Планирование урока по физике Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура (8 класс)


Тема: «Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура»
Цели:
- Охарактеризовать особенности движения молекул тела;- Ввести понятие температуры;- Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов;- Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул; - Выделить тепловое движение как особый вид движения.
Задачи урока:
Обучающая: рассмотрение тепловых явлений. Изучение основных физических характеристик объясняющих тепловое движение, тепловое равновесие, температуру. Систематизировать знания, полученные ранее, сформировать понятие тепловое движение, тепловое равновесие, температура для объяснения закономерностей лежащих в основе термодинамики.
Развивающая: сформировать практические умения применять знания о тепловых явлениях, повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных умений при организации парной и фронтальной работы, воспитание коллективизма, взаимного уважения.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала с применением ИКТ.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная и индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, термометр, градусник, презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы.Этап учебного занятия Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Ожидаемый результат
1. Организационный. Организовать внимание учащихся, раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Приветствие учащихся, пожелание совместной плодотворной работы. Психолого-эмоциональный настрой учащихся на урок. Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя.
2. Проверка знаний учащихся. Установить правильность знаний физических определений, понимания физического смысла этих характеристик Проверяю материал, пройденный на прошлых уроках (в форме тестового опроса). Работают с текстом теста. Должны знать физические определения, виды деформаций, свойства твёрдых тел.понимать физический смысла этих свойств.
3. Изучение нового материала Организовать деятельность учащихся по применению знаний в знакомой, измененной и новой ситуации. Даёт объяснение новому материалу. Составляем схему. Ставит задачи перед учащимися по определению основных свойств измерительных приборов. Выводят соотношения между температурными шкалами. Записываем формулу связи.
Проводится демонстрация: химическая пробирка, закрытая пробкой с индикатором давления, стакан с теплой водой. Пробирка опускается в стакан с теплой водой, давление на индикаторе повышается.
Использование тепловых явлений в быту. Работают с учителем, записывают результаты в тетрадь. Проводят лабораторный эксперимент:
«Определение температуры воды, воздуха» Вывод основных определений. Самостоятельно выводят соотношение между температурными шкалами. Правильно определяют температуру воды и воздуха.
4. Закрепление нового материала. Выявить уровень усвоения нового материала. Проверяет усвоение нового материала, составленного в форме ГИА (тест).
Ответы на вопросы:
-Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении
их температуры?
-Что мы понимаем под температурой вещества?
-Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
-Какие температурные шкалы вам известны?
-Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?
Выполняют самостоятельную работу Выполнение тестового задания «Тепловые явления».
Работают с текстом теста. Осуществляют самопроверку.
Отвечают на вопросы для закрепления темы. Хорошее усвоение нового материала. Положительные оценки
5. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. Рассказ учителя о выполнении ДЗ.
1. § 1 учебника; вопросы и задания к параграфу.
Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, №№ 915, 916.
Экспериментальное задание (для желающих). В стакан с холодной водой осторожно долить горячей воды. Измерить температуру воды у дна стакана, в середине и у поверхности. Какой можно сделать вывод? Как правильно измерять температуру жидкости?
Задают вопросы по ДЗ. Записывают в дневник ДЗ. Мотивация на выполнение ДЗ.
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявить уровень достижения цели урока. Оценка работы класса в целом учащихся и учителем. Самооценка деятельности, оценка учителя. Объективность качественной оценки.