конспект урока по истории России 6 класса:Быт и нравы Древней Руси.

Тема урока: Быт и нравы Древней Руси.
Цель: Охарактеризовать развитие культуры Руси 9-11 вв.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление о:
материальных объектах:
а) простые:
бортничество,
порты,
кожухи,
понева,
епанча,
мечи,
сабли,
кольчуга,
шишаки,
кокошник.
б) сложные:
хоромы,
гридница.
сени,
терем,
слобода.

в) о типичных представителях различных слоев населения:
горожане,
крестьяне,
земледельцы,
бояре,
князья,
дружина,
купцы.

О типичных отношениях между:

земледельцами и горожанами,
крестьянами и боярами,
князьями и княжеской дружиной,
князьями и боярами,
воином и дружиной,
воином князем.

Сформировать у учащихся понятия:

гридница,
епанчи,
понева,
кокошник,
зипуны,
шишаки,
кольчуга.

Сформировать у учащихся представление о разнице между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Развивающие задачи:

Сформировать у учащихся умение находить отличительные черты сельского жителя от жизни горожан.

Сформировать у учащихся умение систематизировать информацию о повседневной жизни землевладельцев.
Сформировать у учащихся умение делать выводы на основе информации о повседневной жизни древнерусского жителя.
Сформировать у учащихся умение сравнивать деятельность сельского жителя Древней Руси и горожанина.
Сформировать у учащихся умение анализировать развитие семейной жизни в древней Руси.
Сформировать у учащихся умение работать с историческим документом: стихотворение карточка №5б, историческая песня «Баллада о разбойниках» карточка 13 , документ имя «Слово о законе и благодати» карточка №12, составь документ «жилище славян» карточка 18а.
Сформировать у учащихся умение работать с картой « Соседи восточных славян».
Сформировать у учащихся умение отвечать на вопросы текста.
Сформировать умение работать с фотографиями Карточка № 6,5, 7,17,21. Отвечать на вопрос.
Сформировать умение описывать учебный рисунок Карточка №11,16, 18,19,20
Сформировать умение работать с живописью, составлять описание.

Сформировать у учащихся умение составить диалог между горожанином и крестьянином о том, кому на Руси жить лучше?
Причина следственная связь: показать влияние христианства на развитие культуры в Древней Руси.

Воспитательные:
Усвоение учащимися идеи необходимости существования патриотических чувств на примере преданности воинов своему князю.
Формирование у учащихся понимания необходимости усердной трудовой работы для достижения высоких результатов в области сельского хозяйства.
Формирование у учащихся чувства прекрасного на примере древне русских обрядов, праздников.
Формирование у учащихся чувства трагического на примере голода испытанного древнерусскими крестьянами во время неурожаев.

Оснащение урока.
Иллюстрации:
В. М. Васнецов картина «Богатыри»,
картина «Пир»,
Макет славянской избы,
Живопись (былины),
Изображение (Софийский собор),
Фото
Портрет Александра Невского
Дидактические карточки 1-25

Музыка

Учебные картины:
Софийский собор (11 века)
Охота,
Карта «соседи восточных славян»,
Украшение,
Русская одежда.
Литература:

Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. «Праздники православной церкви.» М., 1962.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. «Очерки истории архитектурных стилей.» М.: "Изобразительное искусство", 1983.
3.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: "Просвещение", 1993. - 221 с.
4.Долгов В.В. « Быт и нравы древней Руси» - М.: Яуза, Эксмо, 2007.
5.Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян. Велесова книга.» Саратов: "Надежда", 1993.
6.Князький И.О. «Русь и степь», М., 1996 г.
6.Маерова К., Дубинская К. «Русское народное прикладное искусство.» М.: "Русский язык", 1990.
7.Матюшин Г.Н. «У истоков цивилизации», М., 1992 г.
8. Мудрук С, Рубан А. «Персонажи славянской мифологии». – Киев «Корсар», 1993.
9.Павленко Ю.А. «Праславяне и арии: Древнейшая история индоевропейских племен» - Киев, 2000 г.
10. Пекелис, М.. ред., История русской музыки, I (Москва и Ленинград, 1940).

