Учебно-исследовательская работа на тему «Праведничество в русской и зарубежной литературе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
г.о. Саранск
Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся
«Школьники города - науке XXI века»
Учебно-исследовательская работа
на тему:
«Праведничество в русской и зарубежной литературе»
Автор работы: Нуянзина Татьяна,
ученица 9Б класса
Руководитель работы: Лоскутова О.А.,
учитель русского языка и литературы

Саранск 2015
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Кто такие праведники?........................................................................................5
2. Н. С. Лесков «Очарованный странник»............................................................8
3. Данте Алигьери «Божественная комедия».....................................................12
4. Образ праведника в рассказе А. Кабакова «Перекресток»............................15
5. Практическая часть...........................................................................................23
Заключение.............................................................................................................25
Список использованных источников...................................................................27
Приложение №1………………………………………………………………….28
Приложение № 2....................................................................................................31
Введение
В наше время общество проявляет большое уважение к героям, геройским поступкам. Действительно, невозможно остаться равнодушным к самоотверженному поведению человека во спасение жизни других. Но в мире есть и другие герои, которые достойны такой же высшей похвалы. Им не вручаю медали, их не поздравляет президент, их не показывают по телевизору. Они другие. Они совершают другой самоотверженный подвиг. Подвиг праведничества, подвиг православной веры и благочестия. Но что мы действительно знаем о праведничестве сейчас, когда это слово используется абсолютно в иных значениях? Кто такие праведники? В чем состоит их подвиг? В этом нам и предстоит разобраться с помощью научных статей и публицистических произведений.
Но особенно широко раскрылась тема праведничества в русской литературе. Некоторые произведения раскрывают ее очень хорошо. А сами они актуальны и с интересом читаемы нашими современниками. На основе произведений русских классиков люди издавна учились житейской мудрости и набирались жизненного опыта. Знаменитые художники слова воспевали героизм русского народа, а особенно героизм праведников, который становился основой литературных творений разных писателей во все времена.
Мы считаем, что обращение к теме праведничества необходимо и актуально сегодня, в наши дни, время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, аномалия, когда молодежь уже не видит той границы равновесия в мире, которая помогает оставаться человеку человеком.
Цель работы: раскрыть концепции праведничества в русской и зарубежной литературе на материале произведений Н. Лескова, Данте и А. Кабакова.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
Изучить понятие «праведничество»;
Проанализировать произведение Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник»;
Проанализировать произведение Данте Алигьери «Божественная комедия»;
Рассмотреть образ современного праведника на материале текста рассказа А. Кабакова «Перекрёсток».
Предмет исследования: черты, определяющие праведничество героев.
Объект исследования: главные герои произведений Н. Лескова «Очарованный странник», Данте «Божественная комедия» и А. Кабакова «Перекрёсток».
Гипотеза исследования: Праведниками могут быть абсолютно разные люди, разных национальностей, верующие и неверующие, обладающие различными качествами. Главное, что их объединяет — это честность, жизнь по своей правде, любовь к ближним, забота, бескорыстность, патриотизм, справедливость, мудрость. В соответствии с целью данного исследования нами были выбраны следующие методы работы с научным материалом: метод теоретического анализа различных источников, метод целостного анализа художественных произведений, описательный и сравнительно-сопоставительный методы, которые используются нами в единстве, в комплексе. В сборе экспериментального материала был использован метод анкетирования.
Источниковую базу исследования составили: произведения Н. Лескова «Очарованный странник», Данте «Божественная комедия» и А. Кабакова «Перекрёсток»..Экспериментальную базу работы составили результаты анкетирования, проведенного в VIII-IX классах средней общеобразовательной школы №22 г. Саранска.
Структура исследования. Данная работа состоит из двух частей – теоретического и практического характера, а также включает в себя введение, заключение, список использованных источников и два приложения.
Теоретическая значимость исследования, на мой взгляд, достаточно велика. В своих произведениях писатели пытались воздействовать на нас, читателей, пытались привлечь наше внимание к этому вопросу. Тема работы даёт большие возможности для нравственного воспитания учащихся
Практическая значимость настоящей работы. Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

1. Кто такие праведники?
