Общая характеристика Зарубежной Европы


Тема 6: Регионы и страны мира. Зарубежная Европа
Тема 6.1.2 Общая характеристика
Зарубежной Европы


Этапы урока
Содержание урока
Методические рекомендации

Цели
обучения: сформировать знания о географическом положении, ЭГП Зарубежной европы, выявить закономерности формирования Зарубежной Европы.
- воспитания: продолжать формировать культуру работы с книгой, картами, рисунками, эстетическое восприятие и уважение культуре, традициям.
- развития: продолжать формировать навык самостоятельной работы с учебником, картами атласа, дополнительной информацией, продолжать формировать навык анализа текста, работы с картами атласа (выбирать главное, анализировать, сопоставлять)



Тип урока
По дидактической цели: урок усвоения знаний
По форме проведения: комбинированный урок
Это 1,2 урок в теме.

Оборудование урока
- Учебник В.П. География 10 кл. ВП. МАКСАКОВСКИЙ
- Атлас «География 10 класс»
- Политическая карта мира
- Технологическая схема урока;
- Электронная презентация


План урока



Орг. момент
Определение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку


Актуализация опорных знаний
- Дайте краткую характеристику экономического развития развитых стран;
- Дайте краткую характеристику населения 1 типа воспроизводства;
Фронтальный опрос

Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Европа Это географическое имя прежде всего напоминает о древнегреческом мифе про дочь финикийского царя Агенора, правителя Сидона, Европу. Согласно мифу, Европа была похищена всемогущим Зевсом, принявшим образ белого быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до о. Крит (вспомним известную картину Валентина Серова «Похищение Европы»).
Однако топонимисты обычно производят название «Европа» от ассирийского «ереб» – «мрак», «заход солнца», «запад» (в противоположность Азии, название которой связывают со словом «асу» – «восход»). Сначала название «Европа» относилось только к южной части Балканского п-ва, но постепенно распространилось на всю территорию этой части света.
Европа Это географическое имя напоминает также об огромном вкладе в мировую цивилизацию, который начался в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, был продолжен в эпоху Возрождения и Великих географических открытий, а затем в эпоху промышленных переворотов и социальных революций – и так до наших дней. Крупнейший немецкий географ XIX в. Карл Риттер писал о том, что в историческом отношении Европе суждено было развиваться гораздо лучше и благотворнее, чем Азии и Африке, богаче наделенных природой. Так самая малая часть света стала самой могущественной, опередив другие и в материальном, и в духовном отношении. «Она господствует над ними, – пишет Карл Риттер, – кладет на них европейский отпечаток, подобно тому, как некогда сама, хоть лишь отчасти, подчинялась было владычеству Востока. Европа есть центр просвещенного и образованного мира. От нее исходят благодетельные лучи во все концы земного шара».
Наверное, в этом панегирике Европе что-то можно оспорить. И в отношении духовного превосходства, и в отношении только «благодетельных лучей». Не забудем и о бесконечных кровопролитных войнах, которые велись в Европе: Столетняя, Тридцатилетняя, Семилетняя и сотни других. В Европе началась Первая мировая война. Здесь разразилась и Вторая мировая война, охватившая 9/10 ее населения. Но тем не менее «старые камни Европы» – это действительно величайшее достояние не только европейской, но и всей мировой цивилизации. Общепризнано, что европейская цивилизация – один из главных ее устоев.
Слайд

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации.


Общая характеристика Зарубежной Европы.
Территория зарубежной Европы имеет протяженность с севера на юг около 5 тыс. км, с запада на восток – 3 тыс. км. Площадь 5,4 млн. км2 Размеры стран зарубежной Европы относительно невелики.
Население – 500 млн. человек.
ЭГП Европы:
1. Соседское положение стран по отношению друг к другу;
При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.
2. Приморское положение большинства стран;
Многие из европейских стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» так можно сказать про каждую из них.
На территории расположены 40 суверенных государств (включая Микрогосударства).
Большая часть - суверенные государства, 34 - республики, 12 - монархии.
Княжества: Монако, Лихтенштейн, Андорра.
Герцогство: Люксембург.
Королевства: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Испания, Швеция.
Все они конституционные монархии.
Теократическая монархия: папство - Ватикан.
Федерации: ФРГ, Бельгия, Австрия, СРЮ, Испания.
Конфедерация: Швейцария.
Древнейшей республикой является Сан-Марино (с ХIII в.), Швейцарская конфедерация существует с конца 13 века.
Главные политические и экономические союзы

Подавляющее большинство стран - члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 г.

Члены НАТО (14 стран): Дания, Исландия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Италия, Португалия, Венгрия, Польша, Чехия. На Пражском саммите в ноябре 2002 г. приглашены в Альянс 7 новых членов: Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва. Но полноправными членами они могут стать только в 2004 г.
Члены ЕС (15 стран): Дания, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Испания, Португалия, Италия, Австрия. С января 2002 г. количество стран в ЕС увеличится. С января 2004 г. количество стран в ЕС может увеличиться за счёт Польши, Литвы и других стран.


Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация слайдов
Запись уч-ся в тетради


Население Зарубежной Европы
В странах Западной Европы преобладает первый тип воспроизводства населения.
Плотность населения 100 человек на 1 км2
В Европе на 100 женщин приходится 96 мужчин.
По национальному составу население Западной Европы однородно. Подавляющее большинство народов относится к индоевропейской семье, в основном – к славянской, германской и романской группам.
Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма Ватикан.
Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения.
Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация слайдов
Запись уч-ся в тетради


Миграции населения Зарубежной Европы.
В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.
Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).
Зарубежная Европа является одним из центров трудовых миграций
Центры международной иммиграции: Франция, Великобритания, ФРГ, Швейцария, в которой свыше 10% в общей численности занятых - иностранные рабочие. Районы эмиграции - страны Южной Европы: Италия, Португалия, Испания, Сербия; Турция, страны Северной Африки.
Выполнение практической работы.
Выполнение работы в тетради с использованием рисунков учебника и карт атласа

Заключительный этап урока.
Первичное закрепление изученного материала:
1. Сколько государств располагаются на территории Зарубежной Европы?
2. Как вы думаете, почему на территории Европы все страны экономически развитые?
3. Какова демографическая ситуация в Европе?
Фронтальный опрос


Подведение итогов урока, выставление оценок
Предполагаются оценки за работу на уроке и за практическую работу.


Домашнее задание: выполнить зад №1, стр. 193
Подготовить сообщения по темам:
- Лихтенштейн;
- Сан-Марино;
- Ватикан;
- Мальта;
- монако;
- Андорра;
- Гибралтар;
- Люксембург;
Сообщения подготовить в письменном или электронном виде, переслать на электронный адрес кабинета географии















Учебно-методический комплект 6.1.2 Общая характеристика Зарубежной Европы

7.6



15