Урок внеклассного чтения в 7 классе «И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.Особенности жанра стихотворения в прозе. Патриотизм, прославление подвига, жизненной стойкости»


Абашкина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа №83
имени Г.И. Баланова города Донецка»
Урок внеклассного чтения в 7 классе
«И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра стихотворения в прозе. Патриотизм, прославление подвига, жизненной стойкости»

Урок внеклассного чтения в 7 классе
Тема. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра стихотворения в прозе. Патриотизм, прославление подвига, жизненной стойкости человека.
Цель урока:
познакомить учащихся со «Стихотворениями в прозе», с историей создания и публикации цикла;
помочь семиклассникам почувствовать очарование, изящество, простоту, ясность стихотворений;
подчеркнуть их значение для нравственного воспитания, воспитания «добрых чувств»;
развивать представление о прозе и поэзии, об их соотношении;
познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе, сравнить их с особенностями лирической поэзии;
развивать творческие способности учащихся и умение выразительно читать художественное произведение.
Тип урока: урок комбинированного типа (с элементами урока-концерта, рассказов о страницах биографии писателя, анализа текстов).
Оборудование: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений в прозе И.С.Тургенева; презентация с демонстрацией портретов И.С.Тургенева, Полины Виардо, Ю.П.Вревской, видеофильмов.
Ход урока
1. Организация класса
2. Учитель Слайд
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева, и вы откроете для себя новые грани таланта великого русского писателя.
- Ребята, скажите, а кого называют писателем?
(Того, кто пишет прозаические произведения)
- А что такое проза?
(Проза – устная и письменная речь без деления на соизмеримые отрезки)
Надо вам знать, что начинал Тургенев как поэт, и первые его стихотворения носили романтический характер. Наверное, поэтому стихотворение Тургенева «В дороге» привлекло внимание композитора Абаза. Так родился замечательный романс «Утро туманное…»
Звучит романс «Утро туманное…»
С жанром романса вы не знакомы. Но может, кто-нибудь знает, какая тема в романсе главная? Конечно, любовь.
И как не вспомнить удивительную повесть Тургенева о любви «Ася». Именно об этом произведении Н.А.Некрасов писал: «Она (повесть) прелесть как хороша. От неё веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии».
Заметьте, прозаическое произведение Некрасов назвал «чистым золотом поэзии».
- А что такое поэзия?
(Поэзия – 1) до середины ХІХ века вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в отличие от художественной прозы)
Поэзия и проза – два основных типа искусства слова. Но граница между ними относительна, существуют промежуточные формы: свободный стих, ритмическая проза. К промежуточным формам, в какой-то степени, можно отнести и стихотворения в прозе.
2. Беседа с учащимися по вопросам:
- Что же такое стихотворение в прозе? Слайд
(Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера)
- Что вы знаете о лирике?
- Что сближает стихотворение в прозе и лирическую поэзию?
- Назовите имя самого знаменитого, самого талантливого лирика ХІХ века.
(А.С.Пушкин)
3. Учитель
Я не случайно вспомнила сегодня о Пушкине. Слайд
Пушкин и Тургенев по-разному относились к соотношению стиха и прозы.
Пушкин стремился отделить прозу от стиха, найти для прозы свои законы, утвердить в прозе «прелесть нагой простоты», освободить её от лиризма и сделать орудием логические мысли.
А Тургенев на протяжении всего своего творчества сознательно сближал прозу с поэзией. Он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе, гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность логической мысли со сложностью поэтического настроения, – словом, он стремился, в конечном счете, к стихотворениям в прозе.
Современники свидетельствуют, что Тургенев долгое время держал в тайне свои «Стихотворения в прозе» и не готовил к печати до тех пор, пока они не сложились в целый цикл.
В сентябре – ноябре 1882 года, пока шла подготовка рукописи к набору, о существовании цикла стало известно довольно широкому кругу литераторов.
Анатолий Федорович Кони был одним из тех, кто имел рукопись в своих руках осенью 1882 года.
«Рукопись дана была мне поздно вечером до утра, и я провел всю ночь, читая несколько раз, перечитывая эти чудесные вещи, в которых не знаешь чему больше удивляться – могучей ли прелести русского языка или яркости картин и трогательной нежности образов».
