Урок Добра в 8 классе «Видит только сердце…» (с опорой на материал урока литературы по повести В. Короленко «Слепой музыкант»)

Урок Добра в 8 классе «Видит только сердце»
(с опорой на материал урока литературы по повести В. Короленко
«Слепой музыкант»)

Необходимость темы урока обусловлена тем, что в классе обучается незрячий мальчик. Он находится на индивидуальном надомном обучении, но включен в жизнь класса.

Цель: Создание ситуации сопереживания к незрячим людям, толерантного отношения к ним.
Задачи:
Показать сложность жизни слепорожденного человека, сложность пути к осознанию своего предназначения.
Дать почувствовать себя на месте невидящего человека, привести к пониманию необходимости помогать таким людям.
Формировать чувство готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

I. Организационный момент.
1. Психологический настрой обучающихся.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Прошу вас взглянуть на солнце за окном. Вы видите его свет, щуритесь от его яркости, чувствуете тепло. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?! Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца нашего урока.
2. Игра в ассоциации.
Учитель. Ребята. Совсем недавно мы прочитали повесть В.Короленко «Слепой музыкант», и я прошу вас, вспоминая эту повесть, подобрать ассоциации к словам свет и тьма. (ребята называют)
Свет: весь мир, свет солнца, человеческие чувства (радость, страдание), день, яркие краски, человеческая жизнь, свет лампы, открытая людям душа, возможность видеть.
Тьма: ночь, боль, замкнутый мир усадьбы, эгоизм, злость, темнота, одиночество, отсутствие света.
Учитель. Как вы думаете, почему нам важны эти ассоциации.
(Ребята отвечают, что герой повести был слеп и не мог видеть света)

II. «Мозговой штурм».
Учитель. Давайте вспомним, как пишет Короленко о рождении слепого ребенка. «Ребенок родился слепым. Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека».
Прокомментируйте это высказывание, а также предложенные цитаты из текста.





Цитата
Примерный комментарий

«у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли»
Самое главное, чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни

«у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту»
Если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни

«...при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от боли»
мать понимала, что счастливого будущего у сына нет.

«..этот малый будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться»
Ребенок никогда не увидит своих родных, окружающий мир, вся его жизнь пройдет в темноте.


Учитель. Мы видим, что рождение слепого ребенка вызывает сострадание.

III. Практические упражнения
Учитель. Ребята, давайте попробуем выполнить совершенно не сложные действия для человека зрячего. Сейчас я попрошу кого-то встать, я завяжу глаза и попрошу выполнить ряд действий. Будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?
Учитель. Теперь я прошу нарисовать на доске дом.
Рефлексия: Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
Учитель. Предлагаю выполнить ещё одно задание – «Принеси предмет с закрытыми глазами». Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3-ей полки. Принеси её мне.
Рефлексия: Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Учитель. Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Но ведь незрячим людям нужно не только выполнять бытовые действия. Перед человеком стоит выбор жизненного пути: чем заниматься в жизни, как стать счастливым. Давайте поговорим об этом.

IV. Беседа
Учитель. Ребята, герой повести Короленко становится музыкантом, занятие музыкой становится исцелением от жалости к себе. Петрусь почувствовал беды других людей, понял, что ему в жизни повезло, ведь рядом с ним были любящие люди – мама, дядя, подруга. Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни « он стал чувствовать и людское горе и людскую радость». Мысленно представьте еще раз весь жизненный путь Петруся. Как вы понимаете слова дяди Максима: «Он прозрел, да это правда – он прозрел»?
В итоге приходим к выводу: Петру было нелегко постигать окружающий его звучащий мир, ему приходилось день за днем преодолевать трудности в борьбе с недугом, ибо он очень рано понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства. Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.
Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Человек обретает возможность ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ.

V. Рефлексия.
Учитель. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому? Многое зависит от людей, которые рядом, от их помощи, любви, участия. И от собственной воли тоже.
Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы незрячие люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
Существует «Общество слепых», где люди, не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
Компьютер со специальным оборудованием позволяет учиться наравне со зрячими и достигать не меньших успехов.
Учитель. Можете ли вы мне привести примеры успешных незрячих людей? (Ребята приводят: Д. Гурцкая, Ванг, Стиви Уандер и др.)
Учитель. Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).
Учитель. И в завершении нашего урока послушайте стихотворение о доброте, которая должна стать основой нашей жизни, которая позволяет нам видеть сердцем беды других людей и помогать им.
Сказка о Доброте
Шла по свету девушка простая С именем редчайшим – Доброта, Лед Бездушья с ней при встрече таял, И остепенялась Суета.
Злоба выходила на дорогу, И с Разбоем шла на Доброту, Встретив, вырождалась понемногу, Доброте вредить невмоготу!!!
Ложь порой так искренне краснела При нежданной встрече с Добротой, Лесть же подлизаться не сумела, И ушла, прикрывшись Темнотой.
Долго в одиночестве шагала Доброта по честному пути, Но однажды Дружбу повстречала, С нею веселей вдвойне идти.
Дружба позвала с собою Радость С Радостью примчалась Красота, Все же победит любую Гадость В жизни непременно Доброта!
Учитель. Спасибо за урок!