Конспект открытого урока по литературе в 8 классе. « Классицизм как литературное направление».


Конспект открытого урока по литературе в 8 классе.
Тема: « Классицизм как литературное направление».
Цели урока.
1.Образовательные:
а) дать понятие литературному направлению – классицизм;
б) выделить его отличительные признаки, особенности;
2.Развивающие:
а) закрепить понятие «классицизм»;
б) развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и т.д.
3.Воспитательные:
а) воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.
Оборудование:
Портрет А.Б. Куракина. Репродукция картины В.Л.Боровиковского.
Портрет композитора Кара-Караева. Репродукция картины Салахова.
Иллюстрация Михайловского дворца, проект Башни III Интернационала.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами начали разговор об эпохе 18 века в России, попытались определить характер петровской эпохи.
Именно с эпохи Петра I связаны грандиозные преобразования в жизни Российского государства. Отличительными чертами, которыми отмечена эта эпоха – это прежде всего: утверждение идеи государственности и идеи просвещения.
Ребята, вспомните понятия «идея государственности» и «идея просвещения».
Соответственно каждая эпоха, в том числе эпоха Петра I, рождает своё искусство, и как часть её – литературу, которая отвечает духу времени. Начнём наш разговор с живописи, а именно – с портрета.
Давайте обратимся к двум портретам:
1.Портрет А.Б.Куракина, написанный В.Л.Боровиковским и к портрету композитора Кара – Караева, написанный Салаховым.
Как вы думаете, к каким эпохам принадлежат эти портреты?
(портрет Куракина принадлежит прошлой эпохе, а портрет Кара – Караева современной).
Учитель. Да, вы совершенно правы. Портрет Куракина принадлежит эпохе XVIII века, а портрет Кара – Караева эпохе XX века.
Вы почувствовали разницу в самом принципе изображения человека.
Давайте обратимся к первому портрету.
Как можно охарактеризовать Куракина, что можно о нем сказать, глядя на его портрет, написанный Боровиковским? (изображается не простой человек, а человек, приближённый ко двору; он снисходительно смотрит; высокомерен).
Учитель. Да, всё верно. Здесь изображён не простой человек, а человек, приближённый ко двору, которому покровительствовал
сам Павел I. Портрет Куракина – один из наиболее парадных портретов, написанных Боровиковским. По количеству элементов, которые его образуют, он сложен как настоящая музыкальная симфония. В глубине фона изображён Михайловский замок, резиденция Павла I, справа мраморный бюст Павла, много тканей. Окно прикрывает тяжёлая драпировка с золотой бахромой и кистями, бархатная скатерть покрывает стол. В середине портрета стоит сам Куракин в богатейшем камзоле из золотой парчи.
Ребята, как вы понимаете слова «камзол» и «парча»?
На камзоле сверкают бриллианты и ордена. По страсти к блеску его называли «бриллиантовым князем». На его лице снисходительная улыбка, воспитанная придворной жизнью, маска, которую долголетняя практика лжи и притворства сделала его подлинным лицом. Итак, перед нами налицо парадный портрет.
А как можно охарактеризовать портрет композитора
Кара – Караева, написанный Салаховым? (композитор изображён в простой обстановке; он задумчив, размышляет; он находится в творческом поиске, здесь нет величия).
Учитель. Да, композитор Кара – Караев изображен в обычной обстановке, без помпезности. Для Салахова главной целью являлось изобразить внутренний мир человека, его творческий поиск, а не величие.
Как вы заметили уже в начале урока, портрет Куракина работы Боровиковского относится к XVIII веку, а портрет композитора Кара – Караева к XX веку, близкому нашему времени.
Мы с вами рассмотрели два портрета:
Портрет эпохи классицизма;
Портрет XX века; реалистическое искусство, речь о котором пойдёт позже.
Как вы, наверное, догадались можно сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (об эпохе классицизма).
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве в XVII в. – начале XIX века. (запись в тетрадь).
Учитель. Своё название классицизм получил потому, что считал для себя образцом античное, классическое искусство, и, верно, поэты, художники, прозаики любили и ценили красоту произведений античности. Им казалось, что красота – понятие неизменное для всех времен и народов. Они считали, что художники должны были творить по её законам.
Классицизм – это целая художественная эпоха. А сейчас обратимся к записи, в которой рассказывается об эпохе классицизма во Франции. Когда вы будете смотреть запись, попытайтесь отметить основные признаки классицизма. (классицизм воспитывал в духе верности королю, отечеству, государству).
Учитель. Но не будем торопиться с выводами. Давайте обратимся к архитектуре, конкретно к иллюстрации Михайловского замка в Петербурге архитектора Росси и иллюстрации проекта Башни III Интернационала (автор Татлин).
Вы, наверное, без труда определите, какое здание к какому времени принадлежит? (Михайловский замок – эпоха классицизма; проект Башни – искусство XX века).
Учитель. Да, вы почувствовали разницу в самом принципе архитектуры. Несмотря на то, что мы сопоставляли архитектуру и живопись, мы увидели сходство в манере, стиле, способе отображения мира. Михайловский замок и портрет Куракина поражают сторогостью и ясностью композиции, произведения покоряют спокойствием, благородностью линий, они прославляют мощь государстава.
Проект же Татлина и портрет Кара –Караева поражают напряженностью, какой-то остротой, эти работы говорят о творческой мощи человека, о его безудержной фантазии.
Итак, давайте попытаемся сделать вывод, какие же черты были характерны для эпохи классицизма и для эпохи XX века. (работа у доски).