Звучит стихотворение «Голуби» в исполнении учащегося
4. Учитель
Так печально заканчивается эта чудесная художественная заметка: «Хоть я и один… один, как всегда». Слайд
Чувство одиночества знакомо каждому человеку, но особенно остро ощущается в преклонном возрасте. У «Стихотворений в прозе» есть и другое название «Senilia» (старческое) – это действительно основной мотив всего цикла.
5. Сообщение учащегося Слайд
«Стихотворения в прозе» создавались в период с 1877 по 1882 год. Это время, когда Тургенева постоянно мучили, возмущали мысли о состоянии родины, о русско-турецкой войне, неудачах в начале войны и гибели стольких людей. Это время тяжелых болезней. Глубокой скорбью живёт сердце писателя, доживающего свои последние годы… да ещё вдали от родины.
«Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?» – так начинает Тургенев стихотворение «Без гнезда», в котором, как и в ряде других стихотворений, отражено угнетённое душевное состояние, вызванное смертями разных близких Тургеневу людей. «Нравственно я хуже, чем калека, – пишет он Я.Полонскому, – я совсем старик, ко всему охладел – и только воспоминания о прежних друзьях и временах немного шевелят меня».
«Стихотворения» были опубликованы в декабрьском номере журнала «Вестник Европы». Сразу после выхода стихотворений стали появляться отклики в периодической печати. В «Голосе» появилась статья Арсения Введенского, в котором говорилось: «…короткие отзвуки душевной жизни поэта, выражающиеся в чрезвычайно поэтических, целостных, западающих в душу образах, не пройдут бесследно в душе читателя и вызовут чувства, не совсем обычные в наше беспощадное время». Беспощадное время… одни купаются в роскоши, другие – выброшены на улицу, как герой стихотворения «Нищий». Слайд
На экране видео - звучит стихотворение «Нищий»
6. Беседа по вопросам:
- Что же значило для обоих героев рукопожатие?
- Как обращаются они друг к другу?
- К сожалению, нищие – явление нередкое и в наше время. А приходилось ли вам когда-нибудь давать милостыню просящему?
Да, благое это дело – помогать нуждающимся. К этой теме Тургенев обратился в стихотворении «Два богача». Слайд
Звучит стихотворение «Два богача» в исполнении учащегося
- С первым богачом все понятно. Барон Ротшильд – миллионер (из династии богатейших европейских банкиров). Но чем богат обездоленный нищий мужик?
(Все богатство мужика – доброта, бескорыстие, человечность, благородство, красота души.)
Мир богачей противопоставляется миру бедности и в стихотворении «Щи».
Звучит стихотворение «Щи» в исполнении учащегося
- На чьей же стороне симпатии автора?
- У двух женщин одинаковое горе, и оно должно было их сблизить. Но между ними бездна. Почему?
- Легко ли достаются беднякам щи, кусок хлеба?
7. Составление диаманта.
Бедняк.
Добрый, бескорыстный.
Живёт, понимает, чувствует.
Бедняк отдаст - богач расщедрится.
Дарует, жертвует, уделяет.
Великий, гордый.
Богач.

8. Учитель
В стихотворении «Щи» бытовая зарисовка приняла характер притчи. А что такое притча?
Слайд (Этот малый жанр сатирической и поучительной литературы бытовал в ХVІІ-ХVІІІ веках и в начале ХІХ века)
9. Сообщение учащегося
А в конце ХІХ века И.С.Тургенев ввел в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы – стихотворения в прозе, такие разные по тематике, по настроению духа писателя. «Это – то элегии, то басни, то эпиграммы» (Н.Невзоров) Слайд
А неизвестный критик назвал стихотворения Тургенева «поэтическими искрами… от которых веет бодростью, свежестью, молодостью великого бессмертного таланта и глубоко любящего сердца».
У Тургенева рассказ о человеке, отдельном эпизоде его жизни почти всегда превращается в рассказ о его «судьбе».
«В судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое», – написал Тургенев. «Трагическое» в сознании писателя – это, прежде всего, неизбежное, от человека не зависящее.
10. Чтение учителем стихотворения «Повесить его!» (на фоне музыки)
11. Беседа по вопросам:
– За несколько секунд один человек решил судьбу другого. Какой композиционный приём используется автором в стихотворении?
