Методическая разработка лекционного занятия для специальности Сестринское дело

Кашкарова Л.А.
Лекция

Сестринский процесс.
III, IV, V этапы сестринского процесса.

Мотивация:
Реформа сестринского дела, начатая в России в 1993 году, образовательный и профессиональный стандарты, созданные в свете реформы, предусматривают кардинальные изменения характера деятельности сестринского персонала. Одним из таких изменений является осуществление сестринского процесса.

Цели:
Формировать общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 . Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Формировать профессиональные компетенции:
ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

Межпредметные связи:
анатомия
физиология
медицинская психология
диагностическая деятельность
лечебная деятельность
профилактическая деятельность
медико-социальная деятельность
организационно-аналитическая деятельность



План


Цель III этапа.
Необходимость в написании плана ухода.
Цель IV этапа.
Охарактеризовать типы сестринских вмешательств.
Методика оценки эффективности сестринского вмешательства.
Аспекты оценки:
достижение целей по проблемам пациента
появление новых проблем, требующих внимания сестры.
III этап сестринского процесса –
планирование сестринской помощи и ухода
Цель. Разработка целенаправленного индивидуального плана ухода.
На III этапе медицинская сестра формулирует цели и составляет индивидуальный план сестринского вмешательства отдельно для каждой приоритетной проблемы пациента, в соответствии с порядком их значимости.
После формулировки целей, медицинская сестра составляет план ухода за пациентом.
План – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода по определённой проблеме пациента, с учётом конкретной клинической ситуации.
При составлении плана медицинская сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики. Стандарт создаётся в помощь медицинской сестре, но следует помнить, что в стандартах невозможно предусмотреть всё разнообразие клинических ситуаций, поэтому его нельзя применить необдуманно. От медицинской сестры-координатора при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной клинической ситуации. Медицинская сестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода либо, наоборот, дополнить план действиями, непредусмотренными стандартом, оно она должна уметь логически обосновать свою точку зрения.
После формирования целей и составления плана ухода, медицинская сестра должна согласовать свои действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием.
Ввод: Суть планирования заключается в:
определении (совместно с пациентом) целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы;
определении (совместно с пациентом) характера и объёма сестринского вмешательства, необходимого для достижения поставленных целей;
определении (совместно с пациентом) продолжительности сестринского вмешательства.
Итак, определяя цели для каждой проблемы, следует учитывать:
пожелания пациента и/или его семьи;
возможности сестры и ресурсы;
профессиональный опыт.
IV этап сестринского процесса –
реализация плана сестринского ухода
Цель. Координация работы по предоставлению сестринского ухода в соответствии с согласованным планом.
На этом этапе медицинская сестра осуществляет запланированные действия. Медицинская сестра, разрабатывающая план ухода, не выполняет все вмешательства сама, часть их поручается другим лицам (дежурной медсестре, младшему медперсоналу, родственникам, самому пациенту), но ответственность за координацию и качество выполняемых мероприятий она принимает на себя.
Типы сестринских вмешательств:
зависимое
независимое
взаимозависимое
Зависимое вмешательство - такие действия медицинской сестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и в той же степени ответственна за последствия ошибки.
Независимое вмешательство – действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.
Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом диетологом или инструктором ЛФК, когда сила 2-х сторон одинаково ценится обеими сторонами.
Примером может служить случай реанимационных мероприятий. Кто важнее – тот, кто осуществляет искусственную вентиляцию лёгких или тот, кто выполняет непрямой массаж сердца?
Вывод: Это выполнение действий, направленных на достижение цели. Включает то, что медицинская сестра делает для пациента вместе с ним и в интересах его здоровья.
V этап сестринского процесса –
оценка и коррекция ухода
Цель. Анализ эффективности сестринской помощи и ухода.
Это заключительный этап сестринского процесса. Оценка проводится постоянно, когда медицинская сестра общается с пациентом. Основное внимание уделяется улучшению состояния пациента.
Систематический процесс оценки требует от медицинской сестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и проставить дату.
Когда цели не достигнуты, медицинская сестра должна выяснить причину, для чего весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки.
В результате может быть изменена сама цель, с тем, чтобы сделать её более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены необходимые коррективы в план сестринской помощи.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса – пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
Вывод: Итоговая оценка, являясь последним этапом сестринского процесса, так же важна, как и предыдущие этапы. Критическая оценка письменного плана по уходу может гарантировать разработку и выполнение высоких стандартов ухода.

Резюме

Сестринский процесс является одним из основных понятий современной теории сестринского дела. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за 5 десятилетий убедительно доказала свою эффективность. Сестринский процесс несёт новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от медицинской сестры не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход.
Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, которая включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц.
Цель сестринского процесса совпадает с целью сестринского дела и может быть сформулирована следующим образом:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДЛЯ ПАЦИЕНТА В ЕГО СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО КОМФОРТА.
Суть сестринского процесса заключается в уходе за пациентом и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход.