11.Романов Б.А «Люди и нравы древней Руси»
12.Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия. Спб., 1998.
13. Рыбаков Б.А. "Язычество Древней Руси". М., 1987
14.Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.
15. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.
16.Фроянов И.Я. «Рабство и данничество у восточных славян», СПб., 1996 г.









.
Опрос
Методическая часть
Устно, фронтально.
Устно, индивидуально.
Устно, фронтально.
Устно, индивидуально.
Игровая методика. карточка № 1.
Устно, фронтально.
Устно, индивидуально.
Наглядный метод .
Карточка. №2.



Устно, фронтально.

Устно, индивидуально.

Устно, фронтально.



Наглядный метод карточка № 2а.

Текстовый метод.
Карточка №3
Устно, индивидуально.
Устно, фронтально.


Наглядный метод.
Карточка №4

Устно индивидуально.


Устно индивидуально.
Устно, фронтально.


Наглядный метод.
Карточка №5
Устно, фронтально

Устно, индивидуально.


Игровая методика. Карточка №5а.




Устно, фронтально.

Устно, индивидуально.

Текстовая методика
Карточка № 5б.

Устно, фронтально.
Устно, индивидуально

Устно, индивидуально.

Устно, фронтально.

Игровая методика. Карточка № 6.

Устно, фронтально.
Наглядная методика. Карточка №7.

Устно, индивидуально.


Устно, индивидуально.


Устно, индивидуально.

Устно, фронтально.

Устно, индивидуально.

Устно, фронтально.

Устно, фронтально.

Устно, индивидуально.



Индивидуально, письменно.


Содержательная часть.
Что было основой древнерусской культуре?
Какая страна оказала большое влияние на развитие русской культуры.
Какие финоугорские племена вы знаете?
Какой веры были восточные славяне?
Ромашка»
какой князь первым принял христианство. И в каком году?
Что такое былины?
«Ответь на вопрос: Кто изображен на картине?
Каких богатырей из былин вы знаете ?
Кто создал славянскую азбуку ?
Что вы знаете о византийских монахах Кирилле и Мифодии?
Назовите имя князя, правившего в былинное время?
«Портрет»
Что вы знаете о первых русских книгах?
Как по вашему , что использовали в древнерусской письменности, вместо бумаги?
Что изображено на рисунке?
Как вы думаете , чем привлекала восточных славян Византия?
Первыми литературными произведениями были? Как называли одну из первых?
В каком году написана « Повесть временных лет» Кто ее автор?
Кто изображен на картине?
Кого вы знаете из первых летописцев?

Что такое житие?

«Поймай рыбку». Собери событие и имя.
Кто писал жанр слово. Как называли его произведения. О ком в них говорят?
Что такое деревянное зодчество?
Стихотворение. Ответе на вопросы?
Что характерно для деревянного зодчества?
Что было заложено Владимиром в Киеве Что можно об это сказать?
Откуда произошло название «Десятинная церковь».
Что изготовляли мастера оружейники? .
Собери воина.
Что можно сказать о Софийском соборе?
Что изображено на фотографии, охарактеризуйте это сооружение?
Что такое фрески?
Что такое мозаика? И в чем ее использовали?
Как вы считаете, чем отличалась фреска от мозаики?
Кто такие ювелиры?
Как вы думаете, какую технику использовали древнерусские ювелиры? Почему?
Подумайте, почему культуру называют - самобытной культурной традицией?
Кто такие варяги?
Назовите династию правившею в этот период?
Назовите первых русских князей?
Сравните Христианство и Язычество. Каково сходство и значение.
Нарисуйте свою руку. Изобразите в ней сельскохозяйственные орудия труда.

Изучение нового материала
(По параграфу №8 стр63-72)

Переход к новой теме.
Вводное слово учителя. Беседа.

























Целевая установка.





































Метод устного изложения материала (объяснение). Д.М. [10].












АПД (на личностную оценку).