Для того чтобы как можно шире рассмотреть понятие «праведник» и то, что оно в себе заключает, необходимо использовать трактовку нескольких источников. Ведь слово праведник в современном обществе все понимают по-разному: верующие связывают его с Богом; атеисты с жизненными подвигами, например: мать пятерых детей; человек, спасший множество жизней; человек, ведущий здоровый образ жизни. А вот до 1917 года существовало только одно понимание праведничества - связанное с верой в Бога. После революции 1917 года в России началась эпоха новых «героев», «новых людей», поэтому многие люди переосмыслили свое понимание жизни, а значит и понимание праведничества. Праведничество приобрело новые, доселе неприменимые стороны и трактовки. То есть сейчас различное понимание этого слова считается нормой. А жаль, что некоторые люди даже не знают того значения, которое было у него раньше.
Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о праведнике, человеке, образ жизни которого можно назвать праведническим.
1. Праведник – Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали (Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).
2. Праведник – человек, придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии (Новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой).
3. Праведник – человек, святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях (Православный словарь).
Таким образом, мы видим, что все три определения несколько различаются. Первое никак не связывает праведника с религией, то есть праведником в соответствии с ним может быть даже атеист, который не живет против правил нравственности и морали. В соответствии же со вторым определением праведником является все же религиозный человек, который выполняет все заповеди своей веры. А вот третье определение, которое взято из православного словаря, ближе всех, наверное, к определению, которое существовало в дореволюционной России. Оно называет праведником того человека, который, веря в Бога, свято выполнял все Его заповеди в мирских условиях.
Слово праведник образовано от слова «правда», то есть, если рассуждать логически, праведник – это человек, который знает правду, живёт по правде.
В современном представлении праведником может стать даже человек, который далек от религии, он просто может быть богат духовно, искать нравственной жизни для себя.
Что же представляют собой праведники с точки зрения христианской религии? Безусловно, для того, чтобы понять это, определения будет недостаточно. Есть множество рассказов и притч о праведниках, об их жизни, почитав которые, можно глубоко проникнуться самой Христианской религией.
В Христианстве есть святые, которые почитаются церковью. Но именуются они по-разному, например: священномученик Георгий Победоносец, которому молятся воины; страстотерпцы Борис и Глеб, погибшие от рук злодеев; преподобный Сергий Радонежский, помогающий в учении; благоверные князья Петр и Феврония, которым молятся о семейном благополучии; праведный Иоанн Кронштадский. Все они признаны святыми за разные подвиги перед Богом. Так вот праведными именуются святые, проводившие в миру особенно богоугодную жизнь. Так называют святых Иоакима и Анну, Захария и Елизавету [4].
Как я уже сказала, существует множество притч о праведниках, которые позволяют лучше понять их богоугодную жизнь. Вот одна из них: «Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!» Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах. Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» [5].
Итак, эта притча о страдальческой смерти, которую принял праведник. Зачем, спрашивается, страдать тем, которые столько любили Господа своего? Мир ненавидит праведных, для мира укор – сама жизнь праведника. Пусть праведник, по обету смирения, не говорит ни слова миру о делах его темных; пусть, по обету любви, употребляет он все, чтобы сохранить мир со всеми: быть не может, чтобы мир остался навсегда доволен праведником. Мир возненавиде их, яко не суть от мира [6]. Потому праведники поражаются скорбями, потому что правда Божия здесь наказывает в них слабости и немощи, чтобы там явились они свободно к ее престолу для получения венцов [7].
Праведники не так часто являются героями литературных произведений. И это объяснимо.
Работая над своим исследованием, я выделила два наиболее ярких, с моей точки зрения, образа праведников, которые и будут проанализированы.
2. Николай Семенович Лесков «Очарованный странник»
Имена русских классиков в нашем сознании привычно соединяются с определением великие. Подобная оценка творчества Николая Семеновича Лескова и по сей день не стала общепринятой и бесспорной. Художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, все еще не обрел безусловной народной известности. Однако достаточно даже самому неискушенному читателю открыть наугад любой из его рассказов, чтобы оказаться во власти удивительного таланта «Волшебника слова». Писатель сосредоточен на постижении национальной жизни, и его художественный мир населен «мелкотравчатыми героями» из самых разных социальный слоев. Личность и Россия оказываются соизмеримы, ибо судьба России, по убеждению писателя, находится в руках народа, зависит от степени его самосознания и духовного потенциала.
