Конспект урока-исследования Творческая лаборатория исследования русского языка. Тема: Какую роль выполняют в языке имена прилагательные?


ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Составила
Малышева Валентина Николаевна
МБОУ СШ № 17.
г Красноярск
Тема: «КАКУЮ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ ВЫПОЛНЯЮТ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?»
Структура урока:
1.1.
Повторение: «Имя существительное»
1) Обобщение знаний по теме.
2) Сравнение групп слов.
3) многозначность.
4) Признаки имени существительного.
5) Морфологический разбор имени существительного.
1.2.
Наблюдение над именем прилагательным.
Вопросы, примеры, обобщение,
вывод по первому признаку имен прилагательных:
слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Прилагательные нужны для красоты описания:
а) работа с двойным текстом;
б) проблема - «почему последний?»
3) Прилагательные нужны для точности описания:
а) работа с карточками;
б) работа с картинками, загадками;
4) Что описывают и уточняют имена прилагательные?
а) выявление признаков: величина, форма, вкус, цвет, материал…
1.3.
Итог.
Что же такое прилагательные?
Какую роль выполняют?
1.4.
Описание любимой игрушки.

ХОД УРОКА.
На доске записан главный вопрос урока:
--- КАКУЮ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ ВЫПОЛНЯЮТ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.
Внимательно прочитайте слова и разделите их на 2 группы:
НОРКА, ГЛАДКАЯ, КРАСНЫЕ, ГАЛКА, ЛИСИЧКИ, РЫЖИЕ, БАНТИК, ПУШИСТАЯ
(учащиеся называют слова первой группы, второй группы)
норка гладкая
галка красные
лисички рыжие
бантик пушистая
(столбики могут стоять в другом порядке)
---По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
Докажите. (что обозначают, на какие вопросы отвечают)
--- Какой еще признак объединяет имена существительные?
(Многозначность)- приводят по два значения каждого слова.
--- Какие признаки имен существительных вы знаете?
(бывают одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные;
Единственного и множественного числа; женского, мужского и среднего рода)
[-других признаков дети не знают].
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:
--- сущ., одуш., собств., ед. ч., м.р.
--- сущ., одуш., нариц., ед. ч., ж. р.
--- сущ., одуш., нариц., мн. ч., ?
ЛИСИЧКИ
Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на доске?
Что обозначает знак ?(во множественном числе нельзя определить род,
надо поставить слово в единственное число)
КАК же уточнить значение многозначных слов?
(по смыслу в предложении)
Обратимся к следующей группе слов.
---На какие вопросы отвечают эти слова?
Устно дополните этот столбик своими примерами.
(выслушать ответы учащихся)
--- Что общего у всех этих слов?
(отвечают на одинаковые вопросы)
Попробуйте ответить для чего нужны эти слова в русском языке?
ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ:
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
--- О чем был первый текст? (о весне)
--- А о чем был второй текст? (тоже о весне).
--- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? ( и да, и нет).
---Докажите.
---Что же отличает первый текст от второго?
(наличие имен прилагательных, с ними текст становится красивее).
Итак, правильно ли я вас поняла, что ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛ ЬНЫЕ НУЖНЫ ДЛЯ КРАСОТЫ ОПИСАНИЯ? (ДА)
--- Во втором тексте используется прилагательное ПОСЛЕДНИЙ для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Можно было взять более красивые прилагательные, например: ПУШИСТЫЙ или СЕРЕБРИСТЫЙ.
(нет, эти прилагательные не подходят, потому что более точно подходит прилагательное ПОСЛЕДНИЙ)
Значит, можно сказать, что имена прилагательные нужны для точности описания, правильно ли я вас поняла?
--- Давайте попробуем наиболее точно описать
ЗИМНИЙ И ВЕСЕННИЙ
снег.
(работа в парах - по карточкам) -выбирают и выполняют записи.

КАРТОЧКА.
СНЕГ
зимний весенний
последний
искристый
мокрый
колючий
грязный
пушистый
серебристый
мягкий
рыхлый
белый
свежий
серый
---(Ведется обсуждение).
Вывод: «Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его даже не глядя на него».
--- Отгадайте, про какой предмет пойдет речь?
Бурый, мохнатый, косолапый--- (медведь).
Зеленый, сладкий, сахарный--- (арбуз).
Спелое, круглое, сочное---(яблоко).
(Учитель называет прилагательные, учащиеся отгадывают, затем показывается КАРТИНКА этого предмета).
ИТОГ:
Для чего же нужны ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
(Для описания и уточнения)
Что уточняют имена прилагательные? (имена существительные).
С помощью прилагательных можно описать величину, форму, цвет, вкус…
На доске появляются карточки со словами:
ВЕЛИЧИНА ФОРМА ВКУС ЦВЕТ МАТЕРИАЛ…
(все это называется одним словом «ПРИЗНАКИ»)
Итак:
Сможете ли вы теперь ответить на главный вопрос урока.
Кто помнит, на какой вопрос мы должны ответить?
Оцените свою работу и работу ребят.
--- Кому сегодня было легко, просто и комфортно на уроке?
---А кто испытывал затруднение? (Высказывания учеников).
(Не беда, если у кого-то что-то сегодня не получалось, вы преодолеете эти трудности).
Спасибо за работу.