АПД (припоминание).









































АПД (припоминание).




Метод игрового обучения.
Карточка №8.









Метод наглядного оучения.
Карточка № 9.

























































Метод устного изложения.
(Сжатое сообщение.) Д.М [14].
























Использование музыки. Прием: Погружение во времени. Юрий Стрельников. Игра на гуслях.

Метод наглядного обучения. Карточка №10.

Метод наглядного обучения . Карточка №11.
Метод устного обучения ( объяснение). Д.М [1].








Связь с современностью (этимология).



АПД (припоминание).






















АПД (припоминание).
















АПД (личностная оценка).

Связь с современностью (сохранение традиций и обычай.)






АПД (припоминание).

Связь с современностью (сохранение традиций и обычай.)





АПД (запоминание).
Метод текстового обучения. Карточка № 12 Методика устного изложения (сжатое сообщение). Д.М. [10].

АПД (припоминание).

Связь с современностью (отображение в живописи).




Метод текстового обучения. Карточка № 13.







Метод устного изложения (рассказ). Д.М. [4.]








АПД на (личностную оценку).


Методика устного изложения (объяснение). [9].

Связь с современностью (сохранено в виде материальных объектов). Музей оружия в г. Туле.




АПД (личностная оценка).


Метод текстового обучения. Карточка №14.




АПД (припоминание).



АПД (личностная оценка).





Метод устного обучения (объяснение и описание). Д.М. [10].


АПД (личностную оценку ).
Связь с современностью (этимология).




АПД (на личностную оценку).












АПД (припоминание)
Связь с современностью (сохранено в виде материальных объектов). Музей деревянного зодчества деревня Кижи.









АПД (припоминание ).

Метод наглядного обучения. Карточка №.15.
Связь с современностью ( Сохранение материальных объектов). Музей деревянного зодчества в Костроме.



АПД (припоминание)







Методика устного изложения (объяснение). Д.М. [2; 6.].




АПД (припоминание).



АПД (припоминание).





Метод устного изложения (сжатое сообщение). [7]


Метод наглядного обучения. Карточка № 16.




АПД (личностная оценка).
Метод устного обучения (Объяснение). Д.М [7].





Связь с современностью ( сохранение традиций и обычай).

АПД (личностная оценка).
Метод устного обучения (объяснение- описание). Д.М [13 ].

Метод наглядного обучения. карточка № 17.



АПД (припоминание).


Метод устного обучения (сжатое сообщение). [6].





Метод наглядного обучения. Карточка №18.


АПД (припоминание).



АПД (припоминание).

Метод устного изложения (объяснение). Д.М[11;14.].
Метод текстового обучения. Карточка № 18а.


АПД (запоминание).

Метод наглядного обучения. Карточка №19.





Метод наглядного обучения. Карточка № 20








АПД (запоминание).
Метод наглядного обучения. Карточка № 21.
Связь с современностью. (Сохранение традиций).
Тема: Быт и нравы древней Руси.
Данная тема является актуальной в современном мире, так как всегда важно помнить и знать свою историю, как жили наши предки, какова была их культура. До сих пор ведутся раскопки, проводятся реконструкции по этой теме.
Давайте вспомним?
1. Когда образовалось единое древнерусское государство?
2.Кто были первыми князьями.
3.В каком году было принято христианство?
4.Каково было принятие христианства на древнерусскую культуру?

Сегодня на уроке мы продолжим изучать культуру древней Руси. Мы будем рассматривать культуру с социально экономической стороны. Поговорим о повседневной жизни славян, выявим характерные черты русского быта. Мы с вами попробуем выяснить, чем занимались наши предки, какое ремесло у них было, что употребляли в пищу, как одевались. На этом уроке мы познакомимся с новыми понятиями, терминами такими как: бортничество, понева, хоромы, кокошник и т.д., которые необходима, записывать в тетрадь. Мы погрузимся в эту эпоху с помощью фотографий , живописи. В ходе урока вы получите дидактические карточки. Во время урока вам будет предоставлена возможность выполнять различные задания, отвечать на вопросы. В конце урока проверю тетради с выполненной работой по карточкам, выставлю оценки за активность на уроке.
Изучение новой темы будет проходить по следующему плану: 1. Повседневная жизнь славян. 1.1.Развлечение. 1.2. Народные праздники и обряды. 1.3.Устное народное творчество. 2. Семейная жизнь. 3.Военное дело. 4.Жилище. 5.Ремесло 5.1. деревенское. 5.2.городское. 6. Одежда.