Классицизм искусство XX века
1.Строгость и ясность композиции 1.Главное не строгость
(всё соразмерно, гармонично) формы, а её напряженность,
острота.
2.Произведения излучают 2.Работы «говорят» о
спокойствие, покоряют беспредельности творческихблагородством линий возможностей человека.
строгостью пропорций.

3.Произведения прославляют 3.Произведения прославляют
мощь государства и его творческую мощь человека
силу.
Учитель. Вероятно, вам больше нравится современное искусство, оно ближе вам по духу, оно отображает ваши чаяния, наш напряженный век. Но современное искусство ни в коей мере не заменит искусства прошлого. Просто это разные направления в искусстве. И отображают они разные представления о красоте, разные эстетические идеалы. Но чтобы глубже понять современное искусство, нужно понять, какие стадии развития оно прошло, какие направления сменяли друг друга, какие идеалы они утверждали.
Одним из главных принципов классицизма является то, что искусство должно воспитывать человека, особенно образы и идеи литературы классицизма. В качестве образцов мы возьмём трагедии классицизма.
Сейчас вы увидите сценку из трагедии Корнеля «Гораций».
Попробуйте понять, какой мудрости учит нас драматург, в чем пытается убедить зрителя, каких героев прославляет?
Но, чтобы понять, о чем идет речь, послушайте предысторию трагедии.
Двум великим городам Риму и Альбалонге необходимо объединиться в Римское государство, но для этого нужно одному городу подчиниться другому. Поэтому решают провести поединок между славными гражданами этих славных городов: Горациями и Куриациями. Но трагизм состоит в том, что старший Гораций женат на сестре Куриация, а Камилла (сестра Горация) любит одного из Куриациев и помолвлена с ним.
Победа Альбалонге сохранит любимого, но принесет гибель братьям и любимому городу. Это трагическая история. Бой происходит за сценой. В живых остаются двое (один Гораций и один из Куриациев – любимый Камиллы). Брат Гораций, гордый победой Рима, встречает свою сестру Камиллу.
Учитель. Что же здесь утверждается как высшая доблесть, что здесь побеждает, что является главным в жизни человека? (победа разума над любовью, победа гражданского чувства над личным).
Учитель. Победа разума над чувством, разума над страстью свойственна трагедиям Корнеля. Это свойственно и классицистам. Это свойственно и идее государственности, которой служили классицисты. (Т.е. принцип разумности, ориентация на разум человека).
Ребята, а кто является героем классицистической трагедии (обратитесь к герою трагедии Корнеля Горацию)?
(славный, великий житель Рима, не простой человек, он ставит интересы государства выше своих личных).
Учитель. Отсюда выделяется ещё один принцип классицизма – принцип должного, т.е. создать, изобразить героя не такого, какой он есть на самом деле, а каким должен быть в идеале.
Но французский классицизм дал миру не только знаменитые трагедии, но и не менее знаменитые комедии.
Для классицизма в литературе характерно строгое разграничение высокого и низкого в стиле, жанрах, герое. Комедия считалась низким жанром, в отличие от трагедии.
Как вы думаете, кто мог быть героем комедии, учитывая, что комедия относилась к низкому жанру? (простые люди).
Учитель. Да, героями комедий были простолюдины, мелкие буржуа, в отличие от героев трагедии, которыми были полководцы, цари, императоры, герои.
Такой демократический характер комедии был орудием в деле воспитания зрителей. Мольер говорил: «Обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их». Сейчас мы увидим сценку из комедии Мольера «Скупой». И посмотрим, как он это делает.
А чтобы было понятно, о чём идет речь, послушайте предысторию сценки.
Главный герой комедии Мольера «Скупой» Гарпагон, который феноменально, беспредельно скуп. Его сын влюблён в небогатую девушку Марианну, но на ней хочет жениться сам Гарпагон. Для того, чтобы этого не произошло решают прибегнуть к крайнему средству: у Гарпагона выкрадывают его шкатулку с драгоценностями и утверждают, что шкатулку украл некий юноша Валер. Этот юноша Валер влюблен в Элизу. Гарпагон, встретив Валера, думает о шкатулке, Валер говорит же о своей возлюбленной.
Комизм состоит именно в том, что герои не понимают друг друга: Гарпагон говорит о шкатулке, а Валер о своей возлюбленной.
Итак, какую одну черту выделяет Мольер в характере Гарпагона? (скупость).
А.С.Пушкин говорил: «У Мольера скупой лишь скупой». Это главенствующая черта в характере героя. Но этот порок показан зримо, ярко, поэтому зрители и смеются. Отсюда вытекает и ещё один принцип классицизма – одноплановость характера героя.
Учитель. Русский же классицизм, унаследовав черты французского классицизма, отличался острой социальной направленностью, просветительским характером. Ярко просветительское начало выразилось в творчестве М.В.Ломоносова. Он был теоретиком классицизма на Руси. Излюбленный жанр поэта – ода, высокий жанр.
Ода – стихотворный жанр, она писалась на какой-то торжественный, официальный случай или в честь высокого, официального лица. Ода предназначалась для прочтения вслух, при большой и знатной аудитории. Это могло быть в тронном зале, в парке, на сцене. Публика была самая знатная и богатая, блистающая драгоценностями, как бы требуя от языка «оды» такой же блистательности.
Послушайте отрывок из оды Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Подумайте, кого прославляет Ломоносов в оде, как звучит стих оды?
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа Её Зефира тише,
И зрак прекраснее Рая.
Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец,
Тебя приняв облобызала:
«Мне полно тех побед, - сказала, -
Для коих крови льётся ток.
Я Россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток».
(В оде Ломоносов прославляет императрицу, стих оды торжественный).
Учитель. Да, слушая оду нельзя не услышать, не почувствовать торжественности, монументальности. В центре внимания Ломоносова – императрица, она как бы стоит в центре вселенной.
Церковнославянские слова, риторические вопросы придают стихам Ломоносова определённый настрой, как будто мы слышим органную музыку.
Итак, мы познакомились с произведениями классицизма, поняли, что они должны были подчиняться определённым правилам, канонам. Независимо от вида искусства, классицизм содержит свои правила и принципы.

