Исследовательская работа Мотив мужских слёз и их исчезновение в русской, зарубежной и алтайской литературе

Root Entry Заголовок 115Основной текстТекст в заданном формате
Обычный (веб)Times New RomanLiberation SerifTimes New RomanTimes New RomanArial Unicode MSDroid Sans FallbackLiberation SansLiberation MonoCourier NewМинистерство образования и науки Республики Алтай
БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса»



Номинация «литературное краеведение»















Мотив мужских слёз и их исчезновение
в русской, зарубежной и алтайской литературе







Подготовил:
Танашева Арина Мергеновна
учащаяся 7 класса
БОУ РА «РГ им.В.К.Плакаса», 649000
г.Горно-Алтайск, ул.Алтайская, 5, кв.47
89139956851

Руководитель:
Байжигитова Светлана Григорьевна
учитель русского языка и литературы
БОУ РА «РГ им.В.К.Плакаса», 649000
проспект Коммунистический, 44
e-mail: svetlana.bayzhigitova@mail.ru


г.Горно-Алтайск
2016г
Оглавление
Введение.
Глава I. Литературные и исторические памятники......................................3
Глава II. Мужские слезы в религии................................................................4
Глава III. Произведения 18,19, 20 в.в.............................................................5
Заключение.......................................................................................................6
Результаты.........................................................................................................7
Выводы..............................................................................................................9










































Введение.

Что есть слезы? Слеза- Прозрачная солоноватая жидкость, выделяемая слезными железами. 2.То же, что плач (в 1 знач.). Довести до слез. Обидно до слез. Говорить сквозь слезы. Счастливые слезы (от радости). (Словарь Ожегова);
Слеза - водянистая (щелочная) жидкость, отделяемая в глазу человека слезною или лучше слезовою железой; слеза признак плача, и вызывается печалью, жалостью, а иногда и нечаянной радостью, или вообще сильным чувством.(словарь Даля)

«Мужчины не плачут» - укоренившаяся идея о мужественности. Почему представители сильного пола скрывают свои слёзы? Конечно мы понимаем, что мужчинам позволено обронить скупую слезу от большого горя или бессилия перед жизненными обстоятельствами. Но слёзы могут быть проявлением не только отрицательных эмоций, но и положительных - радость, восторг, воодушевление. В современной культуре мужские слёзы четко разграничиваются гендерными и возрастными рамками (хныкающему мальчику говорят:"Не плачь, ты уже взрослый", "Что ты плачешь как девочка/женщина/баба", "Терпи, казак, атаманом будешь"). «Адыйок трус. Адыйок заяц. У Адыйока куриное сердце. Адыйок баба!», «Ты не девчонка не должен плакать» (П.Кучияк «Адыйок») Эти предписания и в настоящее время широко распространены. И даже наука говорит о том, что женщины плачут в пять раз чаще, чем мужчины (Немецкое общество офтольмологов). Почему появился запрет на слезы, предъявляемый мужчинам, который глубоко укоренился в обществе. Давайте вернемся в прошлое. Когда-то, много веков назад, явление «мужских слез» не считалось чем-то неприличным, отношение к слезам было иным. Никто не думал рассматривать их как признак слабости или женственности. Так что же случилось с благородным искусством мужских слёз? Почему наши мужчины перестали плакать так, как это было в древности? На основании этого была выдвинута гипотеза о том, что возможно мне удастся собрать интересный материал о причине исчезновения мужских слёз через художественную литературу. Объектом моего исследования являются художественные произведения русской и зарубежной литературы. Предметом исследования - мотив мужских слез в художественном произведении и их исчезновение. Цель работы: 1) узнать как можно больше из художественных произведений о причине мужских слёз. 2) проследить путь исчезновения мужских слёз. Для этого понадобилось решить несколько задач: 1. Ознакомиться с художественными произведениями русских и зарубежных писателей. 2. Проследить причины и пути исчезновения слёз. 3. Провести социологический опрос среди мальчиков 8-11 классов. Новизна моего исследования заключается в обнаружении новых фактов, а также попытка проследить путь исчезновения мужских слез. Методы исследования: анкетирование, изучение литературы. Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы, при подготовке к итоговому сочинению, а также как лекция в результате которой девочки посмотрят на юношей, возможно, другими глазами.
Глава I.
Литературные и исторические памятники указывают на то, что много веков назад явление мужских слёз не считалось чем-то неприличным. Напротив, история полна печальных рыцарей, плачущих самураев, рыдающих королей, стенающих любовников. Вспомните «Илиаду» Гомера (ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ. ПОСОЛЬСТВО К АХИЛЛЕСУ. ПРОСЬБЫ), где настоящие воины плачут навзрыд:
«Встал Агамемнон. Слезы на глаз проливал он, как ключ черноводный, который льет с доступной лишь козам скалы свои темные воды».
Или, когда греческая армия разражается диким плачем не менее трех раз. Царь Приам не только плачет, но рвет на себе волосы и ползает в грязи от горя. Зевс рыдает кровавыми слезами. И даже бессмертные кони Ахилла зашлись безутешным плачем при новости о смерти Патроклоса.

