Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей учебной дисциплины


Министерство здравоохранения Саратовской области
Государственное автономное образовательное учреждение СПО
«Балаковский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по теме
«Третье склонение имён существительных»
Дисциплина: «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Раздел 2 «Анатомическая и фармацевтическая терминология»
Специальность 060501 «Сестринское дело»
Курс 2
Балаково
2015 г.
Методическая разработка по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Раздел 2 Анатомическая и фармацевтическая терминология
Автор: Смирнова Маргарита Юрьевна, Балаково, 2015 г., количество страниц издания: 16
«Утверждено»
на заседании ЦМК общепрофессиональных
дисциплин
Протокол №__ от «__» ____ 201__ г.
Председатель ЦМК (Лаврентьева Любовь Владимировна)___________
(подпись председателя)
«Согласовано»
с методическим кабинетом колледжа
методист колледжа
(Каширова Вера Юрьевна)______
______________________________
(подпись методиста)
Рецензент Заведующая медсестринским отделением, преподаватель фармакологии ГОАОУ СПО «Балаковский медицинский колледж»
Клюева Инна Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3
Технологическая карта теоретического занятия 4
Распределение рабочего времени 6
План изложения теоретического материала 7
Содержание теоретического материала 8
Контрольно – оценочный материал15
Список используемой литературы16

Пояснительная записка
В соответствии с рабочей программой в цикле занятий по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» студенты изучают раздел «Анатомическая и фармацевтическая терминология». В рамках этого раздела для темы «Третье склонение существительных» в соответствие с рабочей программой предусмотрено 4 часа, что составляет 2 часа на лекционное занятие и 2 часа на практическое занятие.
В начале занятия предусматривается напоминание об уже изученных темах. Затем предусмотрено изложение новой темы с поэтапным закреплением материала в виде тренировочных устных и письменных упражнений в тетрадях и у доски.
Изложение новой темы следует начать с обозначения места существительных третьего склонения в медицинской терминологии. Затем последовательно раскрыть сущность темы. Оптимально сопровождать изложение показом слайд-презентации. Аудио-визуальное восприятие поможет студентам лучше запомнить новый материал. Разобраться в теме поможет и кропотливая работа над лексическим минимумом. Слова лексического минимума следует прочесть в несколько раз вслух (сначала повторяя за преподавателем, затем самостоятельно, вычленяя равносложные, неравносложные и односложные существительные).
Во время тренировочных упражнений с существительными третьего склонения, а также оформления латинской части рецептов, задания следует проделать на доске, чтобы все студенты видели правильное написание и могли своевременно скорректировать ошибки, допущенные в тетрадях.
Написание, проработанного ранее устно, лексического материала следует запланировать на более позднее время, так как скорость письма у различных людей различна.
В конце занятия имеет смысл проконтролировать усвоение нового материала методом фронтального опроса и тренировки в чтении. Контрольные задания в виде теста и письменной работы следует использовать на практическом занятии, чтобы студенты смогли хорошо подготовиться.
Домашнее задание давать под запись с пространными комментариями.

Технологическая карта теоретического занятия
При изучении темы «Третье склонение имён существительных» ставятся следующие цели:
Образовательная
Предоставить студентам теоретический материал и оказать помощь в приобретении практических навыков по теме «Третье склонение имён существительных».
Развивающая
Научить применять полученные теоретические знания на практике, проявлять инициативу и настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательную и поисковую активность.
Воспитательная
Воспитывать чувство ответственности и любви к будущей профессии, чувство сострадания к пациентам, ответственность за их жизнь и здоровье; воспитывать аккуратность, опрятность в процессе оформления медицинской документации.
Изучение представленной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
В ходе изучения темы «Третье склонение имён существительных» осваиваются следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
безопасности
По окончанию теоретического занятия по теме «Третье склонение имён существительных» студент должен иметь представление:
О месте существительных третьего склонения в медицинской терминологии;
О разнообразии родовых окончаний
Знать:
Признак принадлежности существительных к третьему склонению;
Признаки разделения существительных на равносложные, неравносложные, односложные;
Особенности склонения по падежам существительных мужского, женского и среднего рода;
Приёмы использования существительных третьего склонения в рецептах
Материально- техническое обеспечение занятия
Ноутбук
Мультимедийная установка
Карта памяти с компьютерной презентацией лекции «Третье склонение имён существительных»
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Третье склонение имён существительных»
Карты самостоятельной работы для каждого студента по теме «Третье склонение имён существительных»
Лексический минимум по теме «Третье склонение существительных»
Распределение рабочего времени
содержание занятия время методические указания
Организационный момент 2 мин. Преподаватель настраивает внимание студентов на работу, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, готовность аудитории к занятиям
Формулировка темы, ее мотивация 2 мин. Преподаватель сообщает тему занятия, акцентируя внимание на ее значимости для практической деятельности
Определение целей занятия 3 мин. Преподаватель знакомит студентов с теми знаниями и практическими навыками, которые будут являться конечным результатом учебно – познавательной и практической деятельности
Работа над изучаемым материалом 40 мин. Преподаватель формирует единый уровень знаний по теме, знакомя студентов с новым теоретическим материалом в соответствии с целями занятия
Закрепление нового материала 40 мин. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов с лексическим минимумом, по карте самостоятельной работы, с рецептурой, проводит фронтальный опрос среди студентов, разъясняя трудные для их понимания вопросы
Подведение итогов занятия. Задание на дом 3 мин. Преподаватель анализирует работу на занятии, достижение целей, даёт задание на дом под запись

