Разработка урока по истории на тему «Запретные» страны. Китай и Япония в XVI-XVIII веках


Урок истории в 7 классе (по Сингапурской структуре)
Бадретдинова Гульназ МагфуряновнаУчитель истории и обществознания
Тема: «Запретные» страны. Китай и Япония
в XVI-XVIII веках.
Цели:
- познакомить учащихся с особенностями развития, искусством Китая и Японии;
- формировать умение работать с текстом, развивать навык общения как проявление активности учащихся;
- формирование интереса к истории; воспитывать уважение к традициям народов Китая, Японии;
Оборудование: презентация, карточки с заданиями
Ход урока:
I. Организационный момент.
Применяю структуру МЭНЭДЖ МЭТ.
Учащиеся рассаживаются по 4 человека за столы, образуя команды.
Проверка домашнего задания
По структуре РАУНД ТЭЙБЛ
- Какие верования были распространены на территории Индии?
- Какими методами действовали европейцы в Индии с момента появления здесь португальцев?
По структуре СИНГЛ РАУНД РОБИН
- Что бы вы назвали основой индийской экономики?
- Расскажите о роли английской Ост-Индской компании в жизни Индии.
Актуализация
«Запретные» страны. Как вы понимаете?
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя
2. Работа с учебником
3. Выполнение заданий
Первая команда – Китай
Вторая команда – Япония
Задания: 1) Какие династии правили?
2) Годы правления?
3) Особенности правления
4) события
4. Вступление уч-ся
Китайская империя в эпоху Мин.
В раннее Новое время Китай был самым крупным и густонаселенным государством в мире. Эта древняя страна породила высочайшую духовную культуру и искусство. Она продолжала жить по моральным и политическим заповедям конфуцианства, на них же основывалась и китайская государственная система.
В XIII веке Китай попал под власть монголов, но в 1368 году она была свергнута и здесь воцарилась династия Мин, правившая с 1368 по 1644 год. В XV-XVI веке Китай переживал экономический подъем: росли города, развивались ремесла и торговля, строились великолепные дворцы. В это же время появились мануфактуры.
Однако в соответствии с древними традициями власти очень активно вмешивались в экономические дела. За государством сохранялась монополия на землю, также подчинили себе все, что касалось производства и торговли, контролировало производство металлов, а также предметов первой необходимости – соли, чая. В руках государства были судостроение и производство фарфора.
Перемены не затронули жесткой социальной системы Китая. По-прежнему все подданные были равны лишь в одном отношении: они были одинаково бесправны перед императором. Ни одно сословие не было достаточно сильно, чтобы заставить власть считаться со своими нуждами. Император был единственным господином для всех.
Бюрократический аппарат Китая был огромен. Чиновники были очень образованными людьми. На экзаменах им приходилось постоянно подтверждать свое право на должность. По их результатам они получали продвижение по службе. Согласно конфуцианскому учению, государственный чиновник должен был служить образцом бескорыстия, честности и преданности императору. На деле же они брали взятки и не упускали случая воспользоваться служебным положением. Однако, если это становилось известно, им грозила суровая расправа: император мог приказать провинившемуся покончить с собой.
В конце XVI- н в начале XVII века по стране прокатилось несколько мощных крестьянских восстаний. Одно из них в 1644 году смело с престола и саму династию Мин.
2) Период династии Цинн.
Государство захватили северные соседи – воинственные маньчжуры, которые основали новую династию Цин (1644 – 1911). Со временем маньчжуры растворились среди многочисленного китайского населения. И все же китайцы считали новых властителей империи чужаками.
Пытаясь удержать свое влияние, императоры династии Цинн стали препятствовать въезду в Китай европейских купцов и миссионеров. В 1724 году всех христианских проповедников изгнали из страны, а церкви разрушили. А в 1758 году Китай окончательно закрыл двери для европейцев.
В XVII – XVIII веках такая мощная держава, как Китай, могла позволить себе обрубить связи с Европой. У нее хватало собственных ресурсов для экономического развития.
Однако, как выяснилось уже в XIX веке, пребывая в изоляции от остального мира, цинский Китай стал постепенно отставать в экономическом и техническом отношении от бурно развивающейся Европы.
3) Япония при сёгунах Токугава.
На протяжении всего XVI века Японию раздирала борьба влиятельных феодальных кланов, которая привела к распаду государства на несколько частей.
Усобица, грабеж, крестьянские восстания – всему этому надо было противостоять, требовалось «твердая рука», которая, объединив Японию, справилась бы с феодальной вольницей.
Таким человеком оказался Токугава Иэясу. Он провозгласил себя сёгуном – верховным военным правителем. Феодалам запретили вести частные междоусобные войны, заставили подчиниться единому государственному законодательству.
В 30-е годы XVII века Токугава закрыл страну для иноземцев и изгнал христианских миссионеров. Исключение было только для голландцев.
5, Рассказ учителя (презентация)
1)Искусство минского и цинского Китая.
В минском и цинском Китае расцветали многочисленные искусства – живопись по бумаге, шелку, стеклу; изготовление фарфора. Было принято изображать пейзажи, птиц, цветы, фрукты. Однако в XVI-XVII веках художников стала привлекать человеческая личность. Появился портрет, а в пейзажи все чаще вторгались жанровые сценки с людьми – крестьянами, рыбаками, торговцами, путешественниками.
2) Традиционные искусства Японии.
Япония – страна высочайшей духовной культуры. Изобразительные и декоративные искусства всегда играли особую роль в жизни японцев. Классическое произведение японского искусства обычно включало пейзаж и стихи.
Закрепление
Структура РАУНД ТЭЙБЛ
- Определите, что было общего в этих государствах.
- В чем различия данных государств.
Итог урока
Домашнее задание.
Подготовить сообщение, презентацию по темам на выбор:
Искусство Китая. 2.Искусство Японии.