Ученический проект Сопоставительный анализ славянских и античных мифов о происхождении мира и богов


Исследовательский проект
«Сопоставительный анализ славянских и античных мифов о происхождении мира и богов»
Выполнила: Руслан Амина,
ученица 6 «Д» класса, школы-лицея №1
Руководитель проекта: Леськив Е.В.
г.Астана, 2015г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..3
1.1.Миф……………………………………………………………….4
2.1.Сравнительный анализ……………………………………….6
3.1.Пантеон богов. Античная мифология………………………17
3.2.Пантеон богов. Славянская мифология………………….18
4.Соответствие богов……………………………………………..19
5.Заключение……………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………….22
Аннотация
Руслан Амина
г. Астана, школы-лицея №1,
6 “Д” класс
“Загадки мифологии”
Руководитель - Леськив Елена Владимировна - учитель русской словесности и русского языка.
Цель научной работы: выявить как представлены боги в античной и славянской мифологии.
Методы исследования: теоретические. Работали над осуществлением следующих задач:
изучение мифологии: античной, славянской. Чтение мифов.
изучение богов высшего пантеона.
составление пантеона высших богов.
сравнительный анализ высших богов этих мифологий.
Основным результатом исследовательской работы стали материалы для проведения лекций на уроках русской словесности, с целью ознакомления учащихся с мифологией различных народов, также в возможности проявить себя, как на уроках и викторинах, так и во внеурочное время.
Введение
Миф (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первых людей, возникшее в первобытном обществе.
Актуальность данной темы определяется повышенным интересом к изучению мифологии как словесного достояния. В наше время, время технологий, инноваций и продвижения в плане развития - мифология становится актуальнее, чем когда-либо. В особенности жанр фэнтези, который сейчас очень популярен среди молодёжи, в основе которого и лежит определённый миф. Также очень интересен жанр городской легенды, который, по сути, является современным мифотворчеством.
Цель исследования: изучить античную и славянскую мифологии. Сопоставить мифы о верховных богах.
Задачи исследования:
1)Изучить научно-теоретическую и исследовательскую литературу. 2)Внимательно читать энциклопедии, литературные издания, стихотворения, мифы, произведения Гомера, и русских писателей 19 века и современности.
3) Изучить мифологии: античную, славянскую.
4)Сделать сравнительный анализ верховных богов эти мифологий.
Этапы процедуры исследования:
1)Изучение мифологий разных народов в энциклопедиях и литературных произведениях.
2)Работа с интернет -источниками.
4)Анализ собранных материалов в подведении итогов.
Объект исследования: “Загадки мифологии».
Методы: исследования поисково-теоретические.
Новизна исследования: попытка системного и комплексного изучения миф и её происхождения.
Миф
Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.
Под мифом обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первобытных, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах.
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
Мифология – это предание, сказание и слово, - часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания.
Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образам. С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.
Боги – это Высшее, создающее и мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон.
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется.
Изучив мифы древних греков и славян, мы нашли подтверждение этому.
Сравнительный анализ
Сходства славянской и греческой мифологии
Славянская мифология Греческая мифология
1. До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.
2. В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо.
3. Из Яйца вышел Род, и стал Свет.
4.Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря - бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя - Сварга Златая, и родился огонь и воздух. Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан - моря. 1. Вначале существовал безграничный Хаос - источник жизни.
2. Из хаоса появилась Земля-Гея, и Тартар - бездна тьмы и мрака.
3. Хаос также породил Мрак и Ночь.
4. От Мрака и Ночи произошли Свет и День.
Различия между славянской и греческой мифологиями
1.Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мать Вещего Бога. Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей – детей Небесного Огня.
2.Затем также мирным путем появляются другие боги.
3. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье 1.Гея – земля порождает титанов и циклопов.
2.Уран возненавидел своих детей - великанов и низверг их Тартар. Земле было жаль своих детей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон боялся, что его тоже свергнет кто-нибудь из детей, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его жена Рея приходила в ужас, когда видела судьбу своих детей. Рея не хотела потерять последнего ребёнка, и спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. Она назвала его Зевсом, а вместо него дала Крону камень, завёрнутый в пелёнки.
3. Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и заставил его изрыгнуть проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих детей, произвела на свет чудовищ гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил.
4. После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса – Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.
Верховные боги
Зевс Сварог
1.Верховный бог античной мифологии, громовержец.
2.Сын Кроноса бог Зевс-это владыка Олимпа и громовержец.
3.Зевс нейтральный бог. Он поступал хорошо( помогал ), но он убил своего отца.
4.Атрибутами Зевса были гром и молния, щит, лабрис и орёл.
5.Зевс не уступал своего трона никоу. 1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь.
2. Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю.
3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям.
4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот.
5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.
Богини любви и красоты
Афродита Лада
1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты.
2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.
3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи. 1. Славянская богиня любви и красоты.
2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.