Пожалуй, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть «Очарованный странник». В ней на первый план выдвигается личность, редкостно оригинальная и самостоятельно добывающая связи с миром и другими людьми. Мотив дороги становится ведущим, и в самом странничестве героя заложен глубочайший смысл. Уже в обрамлении к рассказу Ивана Северьянина Флягина о своей «обширной протекшей жизни» в трех историях, так или иначе ставится вопрос о степени зависимости личности от неблагоприятных житейских обстоятельств. Губительны или благотворны «борения» с жизнью? Ответом на этот вопрос становится вся история очарованного странника, представляющая собой процесс поисков гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законами.
Так действительно ли повесть «Очарованный странник» о праведниках? Ведь Ивана Флягина нельзя назвать «праведником». По глубокому замечанию Горького, герои Лескова – «люди сомнительной святости», ибо «у них совершенно и никогда нет времени подумать о своем, личном спасении… Они неразумно лезут в густейшую грязь жизни» [8]. И все-таки не случайно библейский подтекст есть в «Очарованном страннике». Иван Флягин примеривает свою исповедь к житийным образам, которые не только анекдотически пародируются, но и серьезно просвечивают за жизненной «драмокомедией» героя. «Положительно прекрасного человека» Лесков ищет в ничтожной прозаической современности и открывает в самой будничной жизни возможность высокого, идеального и даже все условия для их возникновения [9].
Начнем анализ произведения «Очарованный странник».
«Но при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…»
Такое описания «очарованного странника» говорит о том, что он простодушен, держится уверенно, но со всеми на равных, он полон житейской мудрости и опыта. Всем своим видом он не привлекает к себе лишнего внимания, но и не отталкивает окружающих, а лишь наоборот притягивает их к себе каким-то внутренним обаянием, располагает к себе.
«- Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали?
- С Божиею помощию…»
Иван Северьяныч во всем ссылается на Бога и Его помощь. Как глубоко верующий человек он отдает себя в руки Господа, ни в чем не полагаясь на себя. «Мы предполагаем, а Бог располагает». Поговорка, которую знают многие верующие люди. Вероятно, именно ей теперь следует наш герой, понявший эту истину.
«а знаешь ли ты, что ты моленный сын? … а знаешь ли ты, что ты еще и Богу обещанный?
Мать Ивана Северьяныча долго не имела детей и дала обет Богу, что, ребенка, который у нее родится, отдаст она на служение Ему. А еще она беспрестанно молилась, поэтому и ребенок у нее родился моленный. Такое дитя с детства «отмечено», не может оно далеко от Бога отойти. Рано или поздно приведет жизнь его к Богу, если он к тому предназначен. Так и случилось с нашем героем, как он тому не противился. И как не путалась его жизненная дорога.
«И взял я его перекрестил, сложил его головку с туловищем, поклонился до земли и закопал, и «Святый боже» над ним пропел…»
Жил герой наш в плену у татар, обжился там, жены даже у него были. А только тосковал он по Родине сильно. И вера христианская теплилась у него в душе огонечком маленьким. Так, встретив своего погибшего земляка, похоронил он его, как мог, по обычаям христианским.
«…он стал меня исповедовать и на три года не разрешил мне причастия.
Я говорю: «Как же так, батюшка, я было… столько лет не причащамшись…ждал…»
После татарского плена, вернувшись на Русскую землю, радовалась душа героя. Потянуло его и в церковь. Стерпел он все телесные наказания, за его деяния, а вот к причастию не подпустили его. А душа его христианская все же требует этого. И загоревал герой. Значит, глубока была его вера, да только скрывалась она в душе его.
«я ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник…»
Когда человек осознает свои грехи, ошибки, это уже хорошо. А герой наш своим подвигом на поле боя, можно сказать, искупил грехи все. Да только сам себя он не простил ни за один грех и готов был стерпеть любое испытание, лишь бы со своей души грехи эти снять. Столь сильно он хотел очистить душу свою пред Господом.
«...мне за народ очень помереть хочется…»
Сильна любовь Ивана Северьяныча к земле своей, к народу русскому. Готов он положить жизнь свою за них. Бесконечный патриотизм в душе героя вызван искренними чувствами к Родине.
Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но некоторые даже не по своей воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.
3. Данте Алигьери «Божественная комедия»
Да́нте Алигье́ри, полное имя Дуранте дельи Алигьери (крещен 26 мая 1265 - 13 или 14 сентября 1321) - итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка.