Повседневная жизнь славян.
Занятия славян
Большая часть населения Древней Руси проживали в сельской местности. Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней.
Как вы понимаете слово «жито»?
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.
Что такое подсечно-огневая система?
Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами,
В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Что такое бортничество?
№8«Знаете ли вы славян».
Кроссворд. Оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге – от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтоб отбиться от степняков.
№9. «Соседи восточных славян»
Купцы проводили большую часть своего времени на рынке, а ремесленники – в своих мастерских. В Сельских районах повседневные дела были разнообразными, они зависели от времени года и, соответственно, от сельскохозяйственных работ. Зимой, когда на земле не работали, крестьяне, как это было и в более поздние времена, должно быть, занимались ремеслами или работали в городах. Женщины всех социальных слоев, кроме самых высших, занимались приготовлением пищи и другими всевозможными домашними делами, а также шитьем и вязанием.
Повседневная жизнь часто прерывалась праздниками и другими общественными событиями. Древние праздники языческих времен постепенно вытеснялись церковными праздниками, но в том, как отмечались эти праздники, долгое время еще были заметны языческие обычаи, несмотря на все возражения священнослужителей. Каждый большой церковный праздник, такой как Рождество, Пасха, Троица и Преображение Господне отмечался не только специальными церковными службами, но и общественными собраниями, песнями, танцами и особым угощением. По таким случаям князь обычно открывал двери своего дворца городскому люду и устраивал пышные пиры.