В средние века возвеличивание мужских слез продолжается. Вспомним «Песнь о Роланде», где 20 000 рыданий рыцарей, пораженных горем при известии о смерти Роланда, считаются благородными.
«Сбегают слезы по щекам у них, Но больше всех великий Карл скорбит: Племянник им оставлен позади. Не плакать с горя у него нет сил. В чужой земле племянник мной оставлен. Беда, коль он умрет: ему нет равных».

Средневековые тексты изобилуют примерами того, как мужчины лили слезы по возлюбленным. “Роман о Тристане и Изольде”.
«Видит Каэрдин, что Тристан плачет, опечален, жалуется; сердце его смягчилось состраданием, и он отвечал тихо, ласково..», «Он вздохнул, заплакал, принялся стонать. Каэрдин тоже заплакал, поцеловал Тристана и простился с ним», «Тогда в доме заплакали рыцари, товарищи Тристана. Они сняли его с ложа, положили на богатый ковер и завернули тело в саван».

В японской повести о доме Тайра (12 свитков),(16 век). Эпическое военное полотно средневековой Японии, шедевр мировой литературы и родоначальник всех самурайских историй. Плачущие самураи не стесняются своих слёз: «Все самураи, присутствовавшие при этом,  и владетельные, и худородные, все как один пролили слезы волнения!», «Тогда поскорее к нему ступайте, мне так за него тревожно!  сказала госпожа, и братья Сайтоо, распрощавшись с ней, ушли, заливаясь слезами», «Вы принадлежите к семейству Тайра, и кто бы за вас ни заступился, навряд ли князь пощадит вас  так говорил Ходзё, а сам не в силах был сдержать слезы», «Увидев это, все стражники-самураи увлажнили слезами рукава» («Повесть о доме Тайра»).

Даже прославленные богатыри могут плакать. Герой алтайского эпоса «Маадай –кара» плачет от безысходности «Тут помрачнел алып седой. Не плакал он две сотни лет, И страха не было и нет, Но затмевающую свет, Длиной с утра и до утра, Несущую стране беду, Увидев страшную орду, Заплакал тут Маадай –Кара». В нартском эпосе «Урузмаг» герой «начал плакать и рыдать, говоря: «Не последний был я среди нартов! Потеряна моя слава! Потеряна моя жизнь на этом и на том свете! Нет доверия мне! Нет у меня и брата, и верного друга!». И только тогда, когда он искупил вину «Урузмаг и Уарп-алдар могли развязать сердце один другому и сделаться опять искренними друзьями». Как видим, что такие слёзы нисколько не уменьшают их мужское достоинство.

В сказочном фольклоре многих народов герои также льют слёзы. В сказках слёзы характерны только для положительных героев и их помощников, а злодеи почти никогда не плачут, они злятся, гневаются, жалобно просят, умоляют, но не плачут! Мотив оживления умершего героя при помощи пролитых на него слёз («живой воды») часто встречается. В русских сказках Иванушка, в зарубежных сказках герои не раз проливали слёзы, и это слёзы от безысходности, тяжёлой обиды или жалости к себе.
-«Вон, холоп!» Иван заплакал. И пошёл на сеновал, Где конёк его лежал» (Конек-Горбунок).

-«Призывает старик Ивана. - Чтоб были мне двенадцать морских кобылиц! Заплакал Иван и пошел к коню на совет: - Ой, конь мой верный! Вот мне беда! ...»(Золотой конь с золотой гривой)
-«Отнял у него Кащей Марью Моревну и увез; Иван-царевич сел на камень и заплакал..» (сказка Марья-Моревна).

- «Яков же между тем подошёл к зеркалу и взглянул на себя. Слёзы выступили у него на глазах» (немецкая сказка «Карлик нос»).

-«А старик Танзаган сел на гнилой пень и заплакал: Ноги мои – коня я зарезал, крылья свои – коня я убил». (алтайская сказка «Танзаган – отец алтайцев»).

- «Глаза научились плакать. Рот стал жалобные песни петь. Но никто его слез не хотел видеть. Никто плача его не желал слышать» (алтайская сказка «Счастливый Рысту»).

- «Старик проснулся, потускневшие глаза налились слезами» (алтайская сказка «Юскюзек и Алтын-Чач»).

