Конспект Занятия Нотки бусинки


ОТКРЫТОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «НОТКИ - БУСИНКИ»
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.
Задачи:
Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитывать у детей интерес к пению.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук).
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки Н.Королёвой «Маленькая страна»
Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
План занятия:
Вход детей в зал. Приветствие «Добрый день»
Музыкально- ритмические движения: «Пружинящий шаг и бег» Е.Тиличеевой.
Работа над дыханием. Упражнения «Ладошки».
Артикуляционная гимнастика: «Жаба Квака»,
Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль).
Распевка «Сел комарик под кусточек».  Пение в разных темпах (Lento, Moderato, Allegro, Precto).
Песенка «Улыбка»
Физ.культ минутка «Clamp-stamp»
Слушание «На слонах в Индии», притча «О слоне и четырёх слепцах».
Игровое творчество «Жарко -холодно».
Исполнение песни «Козлик» Г.Струве.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под муз. «Маленькая страна» Н.Королёвой
Приветствие «Добрый день»Я здороваюсь вездеДома и на улицеДаже здравствуй говорю,Я соседской курице.Здравствуй солнце золотое,Здравствуй небо голубое,Здравствуй вольный ветерок,Здравствуй маленький дубок.Здравствуй солнце, здравствуй день.Нам здороваться не лень.
Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.
М. Р. : Ребята, посмотрите!
На волшебных ниточках
Бусинки висят.
Не простые бусинки –
Все они звучат.
Ожерелье славное –
Нотное оно.
Мной для вас припасено!
Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.
М. р. берет «ноты» - они падают на стол.
М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе.
И наверно музыки больше не звучать.
Помогите мне бусинки нотные собрать?!
Ответы детей.
М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. 1. Музыкально- ритмические движения.«Пружинящий шаг и бег» Е.Тиличеевой.М.Р. Немножко старания – разовьешь дыхание.
2. Упражнения на дыхание.                                «Ладошки» А.Н. СтрельниковаЛадушки – ладошки,Звонкие хлопошки.Мы ладошки все сжимаем,Носом правильно вдыхаем.Как ладошки разжимаем,То свободно выдыхаем.
М.Р. А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.
3. Артикуляционная гимнастика. (гимнастика для мышц мягкого нёба и глотки)
«ЖАБА КВАКА»Жаба Квака с солнцем встала,Сладко – сладко позевала.                                       Дети зеваютТравку сочную сжевала                                           Имитируют жевательные движенияДа водички поглотала.                                             и глотаниеНа кувшинку села,Песенку запела:«Ква-а-а-а!»                                                               Произносят звуки отрывисто и громко.«Квэ–э–э-э!»«Ква-а-а-а!»Жизнь у Кваки хороша!
Вокально-интонационные упражнения.
Нас веселый паровозик в путешествие увозит.
«Паровоз» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
4. Распевка.
М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
«Сел комарик под кусточек» - в темпе Lento.
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
«Сел комарик под кусточек» в темпе Moderato.
Услышал тревогу и мотылек.
«Сел комарик под кусточек» - в темпе Allegro.
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
«Сел комарик под кусточек» - в темпе Precto.
После исполнения распевки раздается звук.
М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.
М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.
5.Пение.
М. Р. : А вот перед нами иллюстрации. Послушайте мелодию, и скажите как они связаны, и как называется эта песенка(по мелодии дети угадывают песенку).
Песенка «Улыбка» - пение песни совместно со зрителями.
Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».
Бусинка прикрепляется на нотный стан.
6. Физкульт.минуткаСтенд ап плиз, летс мув. (Встаньте, давайте подвигаемся). Почему я вам сказала это на английском языке, потому что, мы сейчас с вами сделаем упражнение с английскими словами «Clamp- stamp». Летс бегин.    «Clamp- stamp» (приложение 1 )Звучат два звука – дети угадывают.
М.Р. Две бусинки возвращаются в домик.
7. Слушание.Прослушивание мелодии. «На слонах в Индии» муз.А. Гедике.
        Не объявляя название пьесы, попросить детей выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует характеру произведения. Спросить, почему они выбрали именно эту картинку. Обратить внимание на низкий регистр, на неторопливый, сдержанный характер музыки (слоны большие и тяжёлые). Показ фото А.Гедике.
        Прочитать детям притчу «О слоне и четырёх слепцах» (приложение 2).
Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.
8. Игровое творчество.
Игра «Жарко и холодно».Сказали жарко – дети изображают, что им жарко, обдувают себя, машут на себя. Говорят холодно – они мёрзнут, укутываются. Далее это говорится быстрее, дети должны успевать перестраиваться от «холодно» на «жарко» и т.д.
Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.
М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!
Звучат семь нот – это начало песни «Козлик».
Исполнение песни «Козлик».
М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.
Трудно нам без музыки петь и танцевать
Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.
