Доклад «Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции»

Доклад «Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции»

Учитель технологии Л.А. Дьяченко

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Факторы риска.
Наследственность. Патология беременности или родов матери. Хронические заболевания у родителей. Неблагоприятная экологическая обстановка. Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка. Курение матери во время беременности. Алкоголизм родителей. Неполная семья. Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».
Встает вопрос – где лучше обучать детей с ЗПР?
Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Отечественные ученые создали учитывающую «российский фактор» концепцию интегрированного обучения и воспитания, которая опирается на несколько принципов:
– линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию; – параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок;
Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.
Этим детям нужен особый подход, но абсолютно такое, же отношение, как к детям с нормальным развитием.
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Задача: создать адекватные условия для развития и обучения для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
Поскольку для нас - это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения: как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?
Участники образовательного пространства: дети; родители; педагоги; специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники доп. образования).
В основе работы единый «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все необходимо стараться создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, а совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность; толерантность; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания.
Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ.
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. Индивидуальный подход. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. Использование многократных указаний, упражнений. Проявление большого такта со стороны учителя. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Формула успеха при работе с детьми с ОВЗ.
общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, создание положительной атмосферы на уроке, постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.
Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Общая цель образовательного процесса для школ: необходимость обеспечения обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с общепринятыми нормами поведения, подготовка к труду и самостоятельной жизни в обществе одних или достаточной жизнеобеспеченности других, в соответствии и с их возможностями и потребностями.
Огромная роль в развитии и образовании детей с ОВЗ принадлежит трудовому обучению. « ...Труд детей с ОВЗ способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания , является основным средством коррекции , а так же решает задачу профессиональной подготовки ..» ( А.Н. Граборов)
Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни.
Совершенно иное отношение к жизни формируется в человеке, постигшем не только умом, но и руками своими, что предметы, окружающие его в жизни - творение рук человеческих.
Умения детей делать что-то своими руками помогает им чувствовать себя полноценными, найти своё место в жизни.
Реализовать свой творческий потенциал детям помогает декоративно-прикладное творчество, так как оно: создает условия для развития познавательного интереса, фантазии, эстетического вкуса; оказывает лечебно-коррекционное воздействие на психику ребенка, так как вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает светлые чувства, снимает эмоциональное напряжение; вызывает гармонизацию развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания; способствует созданию ситуации успеха, так как любая творческая деятельность продуктивна.
В своей работе мы используем поделки из бросового материала, ткани, бумаги, ниток, природного материала и т.п

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!
Я искренне желаю вам стать своими для этих «особых» детей, для этого нужно немного: любить, понимать, принимать, иногда жалеть, быть терпимыми, учить добру и радоваться вместе с ними каждому новому дню!











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515