- «Слезы из глаз падают на землю густым дождем» (алтайская сказка «Семь братьев»)

Слёзы и плач сказочных героев обычно являются поворотной точкой в сюжете. Обратим внимание, что сказочные герои плачут в основном наедине с собою, а не прилюдно.

Глава II.
Мужские слезы в религии.
Отношение к слезам в исламе отличается в зависимости от причин, которыми они вызваны. Искренние слезы мужчин могут заслужить поощрение, так и гнев Аллаха. Ислам тесно связывает слезы и духовное просветление мусульманина.
В священной книге Коран говорится о том, что осознание и размышление приводит к плачу. И если мужчина плачет, значит на его голову снизошло просветление, приближение к Истине. Если мусульманин плачет, его намерения правдивы, неверные не могут плакать, так как их сердца покрыты черной завистью. Коран поощряет слезы по Хусейну, тот, кто проливает слезы по нему, Аллах прощает все грехи.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4) - говорит также Священное Писание. Покаяние - это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Петр своим отречением, в какой-то степени, предал Христа. Однако он «плакался горько» и поэтому получил прощение в своем падении. Христиане имеют у себя утешение Святого Духа, поэтому плач составляют для них наслаждение. В плаче таинственно живет благодатное утешение и радость. «Кто пребывает в постоянном плаче по Богу, тот не перестаёт ежедневно праздновать духом», говорил преподобный Иоанн Лествичник. Но также, христиане считают, что одни физические слёзы без духовного смирения не приносят пользы душе. Печаль о Боге, «производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2Кор. 7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отрёкся от Христа «и выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26:75). «Петр, - говорит Златоуст, - когда отрёкся от Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрёкся от Любимого, что было ему горше всякой муки».

ГлаваIII.
В конце 18 века появилось направление в искусстве сентиментализм, где герои должны плакать. Этими чувствами, к примеру, пронизаны произведения Карамзина и Радищева. Сторонники культа чувственности просили мужчин быть более чувствительными, что свидетельствует о проблеме выражении эмоций уже в то время. Но, тем не менее, в сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» можно встретить слёзы Эраста главного героя.
«Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и наконец скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

«Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный!.. - Слезы
потекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до
следующего стана». А.Радищев Путешествие из Петербурга в Москву «Любани»
В произведениях 19 века мужские слёзы уже не часто встречаются в художественных произведениях, в основном это женские слезы. И эта причина - задавленность жизнью, горе или любовь.
- «Горячие слезы подступили к глазам Дориана, он вырвал свою руку из руки Холлуорда и, упав на диван, спрятал лицо в подушки» (Оскар Уайлд «Портрет Дориана Грея»).

- «Померла, стало быть! Комиссия! И токарь плачет. Ему не так жалко, как досадно. Он думает: как на этом свете всё быстро делается! Не успело еще начаться его горе, как уж готова развязка. Не успел он пожить со старухой, высказать ей, пожалеть ее, как она уже умерла» (А.П.Чехов «Горе»).

- «И он выбежал в сени. Ему не хотелось расплакаться, но в сенях он таки заплакал» (Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»).

- «Голос его перешел в рыдания. Плачь, плачь, сердце твое полно любви, молодости и жизни» (В.Гюго «Три мушкетера»).

В произведениях 20 века мужских слез в русской и зарубежной литературе и вовсе не найти. Только в произведениях о войне. И это скупые слезы.

- «Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...» ( М.Шолохов «Судьба человека»).

- «Слезы покатились из моргающих глаз Чибисова по неопрятно-грязной щетине его щек и подшлемнику, натянутому на подбородке, и Кузнецова ... - Не могу я!.. - заплакал Чибисов, зажимая рукавицей рот и давясь» (Ю.Бондарев «Горячий снег»).
Но слез достаточно в алтайской литературе.

- «Не плачьте, мои верные работники, силы своей напрасно в слезах не растрачивайте», «Кудечи схватили Керекйока, слезы из глаз его ручьем текли, голова, как в огне, от боли горела...», «У Чалмы подогнулись в коленях ноги, он упал на табуретку, уронил голову на стол и заплакал...» (П.Кучияк «Аза-Ялан»).

- «Юскюсуул растерялся. На глазах у него выступили слезы. Он ничего не ответил баю» (П.Кучияк «Юскюсуул»).

- «Ресницы его стали влажными» (П.Кучияк «Ямы»).



