Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Старинный песни мир. Баллада « Лесной царь» Ф. Шуберта.

Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Старинный песни мир. Баллада « Лесной царь» Ф. Шуберта.


Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: расширение  и углубление знаний.

Цель урока: формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.
Задачи урока:
познакомить с жанром «баллада».
проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Информационно-методическое обеспечение:    диск СД, учебник по музыке  6 класс Е.Д. Критской), «Энциклопедический словарь юного музыканта» ( сост.: Медушевский В.В. вспомогательный материал), рабочая тетрадь,  нотная хрестоматия, иллюстрации по произведению «Лесной царь» и по творчеству Ф. Шуберта, «Музыкальная литература зарубежных стран» И. Прохоровой (вспомогательный материал).

Ход урока
· Я пел песни и пел их много, много лет, Когда пел о любви, она приносила мне страдания,
Когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь.
Так любовь и страдания раздирали мне душу.
Ф. Шуберт.
1. Музыкальное приветствие.
2. Вступительное слово учителя о Ф. Шуберте. Введение в тему урока.
(На доске висит портрет Франца Шуберта)
УЧИТЕЛЬ:
Ф. Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепьянные пьесы и т.д. Но главное место в творчестве композитора занимал жанр песни (около 600). Шуберт создал новый тип песен, которые представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов. Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.
Франца отличала редкая способность: будучи лириком, не замыкаться в своем мире, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их чувствует, и хотело бы передать большинство людей. Он был певцом глубокой человечности, большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми называли «шубертиадами». (Работа по учебнику, просмотр портретов и иллюстраций с изображением композитора).
УЧИТЕЛЬ: В 3 классе мы немного знакомились с творчеством Шуберт, а прошлый урок наш был посвящен искусству прекрасного пения бельканто и мы беседовали об исполнителях и слушали песни Шуберта.
А какие песни Шуберта знаете вы?
ДЕТИ: «Аве Мария», «Форель».
УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним мелодии несколько фраз из этих песен и споем их.
(учащиеся исполняют фрагменты песен «Форель», «Аве Мария»)
А сегодняшний наш урок посвятим творчеству Франца Шуберта и проанализируем одно из  его лучших вокальных  произведений балладу «Лесной царь».
3. Рассказ учителя о Ф. Шуберте. (на фоне музыки композитора)
    Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год.
   Он родился в предместье Вены в Лихтентале. Отец его школьным учителем. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, братья на разных музыкальных инструментах. Обнаружив у маленького Франца талант отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Когда Францу исполнилось 11 лет, его поместили в конвикт – школу подготовки церковных певчих. Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения – фантазия для фортепиано, ряд песен. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена. С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов Моцарта, Бетховена, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор окончательно решает посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе.
  Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов Шуберт не давал, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА. Музыкальные мысли рождались непрерывно. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».
Контроль выполнения задания на опережение, данного на предыдущем уроке.
УЧЕНИЦА: (смена музыкального фрагмента, сопровождающего рассказ)
- Я хочу вам рассказать о Ф.Шуберте историю, которую прочитала в «Музыкальной литературе зарубежных стран» И. Прохоровой.
- Музыкальные мысли посещали его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать их, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

-  Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. Он был всеобщим
любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты.
Учитель:
- Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.
Ученица:
- Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.
Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.
Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.
УЧИТЕЛЬ:
Спасибо за интересную информацию.        
- У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
С одним из таких  произведений написанных Шубертом мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь». Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот так описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом». В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта и беседа о ней.
Учитель:
Знаком ли вам такой жанр?
ДЕТИ:
Мы знакомились с ним на уроках литературы.
УЧИТЕЛЬ:
Тогда охарактеризуйте мне его.
ДЕТИ:
Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики.
Учитель:
А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность  и фантастика, эпос и лирика. (Дети записывают в музыкальный словарик новый музыкальный термин жанр баллады).
Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.
Звучит баллада «Лесной царь» на немецком языке.
Опережающее задание: произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц. ( Если мнения разделяются, можно прочитать текст в переводе на русский язык В. Жуковского).
ДЕТИ:
В балладе  4  действующих лица.
УЧИТЕЛЬ:
Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям, а затем ещё раз прослушав, определим какие интонации, эмоциональные краски  каждому персонажу дал Шуберт.
А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.
( Дети смотрят иллюстрации к балладе , помещенные в учебнике; читают балладу по ролям и ещё раз  прослушивают ).
УЧИТЕЛЬ:
Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? как вы думаете, мелодия какого героя должна быть самой красивой? Почему?
ДЕТИ:
Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся. Напряжение усиливается к концу произведения. Лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.
УЧИТЕЛЬ:
Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как стремительное, драматически напряженное движение?
ДЕТИ:
Сообщают, что они услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть  даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.
УЧИТЕЛЬ:
    Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
   А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети выстукивают аккомпанемент, играют).
Давайте попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного царя.
Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети  выстраивают свой ответ).
Жанр – вокальная баллада.
Композитор – Франц Шуберт.
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика -  от РР до FFF
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Образ – драматический.
Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.
Характер музыки – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий, завораживающий, безумный, испуганный.
УЧИТЕЛЬ:
Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.
ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
УЧИТЕЛЬ:
Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его  сделали? (Дети  рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).
УЧИТЕЛЬ:
Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я попрошу  вас ответить мне  на эти вопросы. (Каждый ребёнок  (или по желанию) берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный вопрос).
Примерные вопросы на карточках (рефлексия): 
1.Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?
2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?
3. Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?
4. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на сегодняшнем уроке?
В заключение урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.
иђ Заголовок 215