Задание. Попробуем сделать выводы из сегодняшнего урока и выделить эти принципы. У вас на партах лежат ватманы и карточки, на которых записаны принципы классицизма (задание усложнено, т.к. среди этих записей есть отличительные особенности и других художественных направлений, которые мы будем изучать позже).
Ваша цель составить схему «Принципы классицизма как литературного направления» (но мы на сегодняшнем уроке выделили не все принципы классицизма, поэтому оставьте на схеме место, чтобы мы её продолжили на следующем уроке, когда будем изучать комедию Фонвизина «Недоросль»).

Принципы классицизма как литературного направления.
1.Принцип разумности.
2.Принцип должного.
3.Чёткое разграничение и распределение жанров.
4.Одноплановость характера героя.
Учитель. Прежде чем закончить урок, попытаемся определить цель нашего урока.
Классицизм как литературное направление исчез, выполнив свою историческую миссию, но те духовные ценности, которые он донёс до нас до сих пор поражают и воспитывают зрителей. Чем напряжённее будет становиться искусство, нам всё чаще и чаще захочется остановиться перед произведениями классицизма и насладиться отточеностью форм, продуманностью композиции, ясностью замысла, что было свойственно поэтам, художникам, архитекторам эпохи классицизма.
Чтобы зримо увидеть это, давайте совершим прогулку по
Санкт – Петербургу.
Комментирование и выставление оценок.
Использованная литература.
1.В мире литературы. 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Автор – составитель А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2003.
2.Путошкина А.А., Филатова Е.А. Современные открытые уроки литературы. 8-9 класс. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
3.В.И.Федоров. История русской литературы XVIII века. – М.: 1982.
4.Словарь литературоведческих терминов / Редакторы – составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: 1974.
5. http://festival.1september.ru