1.1.Развлечение. Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал "на сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. №10 Картина. Гусляры. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. №11 Иллюстрация «Охота» 1. 2 Народные праздники и обряды. Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметную роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне от формирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозного культа в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялись религиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер.
Типичным языческим праздником является Новый год. Этот праздник отсутствует в традиционном христианском календаре, и неоднократно подвергался преследованиям вплоть до 1700 г., когда Петр I сделал его государственным (до этого приход Нового года отмечали 1 марта или 1 сентября). В старину на Святки первобытным способом, трением, добывали новый, священный огонь, олицетворявший прибавление света Солнца, и пекли на нем хлебы и блины. Надо отметить, что блины были поминальной едой, т. е. это был также праздник поминовения предков. Пир на Новый год, как во время других праздников, носил ритуальный характер. По обряду, во время его все должны были есть не в меру, объедаться и опиваться, чтобы обеспечить изобилие пищи и в будущем (т. е. исполнять обряд «объедания»). Отсюда, кстати, в русском языке произошло слово «жрать», однокоренное со словом «жрец» священнослужитель. Непременной пищей на Святки было сочиво, подобие компота, приготовленное из нераздробленных семян. Оно должно было обеспечить хороший урожай на грядущий год. Для увеличения поголовья скота делались фигурки из теста быки, коровы, овцы, утки (все это была жертвенная пища). Их ставили потом на окна, посылали родным, раздавали односельчанам, ходившим по деревне с колядками озорными песнями и частушками. Святки сопровождались гаданиями попыткой выведать у задобренных богов предсказания на будущее.
Что такое масленица?
Другим известным языческим праздником является Масленица, праздник встречи Солнца в конце февраля. Долгая борьба с ним церкви завершилась, в конце концов, лишь его выведением за сроки Великого поста перед Пасхой. Однако языческий характер праздника сохранился. По поверьям одних славянских племен, в масленичные дни божество зимы Морана уступает свою власть божеству весны Ладе. По другим поверьям, это праздник смерти и воскрешения богини плодородия Масленицы, или Костромы, соломенное изображение которой сжигали в конце праздника, а образовавшиеся угли разбрасывали по озимым посевам. Особое значение имело приготовление блинов на Масленицу. В данном случае они имели одновременно значение и поминальной пищи, и символа Солнца.
Каких языческих Богов вы знаете?
Важным было значение игр и смеха во время Святок и Масленицы. Особенно характерны в этом смысле игры в свадьбы, взятие снежных городков. Смех при этом носил ритуальный характер. Он должен был обеспечить веселье и удовольствия на весь следующий год. Сложнее было отношение к сожжению Масленицы. По обычаю, часть людей в это время должна плакать, а часть смеяться. Этот обряд выражает идею бессмертия творческих сил природы, отсутствия смерти.
Сравните обряды Нового года и Масленицы, что в них общего?
Надо отметить, что древние люди не верили в абсолютный характер смерти.
Сейчас с христианским праздником Пасхи связан обычай посещать могилы покойных родственников. Однако это пережитки языческого праздника, приходившегося на время перед пахотой. Он был связан со стремлением крестьян добиться поддержки со стороны мертвых предков в пробуждении плодоносных сил земли, обеспечении урожая. В это время на могилах катали вареные яйца, лили на них масло, вино, пиво. Все это были жертвы, которые должны были напомнить мертвым об их родственных связях и долге перед живыми. Такие жертвоприношения в течение весны и лета производились неоднократно. Церковь превратила их в празднование родительских суббот, посещение кладбища, сопровождаемое христианским поминовением усопших.
Как относилась церковь к Языческим праздникам?
Самым известным и колдовским из языческих праздников был сохранившийся и по сей день праздник Ивана Купалы 24 июня (7 июля по новому стилю). В это время лекарственные и колдовские травы
набирали силу. Их собирали знахари. А молодежь отмечала этот день как очередной праздник богини Лады. Ее фигуру делали из соломы. При помощи трения добывали огонь, и юноша с девушкой прыгали через костер, взяв в руки соломенную куклу Лады. По прыжку судили об удаче в супружестве. Затем до зари водили хороводы, а куклу сжигали или топили. По значению этот обряд напоминает ритуал чествования и сожжения Масленицы. В других местах день Ивана Купалы является скорее женским праздником, связанным с молением о дожде, необходимом в это время для урожая. Он сопровождается хороводами девушек в уединенных, считающихся священными местах и рощах, жертвоприношениями рекам и родникам, обрядами, посвященными русалкам как богиням воды.
Как проводили обряд «встречи весны»? № №12.Документ имя.
1.3.Устное народное творчество.
Составной частью искусства Руси являлась музыкальное, певческое искусство. Русская песня имеет свои мелодические, гармонические и ритмические особенности. Профессиональных певцов, по-видимому, было много. Они переходили с одного народного праздника на другой, выступая не только в княжеских хоромах, но и на городских торговых площадях и сельских ярмарках. Они, в основном, были известны как скоморохи.
Кто такие скоморохи?
Скоморохи работали группами, и, как классу, им нужно отдать должное за сохранение в веках традиций древнего народного искусства в России. На фресках Софийского собора изображены музыканты, играющие на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях
На княжеских пирах, исполняли героические баллады, такие как «Слово о полку Игореве». В "Слове о полку Игореве" упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который "напускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям славу рокотали". "То не десять соколов пускал Боян на стаю лебедей, то он пальцы свои искусные на живые струны накладывал. А те струны, будто сами, славу князьям пели ".
№13.Историческая песня « Баллада о разбойниках».

Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр.
Что касается религиозной музыки, то о языческих обрядах нам известно немного. Масуди упоминает музыкальные мелодии, которые мог слышать путешественник, приближаясь к определенным языческим капищам в земле славян. Известно, что языческие священнослужители балтийских славян использовали трубы. Возможно, в языческий ритуал также входило какое-то пение и музыка.
После крещения Руси церковное пение стало существенным элементом русской музыкальной культуры. В соответствии с византийской традицией Русская Церковь избегала инструментальную музыку, если не считать таковой церковные колокола

2. Семейная жизнь.
Наиболее распространенными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми. Они вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из ее членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли.
Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.
В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях, люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.

