеры, маркеры, тесты и раздаточный материал., рифмованные правила, смайлики
Модули программы: Талантливые и одарённые, новые подходы в обучении,
критическое мышление
Формы работы: групповая, парная
Тип урока: комбинированный
Конспект урока
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Пожелаем друг другу успеха!
( становятся в круг и передают приветствия и пожелания)
2. Творческая работа (Деловая игра)
Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «Новости Любимовки». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки»  Слушайте задания. Найдите на столе лист с заданием . Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.( Выполняют задания)
4. Зачитывают свои домашние сочинения-миниатюры « Осень»
5. Актуализация прежних знаний. Вызов.
Достаю разрезанные полоски с опорными понятиями
сказуемое
подлежащее
основа предложения
главные и второстепенные члены предложения
грамматическая основа предложения.
Нераспространённые предложения
Распространённые предложения
Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?О каких понятиях у вас уже есть представление? Расскажите о них.Итак, сегодня мы будем говорить о членах предложения.
6. Введение в замысел урока
Сказкотерапия.
В одном замечательном селе под названием Любимовка жил-был король Синтаксис. Он был очень строг и требовал, чтобы все знали его правила. Но случилось так, что дети не выучили их. А далеко- далеко за морями и горами в своём ледяном замке жила Снежная королева и она часто смотрела в своё ледяное зеркало, которое и подсказало ей, что дети не выучили правила. И она решила наказать детей. Обрушился шквальный ветер, налетело огромное количество снежинок, и в один миг осень превратилась в зиму. Спасти положение можем только мы, ребята. Мы должны разобраться в правилах и хорошо их запомнить. Чем больше заданий мы выполним, тем меньше снежинок останется.
Самостоятельная работа над правилами ( Учебник стр. 69, 74)
7. Вспоминаем рифмованные правила
ДОПОЛНЕНИЕ
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедленья,
Тут же отыщутся дополнения.
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
На вопросы ГДЕ? КОГДА?
КАК? ОТКУДА? и КУДА?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
8.Закрепляем тему.Игра. Восстанови правило.
1.Вставьте пропущенные слова в определении второстепенных членов:
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы _____________________ и обозначает предмет.
Дополнение выражается ____________________________________________.
Определение – это второстепенный член, который отвечает на вопросы __________________________ и обозначает_______________предмета.
Определение выражается______________________
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы_____________________________________. Обстоятельства обозначают _______________________
_______________________________________________.
Обстоятельство обычно выражаются _____________ или _________________в косвенных падежах.
2.Соотнесите второстепенный член с его графическим обозначением (поставьте стрелки)
Определение - - - - - - - - - -
Дополнение .
Обстоятельство .
9.Работа учащихся у доски. Разбор предложений.
Подчёркиваем главные и второстепенные члены предложения.
( материал прилагается)
10.Здоровьесберегающие технологии .Физминутка для глаз « Осень»
11.Решаем лингвистическую задачу.
из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
12.Тест.
Тест.
Закончите предложения.
1. Подлежащее и сказуемое – это …
а) главные члены предложения;
б) второстепенные члены предложения;
в) не члены предложения.
2. Второстепенные члены предложения – это …
а) подлежащее и сказуемое;
б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) все самостоятельные части речи.
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак
предмета отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие,
отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) сказуемое.
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с    которым
связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее.
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …
а) нераспространёнными;
б) распространёнными;
в) маленькими.
13. Выводы. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. В русском языке больше всего распространённых предложений, т.е предложений, имеющих второстепенные члены предложения. Нераспространённые предложения встречаются реже.
Итоги. Оценивание
14. Рефлексия. Дерево успеха
. 15.Домашнее задание параграф 20-21 правило, упражнение 145