Снова чудной музыки рады все друзья
И терять те бусинки больше нам нельзя.
М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «И».
Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Ручками мы хлопнем clamp clamp clamp (2раза)
Ножками мы топнем stamp  stamp stamp (2раза)
Вот как мы танцуем dance dance dance (2раза)
Высоко летаем fly fly fly (2 раза)
Плаваем как рыбки swim swim swim (2 раза)
Быстро побежали run run run (2 раза)
А теперь set down, посидим (2 раза)
Глазки мы закрыли sleep sleep sleep (2 раза)
НОТЫ:  ре, ми, фа#, соль, ля, ля, соль, си, ля.
              ре, ми, фа#, соль ля, ля, соль, ми, ре.
Приложение 2.

Открытое  музыкальное занятие
по ознакомлению с нотной грамотой
"Музыкальная шкатулка"(старшая группа)
Провела музыкальный руководитель МЛОУ д/с № 1 г. Кропоткина 
Сикорская Е. Ю.
Цель занятия:
Формировать представления о ладе в музыке
Учить слушать музыкальные произведения,
Развивать творческую фантазию и воображение, Осваивать навыки игры на музыкальных инструментах.
Задачи:
 Углублять восприятие детьми музыки, сравнивая разнохарактерные произведения,
 Развивать способность выражать в движениях характер музыки,
 Учить различать высокие и низкие звуки в пределах октавы,
На центральной стене развешаны разноцветные ноты.
Звучит музыка Ю. Чичкова «Музыкальная шкатулка». Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие.
В мире много сказок
Самых, самых разных,Длинных и коротких,Грустных и смешных.Можно прочитать их,Можно рассказать их.Ну, а мы решили:Побываем в них.
У меня в руках музыкальная шкатулка. Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная! Вся из лучей добра и света, мы благодарны ей за это. Вот открою я шкатулку -  чудо вдруг произойдет! Кто-то в гости к нам сегодня с сюрпризами  придет.  Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят ее выразительно - шкатулка откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Прежде чем исполнить песню, нам надо настроить наши голоса. Сегодня нам помогут в этом знакомые попевки.
Дети распеваются, используя знакомые упражнения.
Музыкальный руководитель. Ключики-голоса готовы? Тогда попробуем открыть музыкальную шкатулку.
Песня Ю.Чичкова «Музыкальная шкатулка».
Входит ребенок в маске синьора Минора.
Минор (ребенок):
Меня зовут синьор Минор,Я вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
 Я грустью дорожу
Люблю, вздыхая, слёзы лить,
 И предлагаю вам:
Давайте, вместе погрустим –
О чём – не знаю сам.
(Предлагаю вспомнить названия произведений грустного, печального характера).
Дети называют, произведения из “Детского альбома” П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель. Вот, Минор, дети назвали твои любимые произведения. Я думаю, что если тебя зовут синьор Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, вы знаете такие песни?
Песня “Кукла заболела” муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной
Минор. Спасибо вам, мои друзья, я счастлив был услышать такую выразительную песню. У меня есть брат, и он тоже будет рад с вами познакомиться.
Входит Мажор (ребенок).
Друзья, представиться спешу-
 Знакомству очень рад.
Меня зовут синьор Мажор.
 Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
 Улыбку, шутку, смех
И если дружен ты со мной,
То ждёт тебя успех
Траля- ля- ля, траля- ля- ля,
То ждёт тебя успех.
Музыкальный руководитель.  А какие песни ты любишь, синьор Мажор?
Мажор. Конечно же, мажорные – яркие, энергичные, радостные. Вы знаете такие песни?
Песня М. Протасова “Песенка- чудесенка”.
Музыкальный руководитель. Синьор Мажор! Я думаю, что ты не любишь сидеть на месте.
Мажор. Конечно. Я всегда в движении!Музыкальный руководитель. Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.
Танец “Полька” муз. И.Штрауса
Игра «Веселый колокольчик» муз. В. Кикты.
Мажор. Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, весёлых ребят.
Минор. А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.
Музыкальный руководитель. Именно музыка делала нас то озорными, то
печальными. Оставайтесь с нами, к нам ещё должен прийти гость.
Слышится голос из-за ширмы.
Петрушка. Ой-Ой-Ой!
Музыкальный руководитель. Кто это кричит?
Петрушка. Это я, Петрушка!
Музыкальный руководитель. Где же ты?
Петрушка. Здесь я, здесь! Никак вылезть не могу, на меня инструменты упали.
Музыкальный руководитель. Вот беда какая! А какие же инструменты?
Петрушка. Музыкальные! Я не знаю как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек. Я им постучу по инструментам, может вы по звуку догадаетесь, что это за инструмент (металлофон, бубен, ксилофон, треугольник, погремушка, колокольчик)
Музыкально- дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
Музыкальный руководитель. Ну, вот мы и отгадали, обо что ударился Петрушка.