Данте родился во Флоренции в конце мая 1265 года и был крещён здесь в церкви Сан-Джованни. Ему дали имя Дуранте, что означает «терпеливый»; сокращённо – Данте.
Фактическая информация о семье поэта практически отсутствует. Мы можем только сказать, что Данте происходил «если не из знатного и богатого флорентийского рода, то всё же из достаточной семьи, на прошлое которой он смотрел с некоторой гордостью».
Мало известно и о том, где и как Данте учился. Вероятно, наибольшую долю своего духовного богатства он приобрёл самостоятельно, путём самообразования.
Главным событием молодости Данте мы можем назвать его любовь к Беатриче, о существовании которой до сих пор спорят. Сам же Данте утверждал, что впервые встретил Беатриче, когда ему было 9, а ей – 8 лет. Вторая их встреча произошла через десять лет. Данте посвящал Беатриче свои сонеты и канцоны.
Предполагают, что Беатриче – это дочь Фолько Портинари, жившего по соседству с семейством Алигьери. Она родилась в 1267 году, в 1287 году вышла замуж за Симона деи Барди, а 9 июня 1290 года умерла.
Данте видел в Беатриче нечто божественное и свой идеал пронёс сквозь всю свою жизнь. Она стала стимулом для писательства, и самое великое своё произведение Данте во многом посвятил ей. После смерти Беатриче Данте долго не мог прийти в себя.
Вершиной творчества Данте Алигьери принято считать поэму «Божественная комедия».
Дантовская поэма удивительно лаконична. И тем не менее на её страницах мы найдём всеобъемлющий образ человеческой души, её страстей и драматических испытаний. Он уникален и, конечно, не прост.Поэма Данте вызвала большой отклик после публикации, её обсуждали и на протяжении веков, комментировали, спорили о ней, обращались к ней в рамках своего творчества как к величайшему примеру.
Свою великую поэму Данте создаёт, находясь в изгнании, хотя мысль о её написании зародилась у поэта, по-видимому, несколько раньше, и сборник стихотворений «Новая жизнь» явился своеобразной прелюдией к «Божественной комедии», которую он писал в течение 1307-1321 гг. Первые две части поэмы («Ад» и «Чистилище») стали известны публике ещё при жизни Данте. «Рай» – после его смерти.
Поэма Данте состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В общей сложности они составляют 100 песен, которые заключают в себе 14 230 стихов.
Поэт использует числовую символику, рисуя девять кругов Ада, семь кругов Чистилища (а вместе с предчистилищем и земным раем – опять-таки девять) и, наконец, девять сфер Рая, увенчанных Эмпиреем.
Образ поэта Данте имеет некий аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.
Данте оценивает человека соответственно его земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отображают его отношение к человеческим страстям.
Именно 9 кругов ада способствовали осознанию Данте собственной греховности и необходимости стремления к нравственности, к духу, к Богу.
Не только страсти ада и испытания чистилища помогли Данте найти истину и верный путь. Не менее важной составляющей для героя оказалась любовь к Беатриче.
В трудный момент жизни Данте, когда он попадает в «сумрачный лес», именно Беатриче вызывает из лимба Вергилия, чтобы тот спас поэта, провел по кругам Ада и Чистилища.
Беатриче для Данте — воплощение божественной мудрости, познание которой дает ему вечное блаженство и любовь к Богу. Беатриче, образ которой освещает всю его жизнь, подобно путеводной звезде.
Образ Беатриче, любовь к этому образу, как и испытание 9-ю кругами ада, испытание чистилищем в итоге выполняют своё предназначение и помогают Данте достичь света и истины, помогают ему стать праведником, человеком, достигшем просветления.
4. Образ праведника в рассказе А.Кабакова "Перекресток»
Александр Абрамович Кабаков (род. 22 октября 1943, Новосибирск) - наш современник, большая жизнь которого прошла во времена Советского Союза, ставит перед своими читателями главный вопрос: можно ли в этом безумном мире, в век электроники и интернета, в век бешеных скоростей и мобильного общения, оставаться человеком , который умеет верить, любить, надеяться, который не утратил те нравственные основы, на которых держится мир. И можно ли среди молодого поколения встретить людей, способных на милосердие?
