Конспект урока по истории на тему Быт и нравы Древней Руси

Тема урока: Быт и нравы древней Руси.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян;
- познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, военным делом;
- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карточки с заданиями, кроссворд.

Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Структура урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
2.Повторение изученного материала. 10 мин.
3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.
- повседневная жизнь земледельцев и горожан;
- военное дело;
- жилище в Древней Руси;
- одежда древних славян.
4. Закрепление. 3-4мин.
5. Выставление оценок. 1 мин
6. Рефлексия. 1 мин.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока. Повторение изученного материала.
Ребята, перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы уже знаете о Древней Руси и её жителях.
Индивидуальное задание для учащихся.

Задание № 1 Тест
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
Задание № 2.
Дайте определения понятиям:
Житие, вотчина, наместник.
Задание № 3. Ответьте на вопросы.
Чем привлекала славян Византия?
Каково было влияние христианства на Древнерусскую культуру?

Работа по проверке домашнего задания.
Задание № 1
Кто такие славяне?
Из прошедших уроков вы уже знаете , что древние славяне селились племенами.
Какие славянские племена вы знаете? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, северяне).

Работа с картой. Используя карту, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов.

Задание № 2 Кроссворд.
Как у древних славян называлось собирание мёда диких пчёл. (бортничество)
Орудие для обработки земли. Широкая крепкая доска с заостренными раздвоенными снизу концами на которые надевались железные наконечники. (соха)
3.Орудие для уборки хлеб. (серп)
4. Одна из сельско - хозяйственных культур которую возделывали славяне. (гречиха)
5. Как на Руси назывались племена «живущие в лесах»

Задание № 3 Работа с вопросами учебника. Страница 63 (вопросы 1, 3,5)

Задание № 4 Повторить понятия, которые встретятся в течение урока.
(Учащиеся по очереди выходят к столу учителя выбирают листок, на котором написано понятие, которому нужно дать определение).
Вервь, быт, нравы, народное ополчение, дружина, боярин, общество, самобытный.



III. Работа над новой темой урока.
Слово учителя с использованием ИКТ ( 1-2й слайды.)
Повседневная жизнь земледельцев и горожан. (3-й слайд.)
Большая часть населения Руси прошивала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились. Часть населения Руси проживала в городах. Там проживали князья, княжеская дружина. Жили славяне большими семьями.
А сейчас давайте прослушаем запись, которая расскажет нам о семьях в Древней Руси. (Рассказ)
Славяне жили большими семьями. Старший из семьи являлся главой семьи, в которой совместно жили его сыновья с женами и детьми. Глава семьи распоряжался её имуществом и судьбой каждого из членов семьи. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи. Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому либо делу и учить грамоте. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились прясть, ткать полотно, жить одежду.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили мёд, вспоминали минувшие дни, рассказывали былины и сказки.
В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормилицы. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином. Мальчиков в знатных семьях начинали учить грамоте с 5 лет. Согласно обычаю, воспитанием князя руководил его дядя – брат матери.

(4-й слайд) Города.
В городах князья с помощниками правили суд, управляли землями, принимали иностранных послов. Постепенно города на Руси стали расти, и становились торговыми и ремесленными центрами. В городах сосредоточилась религиозная жизнь. Здесь сооружались храмы, жили и исполняли службы митрополиты и епископы, стояли крупные монастыри.
По большим и малым городам Руси шумели торги.
А сейчас давайте представил себя на ярмарке в средневековом городе Руси.
Для этого нам нужно закрыть глаза и представить следующее.(Звуковое сопровождение на слайде)
Мы вышли на большую площадь, повсюду находятся торговые ряды. В одной лавке сияет на солнце серебряная посуда, отделанная чеканным узором. В другой стоят гончарные изделия- кувшины, черпаки, чаши. Рядом радуют наш взгляд украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Следом идут ряды где представляют свои товары кузнецы и кожевник, косторезы и плотники. Сельские жители предлагают свой товар: мясо, яйца, молоко, зелень.
Вот купцы предлагают нам песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные купцы – греки, арабы, болгары, немцы, чехи, скандинавы – торгуют тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.
А сейчас посмотрим, насколько внимательными вы были, в нашем путешествии:
Какие гончарные изделия вы могли увидеть на ярмарке?
Мехами, какие животных торговали купцы?
Из каких стран можно было встретить купцов на ярмарке?

