Доклад на тему: Чтение как один из видов содержательного и увлекательного проведения досуга.


Чтение как один из видов содержательного и увлекательного проведения досуга.
Детская поэзия, как средство приобщения дошкольников к чтению.
Маленькому ребенку нужно читать стихи, несущие огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд. Об этом говорят тысячелетний опыт народной педагогики и современные исследования педагогов и психологов, изучающих раннее детство. Заучивание стихов развивает память ребёнка, приобщает его к чтению.
Изучая многолетний опыт логопедов, работающих с дошкольниками с различными нарушениями речи можно сделать следующие выводы. Если раньше в речевые группы попадали дети в основном с общим недоразвитием речи и несформированным фонематическим слухом, то сейчас прибывают дети с очень сложными речевыми дефектами (дизартрия, заикание, различные нарушения голоса – ринофония, дисфония, тахилалия), отчего сильно страдает и просодическая сторона речи дошкольников. Выявленные факты побудили меня к поиску таких форм работы, которые помогли бы ребёнку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Выбор пал на приобщение детей к чтению путём знакомства с различными поэтическими текстами. Что меня привлекает в этой работе?
Во-первых, не каждый народ обладает таким изобилием и разнообразием поэтических имен, как наш. Русская детская поэзия-важная составная часть национального богатства, истории и культуры. К великому сожалению, своими сокровищами мы пользуемся мало, обращаемся к ним редко, знаем их подчас хуже, чем они того заслуживают, а то и вовсе плохо.
Во-вторых, поэзия-уникальное средство развития фонематического слуха, если решаемся взглянуть на неё приземлено,- например, с точки зрения предшкольной подготовки.
В-третьих, в предлагаемом виде деятельности представлен один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение с взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Эту форму работы я использую с детьми-логопатами. Предупреждая вопросы: «Зачем стихи? Ведь в жизни мы не говорим стихами?», я объясняю детям, что в жизни мы часто говорим стихами. Они звучат в играх и песнях, на различных праздниках. Только стихи порой могут передать наши впечатления и особые ощущения. И чем лучше у человека развито воображение, тем чаще он обращается к поэзии. Тут же мне задается очередной вопрос: «А что такое воображение?», «Подними голову и посмотри на небо, присмотрись к облакам. На что они похожи?». Вот тут разыгрывается фантазия… А теперь представьте картину, которую поэт Д. Лукич нарисовал словами.
  Туча-кошка, хвост трубой,
  Туча с длинной бородой,
  Туча-лошадь, туча-жук…
  А всего их двести штук.
  Бедным тучам очень тесно,
  Нету тучам в небе места.
  Перессорятся все двести,
  А потом заплачут вместе.
  И кричит внизу народ:
  «Разбегайся. Дождь идёт!»
Только в стихах может превратиться «трава пахучая в ковёр», «на небесах летают тучи», а «котёнок в половицу, будто в зеркало глядится».
Беседы о том, что такое интонация и логическое чтение, можно проводить на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Так, детям можно предложить составить из разных стихотворных фраз единое стихотворение. Можно играть со стихами, сказками, баснями или песнями. Задача игроков-угадать стихотворения, из которых оно составлено.
Читая соответствующую главу из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», задаю вопрос: «Почему из Незнайки поэт не получился?». После беседы делаем выводы: стихи надо читать с любовью, вкладывая в них свою душу, чтобы понять и прочитать стихотворение, надо научиться видеть его.
Чем чаще повторяешь стихотворение, размышляешь над ним, тем больше восхищаешься его образами, сравнениями, юмором, и тем сильнее самому хочется что-нибудь сочинить. Стать поэтом трудно. А вот сочинять «домашние стихи» могут многие, и это доставляет им не только удовольствие, но и пользу (навык творчества, радость от процесса созидательного труда).
Занимательные игры со стихами не только развлечение. Они служат и для развития памяти.
Детям можно предложить сочинить весёлое четверостишие на любую тему. Стихи непременно должны иметь смысл. Быть смешными. Пусть даже со странными рифмами. Например: пароход-огород, малина-корзина, пушка-лягушка. Вот отрывок из стихотворения совместной работы логопеда и детей.
        Звуковичок.
  Вот стоит Звуковичок  Вынул свой он язычок.
  Вверх-вниз, вверх-вниз.
  Шире всем нам улыбнись.
  Сунешь руки в рукава-
  Выбегает детвора,
  Ёлка, машина, колпачок
  Спрятал наш Звуковичок.
        Шляпа – зайчонок.
  Зайка прыгал на полянке
  И нашёл конфетку в ямке.
  Лапкой он конфетку взял,
  Сразу белочке отдал.
  Посмотрел зайчонок в лапы.
  Пусто в лапах,
  Ну, я - «шляпа»!
Родители тоже не остаются в стороне. Вместе с детьми пишут рассказы, стихотворения, что особенно важно детям-логопатам в период автоматизации поставленных звуков и для развития и совершенствования фонематического слуха.
Некоторые выпускники речевой группы продолжили реализовывать свои писательские способности, участвуя в конкурсах «Юный поэт», у них рождаются первые мини-книжки.
Книга развивает в ребёнке самые лучшие качества: доброе отношение к жизни, желание изменить мир, научиться мечтать. Детская поэзия, несомненно, поможет справиться с такими задачами.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Августина Р. Говори! Ты это можешь: Кн. Для родителей. М., 2002.
Бугаева З. Н. Развитие устной речи и дикции. М., 2006.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2007.
Дороднова Т. Н., Глушкова. В., Грузик Т. И. Вместе с семьёй. М.. 2005.