Многие рассказы и повести свои А. Кабаков посвятил теме праведничества в современном мире - теме, за которую возьмется не каждый писатель. И не каждый читатель примет эту тему, потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя.
В наше время все чаще слышишь советы: «Не доверяй чужим людям!» Даже на людей, просящих на улицах деньги, потому что нет другого выхода (необходимо операцию сделать дорогостоящую, ребенка не на что кормить), смотришь с опаской и подозрением. Не обманывают ли тебя? На мой взгляд, это и есть одна из причин очерствения нашей души. Мы заглушаем милосердие в себе, стараемся не прислушиваться к голосу сердца.
Люди все чаще замыкаются в себе, все чаще погружаются в мир волнений и тревог, их беспокоят только собственные проблемы. Мы перестаем чувствовать окружающий мир.
Именно об этом говорит читателю А. Кабаков, автор рассказа «Перекресток».
Обратимся к названию данного рассказа. Заглянув в словарь, можно найти такое определение: «ПЕРЕКРЁСТОК — место пересечения дорог, улиц и т.п.» [1]. То есть А. Кабаков сразу же говорит внимательному читателю, что речь пойдет о выборе, который будет стоять перед главным героем. Куда приведет его выбранная дорога?... Интересно отметить, что сам автор определил жанр своего произведения – « Чисто святочный рассказ».
Святочный рассказ имеет свои традиции. Этот литературный жанр обязательно подразумевает чудо, то есть победу добра над злом, победу светлой стороны человека над темной, после чего жизнь героя налаживается, а проблемы исчезают. А если есть чудо, то и есть какое-то мистическое явление (вещий сон, привидение, духи и др). Святочный рассказ дарит читателям надежду на чудо, на победу добра. И когда как не в день рождения Иисуса Христа произойти такому чуду!
Наверное, поэтому в современной литературе этот жанр возрождается: людям, как и сто – двести лет назад, хочется верить в чудо.
Несколько смущает читателя наличие в подзаголовке рассказа разговорного словечка «чисто». Объяснить его наличие, мне кажется, поможет критик А. Н. Бударина, которая отмечает, что «несмотря на позиционирование себя как писателя для интеллигентного читателя, А. Кабаков создает произведения с учетом возможностей разных типов читателей – от массового до профессионального. А потому для его прозы характерны подобные «обыгрывания» [11].
Начинается повествование с достаточно большой экспозиции.
Перед нами пейзаж: идет снег (кстати, вспомним, что рассказ «святочный»), который затрудняет движение автомобилей. Вообще снегопад – явление очень красивое. Снежинки падают, переливаясь на солнце (если безоблачно) или в свете фар или фонарей, к тому же снег весело хрустит под ногами. А здесь А.Кабаков использует прием олицетворения («Снег шёл с таким видом, будто у него была цель»), и снег становится похож на сердитого человека, который является препятствием для дорожного движения. Обыденная ситуация.
А дальше читатель понимает, что оказался в современной Москве (Кутузовский, Ленинградка, Пушкинская площадь). Почему в современной? Множество деталей позволяют это понять: пробки, «восьмёрке ауди», кряканье сирен, «продакт плэйсмент» – скрытая реклама — обо всем этом показывают по телевизору.
Здесь же мы знакомимся с главным героем рассказа — Максимом. Он «…предприниматель без образования юридического лица, тридцати с небольшим лет от роду», которому писатель не дает фамилию, так как он самый обычный человек, на месте которого мог оказаться каждый. Доказывая, что его герой похож на нас, автор вставляет ремарку к употребленному Максимом слова «блин»: «…и мы, бывает, употребляем это ужасное слово».
Хочу отметить, что в своем произведение А. Кабаков вступает с нами в диалог, пытаясь создать атмосферу беседы, чтобы читатель тоже чувствовал себя участником рассказа.
А дальше Максим, как в сказке «ехал, ехал, ехал…и оказался в совершенно безнадежном месте». А. Кабаков показывает разницу между героем и большинством людей, стоящих в пробках: «Максим выключил зажигание, чтобы не переводить бензин, не загрязнять без нужды и так нечистый воздух родного города, откинулся на сидение и закрыл глаза». При этом писатель оценивает его, привлекая читателя: «Зря он это сделал, заметим мы».