(5-й слайд) Забавы и развлечения в Древней Руси.
Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. Столы были украшены дорогой посудой. Рекой текли заморские вина и русский мёд. Большие чаши, роги с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наряду с мужчинами. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры. (6-й слайд)

IV. Физминутка. (1 мин)


(7–й слайд) Военное дело.
Большое место в жизни людей занимали различные военные дела.
Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Вооружены
они были: копьями, мечами, саблями. (Показ на слайде). Головы воинов
защищали шишаки – остроконечные шлемы. Защитными средствами были так же: щит, броня или кольчуга. (Показ на слайде). Во время больших военных походов собиралось народное ополчение. Его члены вои – вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжелый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую броню. Сами вои броню не носили, она была слишком дорогой.
Работа с иллюстрацией учебника. Страница 67.
(8–й слайд) Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним дружина, далее шли вои. Следом тянулся обоз, в нем было вооружение воином и съестные припасы. Сражения нередко начинались со сражения богатырей, которых выставляла каждая сторона.
Задание:
Ребята, Чем вооружение княжеского дружинника отличалось от вооружения воя - народного ополченца?

(9-й слайд) Жилище.
Жилища бояр и князей – хоромы – состояли из нескольких соединённых между
собой переходами строений. В центре находился терем – высокое деревянное здание- башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горницы-клети. Рядом с домом находились летние не отапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы – сени. (Показ на слайде)
(10-й слайд) Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат, в них были деревянные кровати, скамьи, столы, лари для одежды. По стенам развешивали полки для посуды. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков. (Показ на слайде)
(11-й слайд). Крестьяне жили в небольших домах. На жили в полуземлянках. Пол в полуземлянках был ниже уровня почвы, крыша сверху была покрыта слоем земли. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
(12-й слайд). - Ребята, а сейчас давайте рассмотрим предметы интерьера жилого помещения и мебель дома. (Колыбель, бондарные укладки, скамьи, лавки, балясины, спинки кресел, переносная скамья, кубел с крышкой, полочки для ложек, клюки подвесные деревянные, структурные боковины кресел.)

Задание:
- Ребята, как вы считаете, почему в Древней Руси использовали в строительстве в основном, дерево?

(13- й слайд) Одежда.
Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты –
неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. (Показ на слайде). На Руси, традиционным цветом был красный – цвет огня, цвет крови. Сама холстина в рубахах называлась Землей, а вышивка Ярью. Таким образом, Небесный Огонь, покрывая Землю, зачинал и оберегал все живое. Простолюдин носил холщёвую рубаху до колен, и шерстяные домотканые порты. Украшал такое одеяние узкий пояс с фигурными металлическими бляшками. Украшение рубахи всегда было исполнено глубокого смысла и представляло собой иногда сложнейшее сочетание обережной и иной волховской символики. Особенно обильно украшались ворот, подол и рукава, а также и швы. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками. На ногах простые мужики носили лапти. (просмотр на слайде)
Верхней одеждой были - зипуны – кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили шубы – кожухи – о островерхие меховые и войлочные шапки. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна и шелка. Порты шили из шелка и парчи. Верхней одеждой были – епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми вверх носами. (просмотр на слайде)
У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщевая рубашка. Поверх неё надевалась – понёва – домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей - шелковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь была из сафьяна, отличалась узором, шитым золотом и жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. (просмотр на слайде). Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью, украшали жемчугом. Богатые русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями. В деревнях украшения были попроще – из меди, бронзы, недорогих камней.
(14- й слайд) Просмотр одежды, обуви, украшений.

V.Закрепление. Подведение итогов. Выставление оценок.

Работа с учебником. Страница 71.
Чем отличалась жизнь сельских жителей от городских?
Расскажите о различных типах жилищ, существовавших в Древнерусском государстве.
В чем заключались особенности древнерусской одежды.

Домашнее задание параграф 8
Творческое задание (на выбор)
1.Составьте рассказ од одном дне жизни: князя, ремесленника, крестьянина.
2.Нарисовать рисунок на тему: «Воин Древней Руси», «Ярмарка на Руси».

VI. Рефлексия.
Учащимся раздаются листы со следующими вопросами.
1.Какое настроение было у нас на уроке?
2.Вам было интересно на уроке?
3. Справился ли ты с предложенными заданиями?


Литература:
учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.


15