Заключение. Из вышеизложенных примеров можно заключить, что мужские слёзы в разных культурах и в разные исторические эпохи конечно же различались. Но я заметила, что таким даром как слёзы наделены только положительные герои. Значит слёзы – составляющая души, а значит, и плакать может лишь тот, у кого есть душа. И я думаю, что в произведениях 21века, должны присутствовать мужские слезы, чтобы душа не зачерствела и стала зорче. Я проследила, что в средние века мужские слёзы связаны с архаическими воинскими ритуалами побратимства и погребальными обрядами. Рыцари не стеснялись своих слёз, это были благородные слёзы.
В литературе 18 века потоки слёз у сентименталистов считались возвышенными и прекрасными, хотя мужские слезы почти не встречаются.
В литературе первой половине 19 века мотив мужских слёз встречается не часто и почти всегда одинакова причина слёз – горе, безысходность, задавленность жизнью. Во второй половине 19 века отношение к мужским слезам становится более негативное, плачут только женщины и мужчины-слабаки. Мужчина, не уронив своего достоинства, может позволить себе слезы только как проявление скорби. Слезы окончательно признали «немужским делом» и начали иронизировать над теми, кто плачет. Установилась четкая граница между частным и общественным, с одной стороны, мужчиной и женщиной, с другой, явилось поворотным пунктом в истории мужских слез. Когда выдержка и самоконтроль стали стержнем, на котором держится современная личность, слезливая сентиментальность сделалась обременительной, а слезы начали вызывать раздражение. Сильные чувства не освобождали личность, а, напротив, выводили ее из равновесия. Приступы слез у мужчин воспринимались как проигрыш или унижение. Отступить от принципа сдержанности и дать волю слезам значило сравниться с женщинами, детьми, признать себя «тряпкой».

У себя в гимназии я провела социологический опрос среди мальчиков 8-11 классов «Мужские слёзы сегодня» и обратила внимание, что юноши нехотя отвечали на вопросы, стеснялись, закрывали рукой лист-опросник и, конечно же, не подписали.

РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Если вы плачете, то какие у вас слёзы?



2. Почему вы плачете?









3. Какова причина слёз?



4. Если не можете сдержать слёз, то есть ли правила, как надо плакать?


5. Слёзы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?




Вывод: Все люди имеют право на собственный мир, свои трагедии и переживание, свое личное счастье, мечты и свои чувства. И на слезы также имеют право! И мужчины вовсе не исключение из этого правила. То, что им с детства внушали о мужественности, храбрости и бесстрашности, еще не значит, что, увидев мужские слезы, женщина сразу должна надсмехаться или укорять и без того усталого от жизни мужчину. Наоборот, мудрая женщина должна понимать то, как не просто настоящему, сильному мужчине плакать. Она всегда поддержит в такой тяжелый момент и проявит заботу. Мужчины имеют такое же моральное право на слезы, как и на воздух.
Значит ли это, что слезы промывают душу. И недаром хитроумные древние греки дали слезам название «катарсис» «очищение». А также есть народное поверье, что «слёзы прочищают недобрые очи и отнимают у них злую силу». Не зря плакали прилюдно древние греки, славные самураи, христиане и мусульмане, слёзы промывают душу. Герои наших сказок «и жить торопятся, и чувствовать спешат», умывшись слезами, они встают и делают свою работу, «выруливали на прямую» из загогулин сюжета. И если мы сегодня считаем фольклор «кладезем народной мудрости», то, почему бы нам, не изменить своё отношение к мужским слезам?  
Вплоть до 19 столетия слезы не были позорны для представителей сильной половины человечества и «вышли из моды» вместе с индустриальной революцией. Тогда, когда от аграрного уклада жизни общество стало переходить к урбанистическому. Если раньше человек жил в окружении небольшого количества людей, каждого из которых он знал лично, то с появлением городов он вынужден был существовать бок о бок с сотнями и тысячами незнакомцев. Открывать свои чувства постороннему человеку не хочется. Так постепенно мужчины разучились испытывать и выражать простейшие эмоции на людях. Мегаполис требует мужских стандартов поведения, так как мужчины – это защитники, добытчики и «каменная стена». Но современная жизнь полна стрессовых ситуаций.

Современные мужчины не плачут, но хорошо ли это? Мужские слезы можно увидеть только в ОЧЕНЬ серьезных случаях. Истинные мужчины их роняют не просто так, в каждой капле слезинки содержится очень много боли или радости.
Если Вы видите огорченного мужчину и слезу на его щеках, это значит, что ему не просто плохо, а действительно очень плохо. Получается, что мужские слезы, как бы, бесценны.
Плачьте на здоровье и не стесняйтесь своих слез. Ибо только тот, кто умеет неутешно плакать, способен и искренне смеяться.




























13 EMBED LibreOffice.ChartDocument.1 1415

13 EMBED LibreOffice.ChartDocument.1 1415

13 EMBED LibreOffice.ChartDocument.1 1415

13 EMBED LibreOffice.ChartDocument.1 1415

13 EMBED LibreOffice.ChartDocument.1