Почему зря? С открытыми глазами он мог бы увидеть чудесную картину. При описании пейзажа, который мог бы увидеть Максим, А. Кабаков цитирует известную песню и даже ритмически оформляет предложения так, что напоминает стихотворение. Природа преображается: это уже не препятствие, а красивейшая картина. Писатель говорит, что «душа Максима, <…>, возрадовалась бы и сказала «спасибо», если бы герой посмотрел вокруг. Более того, автор уверен: душа других людей также была бы благодарна.
Но герой рассказа сидел и страдал. Страдания его какие-то мелкие, несущественные, повседневные. И он засыпает, погружается в свой внутренний мир, испытывает совершенно особое состояние. И здесь завязывается действие.
Появляется девушка, откуда-то из мглы протягивает руку. Автор называет ее человеческим существом. Довольно странное определение, когда вокруг все называют таких людей попрошайками и вымогателями. А. Кабаков таким способом уравнивает ее в положении со всеми, то есть она тоже человек, как все мы. А «попрошайка» (как потом назовет ее автор) лишь некое название, которое дают остальные люди.
В самой девушке нет ничего приметного или особенного (не считая того, что она может в минусовую температуру стоять босиком на снегу). По словам главного героя, это существо похоже на работяг, приехавших в нашу страну на заработки: смуглая, тонконосая. Особо в портрете писатель выделяет глаза девушки: слишком мирные, по городским меркам, темные и длинные. Своеобразное описание, не правда ли? Как мы обычно представляем нищих? Грязные, приставучие, немного досаждающие. Мы не запоминаем их глаза и уж тем более не сравниваем их с хорошим виноградом. Таким образом, автор еще раз подчеркивает, что перед нами не просто попрошайка. Говорит молодая мама на неизвестном языке, который герой отнес к языку рабочих, служащих для ремонта в его офисе. Получается, перед нами загадочная молодая женщина с ребенком, обычная и необычная в одно и то же время. Кто она такая?
Наверное, этот же вопрос задает себе и Максим. Почему он обратил внимание на «попрошайку»? А. Кабаков пишет, что «от природы герой нашего рассказа добр и даже сентиментален», ходит в церковь, где «кое-чему научился», и даже подает нищим, не проходит мимо, потому что «вид чужого несчастья достаёт».
Действительно, девушка – не обычная «попрошайка»: зима, снег, холод, а она только в одной рубашке с ребенком, завернутым в какую-то тряпку. Разве такое возможно? «… снег вокруг маленьких женских ступней растаял до сухого асфальта» - вот уже совсем из области фантастики! Невозможно, чтобы такое произошло. Разве это не чудо? И дальше читатель может увидеть, что все больше деталей указывают на ее схожесть с Мадонной. Ребенок освободился от тонкой пелены и показался наружу. Мальчик оказался со светлыми кудрями ( при маме брюнетке). Но при этом его головка засияла — как будто нимб. Эта картина очень напоминает Мадонну с младенцем. И автор не опровергает догадок читателя, наоборот, в доказательство приводит художественные детали — в тот же миг звучит звон церкви, которая оказалась рядом, а в небе всходит звезда. Сам же эпизод похож на явления Девы Марии, которая приходит в к людям. Изменился и пейзаж. Снег перестал идти, на небе засверкали звезды. Теперь читатель видит сказочную зимнюю ночь. Герою приоткрылась тайна природы, ее загадочность и красота.
Следует отметить реакцию Максима на все произошедшее. Главный герой не усомнился в реальности. «Глюки» он сразу отмел, так как ничего незаконного не употреблял. И опять автор противопоставляет Максима и других людей: «Другой бы подумал, что глюки пришли…». Значит, неслучайно все это произошло с Максимом.
И вот кульминация рассказа: герой оказался на перекрестке, он должен сделать выбор. Перед ним две дороги: отдать девушке все деньги или не давать ничего. Одна дорога ведет к очерствению души, а вторая.… Куда ведет она, сказать сложно, сказать трудно. В рай? От одного доброго дела все грехи не исчезнут. Скорее другая дорога идет просто в будущее, вот только сам человек решает, шагать ли по ней с чистой душой. Но, наверное, эта дорога помогает людям, вступившим на нее, делать больше хороших и добрых поступков, помогает не утратить чувство милосердия. Возможно, каждый человек подходит к такому перекрестку и должен выбирать. Максим выбрал: «Максим вытащил все, до единой бумажки, деньги и протянул их женщине».