Как вы думаете, почему в семьях славян так рано заключались браки?

Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Еще долго сохранялись языческие праздники.
3.Военное дело.
Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Они передвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки изящные остроконечные шлемы. Защитными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.
Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены вой вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копье либо тяжелый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили, она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.
Как вы думаете, кто такие вои?
Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нем находилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона.
№14. Заполни таблицу.

В Руси существовало три типа войск пехота, конница и флот. Сначала коней начали использовать в качестве средства передвижения, сражались же спешенными.
Таким образом, для скорости передвижения войско использовало вместо обоза вьючных лошадей. Однако, профессиональная конница была нужна для борьбы с кочевниками, поэтому дружина становится конной. Лошади были важны не только для войны, но и для хозяйства, поэтому разводились во владельческих сёлах. А также содержались в княжеских хозяйствах.
Флот у восточных славян зародился в IVVI веках и был связан с борьбой против Византии. Это был речной парусно-гребной флот, применимый для мореходства. С IX века на Руси существовали флотилии из нескольких сотен судов.
Что такое флотилии?
Они предназначались для использования в качестве транспорта. Однако, морские сражения также имели место. Основным судном была ладья, перевозившая около 50 человек и иногда вооружённая тараном и метательными машинами.
Если у ранних славян, по сообщениям греков, не было доспехов, то к VIIIIX веку относится распространение кольчуг. Они делались из колец, сделанных из железной проволоки.
Почему на воина одевалась кольчуга?
В XIII веке происходило общеевропейское утяжеление доспехов, и на Руси появляются кольчуги длиной до колен. Однако кольчужные плетения использовались и для других целей примерно тогда же появляются кольчужные чулки (нагавицы). А большинство шлемов снабжалось бармицей. Кольчуги на Руси были очень распространены и применялись не только дружиной, но и незнатными воинами. Шлемы
поначалу это были конические шлемы норманнского типа
Это были шлемы черниговского типа, склёпанные из четырёх частей железа, и, зачастую, богато украшенные. С XII века на Руси появляются высокие шеломы со шпилем и наносником, и вскоре становятся наиболее распространённым типом шлема, сохраняя первенство несколько веков.
4. Жилище.
Русское жилище, как и жилище любого народа, имеет много разных типов. Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и разных времен. Прежде всего, русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных.
Как вы думаете, зависел ли характер постройки от времени года?
Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает само слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним жилым помещением.
Почему, по-вашему, на Руси строилось много построек?
Двор знатного человека представлял собой территорию, обнесенную забором, застроенную несколькими каменными зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены крытыми переходами.
У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в маленькое волоковое окно; в избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.
“В этом пространстве жил бедный русский мужик ... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками, посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в городах, но и в посадах. Случалось, что в одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.
Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек, обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно, историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий труда.
Как вы понимаете фразу топить «по- черному»
Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи, были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной.
Большая часть населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.
Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства.
Как называется постройка, где хранили зерно?
В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.
№ 15.Иллюстрация постройка из дерева.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий.
Из какого дерево чаще всего строили жилище и почему?
В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться, высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора.
5. Ремесло.
Русские ремесленники X - XIII веков сделали свой большой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и не выцветающей эмалью.
История древнерусского ремесла рассматривается по двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие технические приемы, известные городу XI - XII веках, деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или только в деревне
5.1.ДЕРЕВЕНСКОЕ РЕМЕСЛО
Кузнечное дело.
Кто такие кузнецы? Чем они занимались?
С ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий: "кузнец - колдун, хитрец"
. В своем деле кузнецы использовали руду, которая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали небольшими частями, достаточными лишь для изготовления: ножей, долот, стрел, серпов и других сравнительно небольших предметов.
Что такое горны?
Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стала делом особых мастеров. Весь процесс изготовления металлических вещей распадался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предварительная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4) горячая ковка для получения желаемых изделий. В деревенских кузницах XI - XIII веков работало по два кузнеца, один в качестве основного мастера, другой - подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков. Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны.
Ювелирное дело
Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.
№ 16.иллюстрация
В X - XIII века можно отметить большую тщательность выделки и большое разнообразие форм. Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет. По внешнему виду русские украшения из сплавов делились на две группы: подражающие по цвету золоту (с преобладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.
Как вы думаете, золотые, серебряные украшения могли себе позволить крестьяне?
Домашнее производство
При натуральном хозяйстве многое производилось в каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в виде домашнего производства, к которому можно отнести изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря, творога и сыра.
Овчинные тулупы и меховые шапки изготавливались дома. Находят железные струги для соскабливания шкуры.
Для изготовления тканей и нитей использовались: лен, конопля, овечья шерсть. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное колечко - "пряслень". На пряслицах очень часты значки и надписи, подтверждающие принадлежность его определенной женщине. С процессом обработки льна и получением пряжи связано много различных поверий, обычаев и песен, имевших в свое время обрядовый характер. Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным, двухцветным, трехцветным и многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали цветной вышивкой или набойкой.
Как вы думаете, как окрашивали ткань?
Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне и в то же время самым необходимым.
Городское ремесло
Ювелирное дело
В городе широко применялись изделия из кованной меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди выполняли по определенному профилю. Кровли зданий крыли листами кованной меди.
№17. медная посуда славян.
Из меди лили колокола, кресты, складни, подсвечники, перекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов, подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала и т.д. Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей использовался так называемый способ "потерянной формы. Именно этим приемом создан ряд бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами по бокам Чеканка.

