Агрессия у детей школьного возраста. Профилактика подростковой агрессии.


Выступление на педагогическом совете школы Тема: Агрессия у детей школьного возраста. Профилактика подростковой агрессии.
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.
Причины проявления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания, но огромную роль играют воспитание в семье. На становление агрессивного поведение большое влияние оказывают характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Педагогические наблюдения показали, что родители резко подавляющее агрессивность у своих детей напротив развивают чрезмерную агрессивность. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
В каждом коллективе детей встречаются ребята с признаками агрессивного поведения, которые нападают на остальных, обзывают детей, намеренно употребляют грубые выражения. Это агрессия – прежде всего отражения внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события.
Агрессивный ребенок, как и другие, нуждаются в ласке, помощи взрослых. Так он борется за место под солнцем.
Как помочь агрессивному ребенку?

Работа с гневом.Обучение агрессивных детей способом выражения гнева. Это не значит кусаться, ругаться, а научить выражать в приемлемой форме. Поиграть в «Обзывалки» (снять вербальную агрессию, выплеснуть гнев, а потом услышать о себе что-то приятное). «Мешочек для крика» - покричать в мешочек.
Далеко не всегда дети ограничиваются словесной реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а потом слова. В таких случаях мгновенно можно отреагировать так: переключить внимание, организовать спорт-соревнование, разорвать и растоптать бумагу. Это способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения.
Обучение навыков распознавания и контроля негативных эмоций. Игра «Камушек в ботинке». Цель: научить распознать собственные эмоции и говорить о них.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Игра «Я – сообщение». Цель: провозглашение педагогам своего самочувствия, состояния мыслей, ответ на факт как некое явление жизни.
Гораздо полезнее говорить ребенку о своих чувствах используя местоимение («я», а не «ты»). Например, говорим «ты не убрал в классе, не выучил урок», а надо «я расстроена тем, что класс не убран». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, а говорите о своих ощущениях. Это вызывает чувство доверия.
Мы говорим: «закрой рот, ты мне мешаешь вести урок». То есть обвиняете. У ребенка рождается чувство сопротивления, протеста. При «я – высказывании» содержаться наши чувства.
В течении ноября-декабря 2014 года была проведена диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку. «Агрессивность». Она включала в себя десять вопросов. Результаты выражены в таблице.
Практические рекомендации по снижению агрессии у школьников.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- переключение внимания; «помоги мне, пожалуйста» - выражение понимания чувства ребенка «конечно, тебе обидно»
2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. «здесь и сейчас».
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации. (не кричать, не настаивать)
5. Обсуждение проступка (наедине)
6. Сохранение положительной репутации подростка.
7. Обращение с ребенком после агрессивного поведения. (подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка).
Педагог-Психолог Мацькайло И.В.