И вот развязка…Все изменилось: «вовремя переключаются и дают ему проехать светофоры, что нет уже вообще никаких пробок, а водители никогда не вылезают на жёлтый, уступают друг другу дорогу и не ругают друг друга из-за закрытых стёкол». Чудо закончилось, но оно продолжается.
Одним из главных вопросов всего рассказа: что же случилось с Максимом. Действительно, А. Кабаков назовет это «видением во время сна». Но простой ли это сон? Нет, это настоящее чудо! К тому же автор ничего не пишет о пробуждении Максима. Если бы это был сон, то главный герой должен был проснуться, а не ехать за девушкой во сне. Писатель не показывает границу между видением и реальностью. Стирая грань, А. Кабаков показывает, что это может случиться в жизни простого человека. Какая разница: озарение это, видение или просто сон? Главное, как повлияла ситуация на человека.
Как повлияла эта встреча на Максима? Рассказывать об этой встрече он никому не стал, поставил свечку в церкви (просто так, ни о чем не просил) и перестал говорить слово «блин». За этим словом-паразитом «блин» стоит осмысление многих аспектов жизни. Это видение показало Максиму, что он движется в правильном направлении, сделал правильный выбор на жизненном перекрестке. Его душа не черствеет - главный герой пытается идти правильным путем, посещая церковь, подавая нуждающимся.
Писатель заставляет задуматься о том, как мы живем. Не зря его рассказ заканчивается словами: «Чего мы и всем нам желаем». Желает нам задуматься о жизни.
Я – верующий человек, поэтому для меня это не фантастическая история, а вполне вероятная. Я думаю, что автор считает также, ведь он подчеркивает реальность пространства и времени действия. Я думаю, что эта история приключилось с Максимом неслучайно. Это показывает, что главный герой на правильном пути.
После осмысления всего, что произошло с Максимом, начинаешь думать, а так ли уж обыкновенен этот герой. Может быть, его можно назвать праведником? Но я поняла, что рано говорить о нем так.
Максим – пример для многих людей. А. Кабаков показывает нам путь: можно остаться человеком в каменных джунглях. Максим – не праведник. Но он старается быть человеком.
Сказать, что я многому научилась, многое поняла и начала жить правильно, прочитав этот рассказ — слишком пафосно. Нельзя вот так вот сразу быстро измениться. Самосовершенствование – процесс долгий и трудный. Прочитав «Перекресток», я действительно задумалась о моей жизни. Посмотрим, смогу ли я в дальнейшем делать правильный выбор на перекрестках жизни. Все в моих руках.
5. Практическая часть
С целью экспериментального изучения темы праведничества мы на базе VIII-IX классов провели анкетирование, в котором приняли участие 50 человек.
На первый вопрос анкеты, который звучал следующим образом «Кто такой праведник? Дайте свое определение» полных, исчерпывающих ответов учащиеся не дали. Приведем лучшие из них:
«Праведник — это человек, который совершает правильные поступки».
«Праведник — это человек, который живет по совести, не делает зла людям».
«Праведник — это человек, любящий людей и помогающий им».
На второй вопрос анкеты, который звучал следующим образом «Согласны ли Вы с утверждением, что праведником может быть только религиозный человек?» 90% учащихся ответили, что по их мнению, понятие праведничество не связано с понятием религии, и неверующий человек также может быть праведником. 10% учащихся оставили данный вопрос без внимания.
На третий вопрос анкеты – «Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, которого можно назвать праведником?» были даны такие ответы, как: честность, жизнь по своей правде, любовь к ближним, забота, бескорыстность, патриотизм, справедливость, мудрость.
Интересные и своеобразные ответы мы получили на четвертый вопрос анкеты: «Легко ли стать праведником?». Встретились такие ответы, как:
«Лично для меня, это практически невозможно. В мире так много соблазнов, что всегда есть шанс оступиться».
«Вести праведную жизнь, я думаю, сложно, но возможно. Нужно лишь всегда думать о последствиях своих поступков и не вредить окружающим».
«Чтобы стать праведником нужно всю жизнь заниматься самосовершенствованием».
Однако 30% учащихся оставили данный вопрос без внимания.
