Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе


Урок-презентация в 7 классе
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
(с использованием интерактивной доски)

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой», «Благовест», «Замолкнул гром», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр».
Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

Ход урока
Милая моя земля, Реки сладкие, поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал, - Я одну мечту таю: Родину воспеть мою.
Салават Юлаев



I. Вступительное слово.
Такие замечательные слова написал башкирский поэт Салават Юлаев. Он любил свою родину, природу Башкортостана. А вы, ребята, любите природу родного края? Мы так привыкли к нашей природе, поэтому не каждый может разглядеть ее красоту. В этом и заключается талант настоящего художника: видеть в привычном новое, прекрасное, удивительное. Я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию под музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского « Времена года»
II. Просмотр слайдов презентации.
- Наверное, вы уже догадалось, сегодня на уроке мы будем говорить О природе, о родном крае, о Родине.
А теперь давайте запишем в тетрадях дату и тему урока:
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)
- Чтобы изобразить природу художники и живописцы что используют? Правильно, краски и кисти. Изображение природы на картинах называется пейзажем. Пейзаж – это жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
От слова пейзаж произошло название лирического жанра –пейзажная лирика.
Поэты вдохновенно описывают природу, используя средства художественной выразительности. Однако осень, зима, весна, лето в поэзии не просто времена года. Каждое время года ассоциируется с какими-то настроениями, этапами жизни человека.
обратимся к примерам из поэзии19 века. 3.ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
Но для ответов на вопросы и выполнения заданий вам необходимо повторить термины средств художественной выразительности. Закончите мои предложения:
– эпитет – это.(образное определение предмета, выраженное прилагательным).
– метафора – это(переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета (явления) с другим).
– гипербола – это(чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета ( явления).
– сравнение – сопоставление двух предметов посредством сравнительных союзов (изображение одного явления с помощью сопоставления с другим).
– олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.



III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Василий Андреевич Жуковский. Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых». Прослушаем выступление о Жуковском.

Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».(СЛАЙД №29).
Появление текста. Чтение стихотворения учителем.
1. Какое настроение передаёт это стихотворение? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.
2. На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.
3. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны»)
4. В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось
очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека.
2.
– А следующее стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока написал Алексей Толстой.
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой»
Это стихотворение о(родном крае)
Когда я читаю его, то вижу(дремучий бор, степь, тучи)
Я слышу (конский бег, волчий голос, крик орлиных стай)
Чувствую(ветер, дующий в лицо)
Оно напоминает мне о (о родной деревне)
Стихотворение необычно, оно состоит из предложений.
Чувства льются (через край, взволнованно, будоражат душу)
Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её простором, силой, могуществом. Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь лавное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства.

1.Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова? (Восхищения, гордости.)
2.Какой образ становиться главным?
3.С чем он ассоциируется?
4.Какая картина складывается в вашем воображении?
5.Как поэт передал чувство любви к родному краю?


5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).
Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).
Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.
Рассмотрите пейзажи, представленные в учебнике на форзацах и стр. 315. Какой из них соответствует какому-либо прочитанному сегодн стихотворению? По содержванию? По настроению
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.

ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением ».
15