(Антитеза. С одной стороны – бездушный главнокомандующий, с другой – Егорушка-праведник.) - Знаете ли вы значение слова праведник?
(Праведник – человек, согласный с судьбой, обладающий природной неспособностью попенять на судьбу, на людей, незлобивый.)
- Есть ли праведники на земле?
Оставим вопрос открытым. Но нет сомнения в том, что были и есть сильные характеры, способные на жертвы, на подвиги.
12. Рассказ о Юлии ВревскойЗвучит фоновая музыка
Баронесса Юлия Петровна Вревская (Урожденная Варпаховская) – друг и корреспондентка И.С.Тургенева, которой он в марте 1877 года писал: «… благодарю Вас за дар Вашей дружбы – и с умилением целую Ваши хорошие руки».
В мае 1877 года она уезжает на Балканы в действующую армию в качестве сестры милосердия. Тургенев писал ей: «Моё самое искреннее сочувствие будет сопровождать Вас в тяжёлом странствии. Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным…».
Юлия Петровна заразилась тифом и умерла в военном госпитале 5 февраля 1878 года в г. Бяле (Болгария), там же и похоронена.
«Она получила тот мучительный венец, к которому стремилась её душа. Её смерть меня глубоко огорчила. Это было прекрасное, неописанное доброе существо… Её жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю». (И.С.Тургенев)
На экране фоторяд - звучит стихотворение «Памяти Ю.П.Вревской»
13. Учитель
И снова смерть… Вообще Тургенев очень много размышлял в стихотворениях о своей смерти. Невеселые эти раздумья. И все же пессимизм сменяется оптимизмом, и понимает автор, что есть чувство, которое сильней смерти и страха смерти.
Звучит стихотворение «Воробей» в исполнении учащегося
Оптимистично звучит даже название следующего стихотворения «Мы ещё повоюем».
Оба стихотворения оказались среди тех произведений, которые отдельные литераторы пытались переложить в стихи, имеющие размер и рифму. В этом нет ничего удивительного, ведь в восприятии читателей 70-90-х годов ХІХ века стихи и проза потеряли значительную часть своих различий. Но эти попытки оказались бесплодной затеей. Есть ли смысл, подбирая рифмы, пополнять ненужными словами отточенные тургеневские фразы? Русская литература богата лирической поэзией. Да и у Тургенева есть рифмованные стихи.
Звучит стихотворение «Синица» в исполнении учащегося
Слайд Стихотворение написано для Полины Виардо, выдающейся французской певицы, гениальной артистки. Полина Виардо пользовалась огромной популярностью в Европе, её голосом восхищались крупнейшие музыканты, поэты посвящали ей стихи. Эта обаятельная, образованная, интересная женщина покорила сердце Тургенева. Любовь к ней Иван Сергеевич пронес через всю жизнь. До конца дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.
Любовь, похожая на сон… Ряд стихотворений в прозе имеет подзаголовок «Сон». Среди них стихотворение «Лазурное царство», которое пользовалось широкой популярностью в России, служило материалом для мелодекламации с эстрады (под музыку А.С.Аренского)
Звучит стихотворение «Лазурное царство»
14. Учитель
Сколько очарований, изящества, поэзии!..
Какая ясность, благозвучие и сила! Какое бережное, любовное обращение с русским языком!..
«Русский язык» – так называется одно из стихотворений Тургенева. Вместилось оно в 5 строк, но эти строки М.Стасюлевич назвал «золотыми», в них «сказано более, чем в ином трактате; с такой любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».
«Подлинным гимном», «благоговейной молитвой», «лебединой песнью» называли современники стихотворение «Русский язык».
На экране видеофильм - звучит стихотворение «Русский язык» в исполнении актёра В.Смехова - Только ли любовь к языку выражена в стихотворении?
(Любовь к народу и родине)
15. Подведение итогов
А ещё вера в будущее. «Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».
Мы с вами то будущее, о котором говорил И.С.Тургенев.
- Ребята, что, по-вашему, объединяет все произведения Ивана Сергеевича?
- В чём заключаются непреходящие ценности, по мнению И.С.Тургенева?
- Чем дорога нам проза И.С.Тургенева?

16. Домашнее задание: дайте письменный на вопрос: «Можем ли мы считать И.С.Тургенева нашим современником?»