Что такое чеканка?

С ковкой серебра и меди связана чеканка этих металлов. Простейший вид чеканки представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами.
Узоры наносились различной формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде кольца, круга, треугольника.
Обработка кожи.
Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и пергамент - все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их подшивки.
Сырьем для кожевенника служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Сначала шкуры очищали от волос в огромном чане, который был сделан в виде ящика из колотых плах, вставленного в пазы врытых в землю столбов.
К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого делались богатые сапоги, и изготовление пергамента, который делался из телячьей кожи, специально обработанной и разглаженной.
№18.иллюстрация (сапоги из кожи)
- Обработка камня
Работы по камню делятся на два раздела: работы, связанные со строительным делом, т.е. обработка больших блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и отшлифовкой мелких самоцветов. К первому разделу нужно отнести постройку зданий, дворцы, стен, башен, церквей, крестов, половых плит, крупных скульптурных произведений и изготовление жерновов.
Что такое жернова?
Материалом служили: песчаник, известняк, мрамор и другие породы
Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной обработки. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крестиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для украшения различных золотых медальонов. Материалом служили плотные сорта известняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вроде сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря. Бусы сверлились с двух сторон, так как трудно было сделать длинное сверло.
Какие драгоценные камни для украшения вы знаете?
Затем бусы гранились или обтачивались. Последним этапом была шлифовка камня. Также делались камни для оправы в золото.
Одежда. 18а. Составить документ Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи носились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых и знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у простонародия, вероятно, красными нитками.
Из каких тканей шились рубахи? Главнейший элемент такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота. Ожерелье могло быть пришито к рубахе, могло быть и накладным, но ношение его нужно считать обязательным вне дома. Украшениями покрывали концы рукавов и низ подола рубах. Рубахи различались по длине. №19. иллюстрация. Следовательно, короткие рубахи, подол которых доходил примерно до колен, носили крестьяне и городская беднота. Богатые и знатные носили длинные рубахи, сорочки, доходившие до пят. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина для обозначения этой одежды еще не было. Обувь XVI века была весьма разнообразной и по материалам, и по покрою.Сапоги - обувь знатных, богатых; калиги, поршни - обувь крестьян и массы горожан.Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати. Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, была войлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующие феодальные слои населения, больше связанные с торговлей, стремившиеся подчеркнуть свою сословную обособленность, многое заимствовали из других культур. № 20. Головные уборы. Широко распространился среди бояр и знати обычай ношения тафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А, выходя из дому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярской спеси и достоинства. Одним из обязательных элементов одежды и одновременно украшением служили пояса. Выйти на улицу без пояса было нельзя. Знать носила и другие шапки. Если отличие в основном мужском одеянии между сословными группами сводились главным образом к качеству материалов и украшений, то разница в верхней одежде была очень резкой, и, прежде всего по количеству одежд. Чем богаче и знатнее человек, тем больше на нем было платья. Сами названия этих одежд не всегда понятны нам, так как отражают часто такие их признаки, как материал, способ застегивания, что совпадает и с номенклатурой позднейшей крестьянской одежды, так же весьма неопределенной по функциональному признаку. С господствующими слоями одинаковы по названию были у простонародья только шубы, однорядки и кафтаны. Но по материалу и украшениям не могло быть никакого сравнения. Какая отличительная черта была у богатых людей? № 21. женская одежда. Среди женской одежды упомянуты и сарафаны, покрой которых точно трудно себе представить, но это было просторное длинное платье, так же украшенное вышивкой, обнизями. В современном обществе часто можно увидеть девушку, женщину в брюках, джинсах. Мало дам, которые надевают длинные платья, и то по праздникам. Конечно, так роскошно одевались лишь во время парадных выходов, приемов и в других торжественных случаях. Как в мужском костюме, рубаха была основной, а часто единственной одеждой женщин в XVI веке. Но сами рубахи были длинные, до пят покрой женской рубахи нам не известен. Материал, из которого шились женские рубахи - полотно. Но могли быть и шерстяные рубахи. Женские рубахи обязательно украшались. Конечно, у крестьянок дорогих ожерелий не было, но их могли заменять вышитые, украшенные простыми бусами, мелким жемчугом, латунными нашивками. Крестьянки и рядовые горожанки, наверное, носили поневы, плахты или подобную одежду под другими названиями.