Вопросы для самоконтроля

Кратко опишите содержание III, IV, V этапов сестринского процесса.
Виды целей.
Назовите типы сестринских вмешательств.
Покажите на примере взаимосвязь этапов сестринского процесса.
Что называется стандартным планом по уходу?
Чем отличается индивидуальный план ухода от стандартного?

Тестовые задания

Оценка сестринского процесса позволит определить:
а) быстроту сестринского ухода
б) продолжительность болезни
в) качество сестринского ухода
г) причины болезни

III этап сестринского процесса:
а) обследование пациента
б) установление проблем пациента
в) выполнение сестринских вмешательств
г) составление плана ухода

Выполнение сестринских вмешательств – этап сестринского процесса:
а) I
б) II
в) III
г) IV

Документирование этапов сестринского процесса осуществляется в:
а) медицинской карте наблюдений за пациентом
б) амбулаторной карте
в) листе назначений
г) сестринской истории пациента

Неполная информация о пациенте – проблема:
а) действительная
б) промежуточная
в) потенциальная
г) временная

Цель сестринского процесса:
а) сбор информации о пациенте
б) обеспечение достойного качества жизни
в) установление характера сестринских вмешательств
г) оценка качества сестринского ухода

Социальная проблема пациента:
а) конфликт в семье
б) недержание мочи
в) страх операции
г) нарушение сна

Зависимый тип сестринского вмешательства:
а) рекомендации по питанию
б) промывание желудка
в) реанимационные мероприятия
г) профилактика пролежней

К психологическим сестринским проблемам относятся все кроме одной:
а) тревога о своём здоровье
б) бессонница
в) дефицит досуга
г) отказ от инъекций

Понятие сестринского диагноза впервые появилось в:
а) Японии
б) США
в) Голландии
г) Англии





Эталон ответа
1) в 2) г 3) г 4) г 5) а 6) в 7) а 8) б 9) б 10) б
Глоссарий

Адаптация
приспособление (привыкание) организма к условиям существования.

Качество жизни
субъективное ощущение соответствия или несоответствия между фактической и ожидаемой жизнью, определяемое не только физическими, но и психологическими, духовными, социальными аспектами человеческого существования.

Проблема здоровья
ситуация, в которой отдельному человеку или семье в связи с кризисными обстоятельствами необходимо приспособиться к иным условиям жизни; имеющиеся или потенциальные отклонения в состоянии здоровья.

Самоуход
осознанная практическая деятельность, осуществляемая людьми, с целью поддержания качества жизни, здоровья и хорошего самочувствия.

Стандарты
Образец, по которому что-то должно быть сделано

Профессиональный уход
научно-обоснованная система мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни, в условиях ограниченной свободы; это организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с её физическими и психосоциальными проблемами.

Обследование
сестринское обследование, является непрерывным процессом сбора, утверждения и организации данных о статусе здоровья пациента. Данные включают физический, психологический, социальный, интеллектуаль- ный, духовный аспекты, также аспект развития клиента, семью, других членов обслуживающего медицинского персонала, медицинскую документацию и литературу.

Сестринский диагноз
утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную реакцию пациента на проблему со здоровьем, которую сестра уполномочена и компетентна устранить.

Цель, сфокусированная
на пациенте
конкретная, осуществляемая цель, поставленная для достижения наивысшего уровня здоровья пациента и независимого функционирования.

Планирование
установление очередности, определение целей и ожидаемых результатов, сестринского вмешательства. Планирование осуществляется в сотрудничестве (когда возможно) медсестры с клиентом и семьёй.

План сестринского ухода
Это направление сестринского ухода, зафиксированное в сестринской истории болезни и представляющее собой: сестринские диагнозы для пациента, цели ухода, планируемые вмешательства и ожидаемые результаты.

Сестринское вмешательство
Любое поведение или действие медсестры, направленное на выполнение сестринского плана ухода в целом или отдельных его целей, и необходимое для достижения планируемых результатов.

Оценка
это процесс обследования ответственных реакций пациента на сестринские вмешательства. Этот процесс вовлекает: определение достижения цели, сравнение с ожидаемыми результатами, оценка и документация эффективности плана.

Домашнее задание

Обуховец Т.П. Основы сестринского дела, стр. 144-166.
Конспект лекции.

Использованная литература

Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций сестринские технологии, 2011
Под редакцией к.м.н. А.И. Шпирна / Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела.
ЛЕМОН (пакет учебных материалов по сестринскому делу по проекту ВОЗ), 1999.





15