Петрушка (выходит из-за ширмы). Здравствуйте, дети, хорошо вы инструменты угадываете. А у меня  есть еще и картинки. Сравните их и найдите в них отличия. Какое время года изобразил художник в каждом рисунке?
(Дети смотрят слайды,  на которых изображены осень, зима, весна, лето)
 А теперь выберите  соответствующий музыкальный инструмент, с помощью которого можно озвучить каждую картинку.
 (Дети смотрят слайды с изображением музыкальных инструментов: флейты, трубы, контрабаса, скрипки, барабана, тарелок, треугольника, арфы, ксилофона, тубы, виолончели  и т. д.).
Игра «Подбери инструменты»
Вот молодцы, дети! А сейчас я загадаю загадки, кто быстрее отгадает девочки или мальчики?
Пять линеек, ровно пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Эти пять линеек надо
Снизу доверху считать.
Эти пять линеек будемКак мы будем называть?       (Нотный стан)
На волшебных ниточках бусинки висят,Не простые бусинки- все они звучат.    (Ноты)
Музыкальный руководитель задает детям вопросы, раздает по одной нотке, дети работают на фланелеграфеМузыкальный руководитель . Есть у каждой ноты дом,  где живёшь ты, нота “До”?
Ребёнок
. Здесь на маленькой скамейке, на добавочной линейке
Музыкальный руководитель. Нота  Ре, где ты живёшь? Где ты песенки поёшь?
Ребёнок.
Внизу, под первою линейкой я прячу песенку свою
А если надо, я пою.
Музыкальный руководитель. Смотри, запомни и пойми- пропела тихо нота  Ми
Ребёнок.
 Мне высоко не надо лезть, мне хорошо, на первой здесь.
Ребёнок.
Между первой и второй Фа глядит в окошко,
Между первой и второй тесно ей немножко
Ребёнок.
На второй линейке  Соль  с нотой  Фа  встречается.
Если скажешь  ФА и СОЛЬ,Получается фасоль,Слово получается!
Ребенок.
-А вы меня заметили?-  спросила нота Ля
Между второй и третьей пою я песни детям: ля- ля, ля-ля, ля-ля!
Ребенок.                                                                                                                                                                                                            
А  на линейке третьей  СИ
На самой серединке.
Поёт, когда не попроси, так звонко, без запинки.
Музыкальный руководитель. ДО верху, ДО внизу- малышам  забава.
Мы споем ДО и ДО- получится октава.
Песня “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А. А. Островского, сл.З.Петровой.
Петрушка. Ваши дети всё знают, а ещё одно задание, наверное, не смогут выполнить.
Музыкальный руководитель. А какое у тебя задание, Петрушка?
Петрушка. Сейчас мы с вами беем играть в игру, которая называется «Собери пирамиду». Но это пирамида непростая, а с секретом. Сейчас вы обойдете пирамиду и скажете в чем ее секрет  (дети выполняют задание и видят на обратной стороне бусины-ноты).
На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие звуки. Эти знаки называются нотами. Оказывается из нот тоже можно строить пирамиды. Послушайте считалку.
До- ре- ми- фа-соль- ля- си
Едет кошка на такси. А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
 Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду
Игра «Пирамида с секретом»
Дети строят различные варианты пирамиды: берут выборочно несколько кубиков, например,  до ми соль или ре фа ля, определяют какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты.
Петрушка. Повеселился я с вами, пора мне домой идти , только дорогу я что- то забыл.
Музыкальный руководитель. Петрушка, у нас много музыкальных инструментов, мы тебе поможем.
(Дети выбирают музыкальные инструменты, становятся друг за другом.)
Музыкальный руководитель. Пойдем по дорожке прямой,Вы идите все за мной.
Дети идут, размеренно ударяя ногами об пол.
 Музыкальный руководитель . Слышите, дятел стучит о сучок.
Тук- тук, тук-тук!Играю на палочках.
 И мы повторим этот звук.
Играют дети.
- Сейчас по тропинке свернули направо,
Увидели зайца, он прыгнул в канаву.
А ножки стучат:Туки- туки- туки- тук
Играю на палочках:
Повторим, дети этот звук.
Играют дети
- Вот вышли из леса- кругом тишина,Только стучат два веселых бобра:
Тук-тук  да тук, тук-тук да тук!
Играю  на палочках
Повторим, дети этот звук.
Играют дети
Вот и выбрались на прямую дорожку. А теперь, давайте попрощаемся с Петрушкой.
Петрушка уходит.
Музыкальный руководитель. Наше занятие подошло к концу и я тоже хочу с вами попрощаться. А на прощание хочу вам пожелать:
«Если будете стараться и усердно заниматься,То терпение и труд вас к успеху приведут».  До свидания, дети!