Закрепление
Слово учителя.

Игровая методика Карточка. № 22 Устно, фронтально Устно, фронтально
Игровая методика. Карточка № 22а.
Устно, фронтально Игровая методика Карточка. №23 Устно, фронтально Устно, фронтально Игровая методика. Карточка № 23а. Устно, фронтально Игровая методика карточка № 24 Устно, фронтально Устно, фронтально
Игровая методика. Карточка № 24а.
11.Письменно, фронтально
Для наилучшего усвоения полученной на уроке информации необходимо ответить на следующие вопросы:
«Слова определения»
С какими народами воевали славяне?
Назовите основные развлечение богатых славян?
Дорисуй элементы вооружения.

Какие народные праздники отмечали славяне?

«Дай правильный ответ»
Какие обряды проводили древние славяне?
Знаете какие песни исполнялись и кем?
В каком возрасте девушку отдавали на выданье?
Перевод с «таробарского»
Чем вооружение княжеского дружинника отличалось от вооружения воя – народного ополченца?
Заполнить таблицу
Чем отличалось жилище богатых от бедняков?
Какие виды ремесла вы знаете?
Подбери дату к словам.
Какие элементы одежды у крестьян вы знаете?
1   лучина, крынка, сруб, красный угол, прялка, рушник. 2   соха, подкова, серп, мельник, стадо, лес.3   глава семьи, понёва, пряха, масленица, святки, Ярило. - Составить рассказ, используя данные слова.



Домашнее задание.

Выучить параграф 8.
Устно ответить на вопросы после параграфа. При подготовке домашнего задания обратите внимание на даты, исторические имена, а также исторические термины. Также необходимо прочитать предложенный к параграфу документ и устно ответить на вопросы. Выполнить в рабочей тетради письменно задания 3, 4, 5. Некоторые из вас (по желанию) могут подготовить доклады, которые мы выслушаем на следующем уроке. За доклад будет выставлена дополнительная оценка.
Темы докладов:
1.Внутреннее убранство дома у богатых славян. 2.Обряды на Руси. 3.Ремесленные мастерские.