Как видим, большинство современных учащихся мордовских школ считает, что праведниками могут быть абсолютно разные люди, разных национальностей, верующие и неверующие, обладающие различными качествами.
Заключение
Итак, тема праведничества в русской литературе раскрыта очень широко, и мы в этом убедились. Произведения о праведниках «будят» душу человека ото сна, заставляют размышлять о Вечном, поэтому они всегда будут читаемы и актуальны.
Мы ответили на все вопросы, поставленные в начале работы. Нами были сделаны следующие выводы:
1. Праведничество имеет множество трактовок. Каждый вправе понимать его так, как считает нужным. Даже словари дают разные определения. Но понимание праведничества с христианской точки зрения наиболее распространено. Именно оно чаще всего встречается и в литературных произведениях.
2. Анализируя произведение Н.С.Лескова «Очарованный странник», можно увидеть иное понимание праведничества. Герой Иван Северьяныч Флягин, хоть и был грешен, но в конце жизни искренне раскаялся и стал служить Богу. Именно за это автор и называет его праведником.
3. Произведение «Божественная комедия» Данте Алигьери вызвало у меня еще больший интерес. Образ поэта Данте символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.
4. В рассказе «Перекресток» А Кабаков заставляет задуматься о том, как мы живем. Желает нам задуматься о жизни. Максим – пример для многих людей. А. Кабаков показывает нам путь: можно остаться человеком в каменных джунглях. Максим – не праведник. Но он старается быть человеком.
5. По результатам анкетирования было выявлено, что большинство современных учащихся мордовских школ считает, что праведниками могут быть абсолютно разные люди, верующие и неверующие.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась. И действительно, праведниками могут быть абсолютно разные люди, разных национальностей, верующие и неверующие, обладающие различными качествами. Главное, что их объединяет — это честность, жизнь по своей правде, любовь к ближним, забота, бескорыстность, патриотизм, справедливость, мудрость. Список использованных источников
1. Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
2. Новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой.
3. Православный словарь под редакцией священника Ярослава Шипова. – М.: 2009
4.«Азы православия»
5. Пс. 36, 1.
6. Св. Евангелие от Иоанна, глава 17:14
7. «О страдании праведников». Православный календарь с чтением на каждый день. – М.: 2011
8. Горький М. «О творчестве Лескова». – М.: 1988
9. Дыханова Б. «Великий рассказчик». – М.: 1978
10. Античность в божественной комедии Данте (Диана Доронина) / Проза.ру11. Бударина А.Н. Амплуа современного писателя — http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_
Приложение №1
Святые праведные Иоаким и Анна
Дни памяти: Июль 25, Сентябрь 9, Декабрь 9Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией.Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.
Святые Захария и Елизавета 18 сент (5 сент. по церк.кал.) Пророк Захария и его жена праведная Елизавета происходили из священнического рода. Святая Елизавета приходилась сестрой праведной Анне, матери Пресвятой Девы Марии. Святой Захария служил при Иерусалимском храме. Евангелист Лука упоминает о Захарии и Елизавете в первой главе своего Евангелия, где повествует о рождении пророка Иоанна Крестителя. Он говорит, что “оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.” Достигнув престарелого возраста, они оставались бездетными. По этой причине они перенесли немало скорбей, потому что бесплодие у евреев считалось Божиим наказанием за грехи. Наконец Господь послал архангела Гавриила возвестить Захарии, который молился в храме, о предстоящем рождении у него сына. Архангел повелел назвать сына Иоанном и предсказал, что Иоанн исполнится Духа Святого еще с утробы своей матери, что он многих из сынов израилевых обратит к Богу, действуя в духе и силе пророка Илии. Вся его деятельность будет направлена на приготовление людей к пришествию Спасителя. Вскоре после явления архангела Елизавета зачала. При рождении Иоанна Крестителя произошло чудо: Захария, который до этого пребывал немым, получил снова дар речи. В святом восторге Захария вознес хвалу Богу и предсказал своему новорожденному сыну: “Ты наречешься пророкам Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему.” Недолго, впрочем, радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Месяцев шесть спустя в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свой престол, и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода. Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления Израильтянам проповедником покаяния.
Приложение №2
1. Кто такой праведник? Дайте свое определение.
2. Согласны ли Вы с утверждением, что праведником может быть только религиозный человек?
3. Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, которого можно назвать праведником?
4. Легко ли стать праведником?