3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.
Боги подземного царства
Аид Велес – Чернобог, Вий
В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.
Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами. Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых.
Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.
Солнечные боги
Гелиос Даждьбог
Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца.
Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет. 1. Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света.
2. Славяне считали, что солнечные лучи - это стрелы Даждьбога.
Боги виноделия
Дионис Квасура
Диоìнис — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия. Квасура – в славянской мифологии бог виноделия. Получил тайну приготовления солнечного напитка Сурьи от богини Лады.
Богини утренней зари
Эос Денница
1. Эос - в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса.
2. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни. 1. Денница (утренница, зарница), в славянской мифологии образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце.
2. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.
Боги грома и молний
Зевс Перун
Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам.
Покровительницы лесов и охоты
Артемида Девана
Артемиìда — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.
Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань.
Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей.
Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.
Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами.
Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.
Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.
Боги ветра
Зефир, Нот, Борей Стрибог
В древнегреческой мифологии боги ветров, братья, сыновья Астрея и Эос. В восточнославянской мифологии бог ветра.
Боги плодородия
Деметра Ярило
1. Демеìтра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны.
2. Ее имя означает «Мать-Земля». Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. 1. Ярило – в славянской мифологии бог плодородия.
2. В мифе о Ярило говорится, что он дарит огонь и жизнь земле, что он породил животных и человека
Боги лесов
Велес Пан
Велес - бог лесов, животных. Пан - бог лесов и пастбищ.
Пантеон Богов


Славянская мифология
Пантеон Богов

Соответствие богов
Атрибуты богов Римские боги Греческие боги Славянские боги
Демиург Сатурн Уран, Крон Род
Верховный бог, громовержец Юпитер Зевс Перун, Сварог
Верховная богиня Юнона Гера Лада, Додола
Посланник, странник, ветер, мудрость Меркурий Гермес Стрибог
Богиня плодородия Церера Деметра Жива, Лада
Умирающий и возрождающийся бог Аттис, Адонис Адонис Ярило
Покровительница животных Диана Артемида Дива
Бог охотник Сильван, Фавн Пан Светобор
Богиня -  земля Теллус Гея Мать Сыра Земля
Бог воды Нептун Посейдон Переплут
Бог огня, кузнец Вулкан Гефест Семаргл
Бог воитель Марс Арес Лют, Волх
Богиня любви Венера Афродита Леля
Бог герой Геркулес Геракл Хорс, Геровит
Поэт, бард   Орфей Баян
Ткачиха, пряха судеб Парки Мойры Макошь
Солнечный бог, ветер Аполлон Гелиос, Аполлон Купала
Весна, Юность Ювента, Прозерпина Геба, Персефона Порвата
Целительство Панацея, Эскулап Панакея, Асклепий Троян
Бог подземного мира Плутон, Диспатер Аид Кощей, Вий
Враг мира и богов Тифон Тифон Чернобог, Ящер
Заключение
Мифы нужны для объяснения мира. Мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни.
Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.
В нашей работе мы изучили славянскую и греческую мифологии, попытались сравнить их и найти аналогии. Мы доказали выдвинутую нами гипотезу, что в мифах много общего. Мы можем сделать вывод, что наши культуры шли по сходному пути развития, и между людьми разных народностей гораздо больше общего, чем различного. Хотя между греческой и славянской мифологией есть и различия. После изучения славянской мифологии выяснилось: боги сразу стали властителями мира; появление богов происходит мирным путем; славянские боги были дружны; славянские боги жили в гармонии друг с другом; каждый бог отвечал за какое-нибудь явление природы, либо кому-нибудь покровительствовал; один бог мог отвечать за несколько природных явлений. В древнегреческой мифологии перед богами были титаны; появление богов сопровождается кровопролитием и распрями; греческие боги враждовали между собой.
Таким образом, мы можем сделать главный вывод, что наша культура основана на мире и согласии, на ладе друг с другом.
Список использованной литературы
Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». 2000г. Из-во «Кристалл», 464 стр.
Гомер «Одиссея», 2011г. Из-во «АСТ», 768 стр.
Гомер «Илиада», 2014г. Из-во «Азбука», 576 стр.
Р.Риордан «Перси Джексон», 2009г. «Эксмо», 154стр.
Интернет- источники
http://greekroman.ru/greek.htm
http://www.godsbay.ru/antique/3
https://ru.wikipedia.org/wiki/Миф
Г.Белякова «Славянская мифология» http://ifolder.ru/7284485