План изложения теоретического материала
Место существительных третьего склонения в медицинской терминологии
Признак существительных третьего склонения
Родовые окончания существительных третьего склонения. Исключения из правил о роде
Группы существительных третьего склонения (равносложные, неравносложные, односложные)
Словарная форма существительных третьего склонения
Падежные окончания существительных третьего склонения
Использование существительных третьего склонения в анатомической и фармацевтической терминологии
Содержание теоретического материала
Сегодня у вас четвёртое лекционное занятие. К сегодняшнему дню вы изучили правила чтения и постановки ударения, общие сведения об именах существительных, существительных первого и второго склонения, правилах оформления латинской части рецептов и использования в них стандартных глагольных рецептурных формулировок.
место существительных третьего склонения в медицинской терминологии
Тема сегодняшнего занятия «Третье склонение имён существительных».
Итак, к существительным третьего склонения относятся существительные, имеющие в родительном падеже единственного числа окончание –is.
Существительные третьего склонения имеют большое распространение в медицинской лексике. Они часто встречаются в анатомической, фармацевтической, клинической номенклатуре. Посмотрите и послушайте, как они звучат. Словами третьего склонения обозначаются названия некоторых частей тела (caput, pes), костей (femur, phalanx) и костных соединений (pelvis, thorax), внутренних органов (ren, hepar), названия болезней (mycosis, fibroma), методов исследования (auscultatio, percussio), названия лекарственных форм (solution, suspensio), названия лекарственных растений (Digitalis, Papaver) и так далее.
признак существительных третьего склонения
Характерным признаком существительных третьего склонения является окончание –is в родительном падеже единственного числа.
родовые окончания существительных третьего склонения
К третьему склонению принадлежат существительные мужского, женского и среднего рода. Каждый род имеет свои собственные окончания в именительном падеже единственного числа.
К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -o, -or, -os, -er, -es (неравносложные) , -ex.
К женскому роду относятся существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -as, -es (равносложные), -is (равносложные и неравносложные), -us (родительный падеж –utis, -udis),
-s (с предшествующим согласным), -х (кроме -ех), -do, -go, -io.
К среднему роду относятся существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –en, -us (в родительном падеже –oris, -eris, -uris), -ur, -ut, -ma, -l, -c, -e, -al, -ar.
Таким образом, в именительном падеже единственного числа существительные третьего склонения имеют различные окончания.
Запомнить эти окончания трудно, но иметь их перед глазами при работе с существительными третьего склонения необходимо. Для этого необходимо запоминать слова в словарной форме.
группы существительных третьего склонения
Имена существительные третьего склонения бывают равносложные, т. е. такие, у которых количество слогов в родительном падеже единственного числа равно количеству слогов в именительном падеже единственного числа, и неравносложные, т.е. такие, у которых количество слогов в родительном падеже единственного числа больше, чем количество слогов в именительном падеже единственного числа. Например,
равносложныенеравносложные
Nom.cu-tiscor-pus
Gen.cu-tiscor-po-risПри склонении имён существительных третьего склонения падежные окончания прибавляют к основе, которая в большинстве случаев не совпадает с основой именительного падежа; её определяют, отбрасывая окончание родительного падежа единственного числа –is.
Nom.cu-tisNom.cor-texGen. cut-isGen.cortic-is
словарная форма существительных третьего склонения
В словаре существительные третьего склонения приводятся в именительном падеже единственного числа, после чего даётся окончание родительного падежа единственного числа вместе с концом основы (у неравносложных существительных). Например,
apex, icis, mNom. apex;Gen. apicisУ равносложных существительных после формы именительного падежа указывается только окончание родительного падежа –is. Например,
auris, is. fNom. auris;Gen. aurisОдносложные существительные выписываются в родительном падеже полностью. Например, flos, floris, m – цветок

падежные окончания существительных третьего склонения
casus singularispluralism., f. n. m., f. n.
Nom. разные окончания esa
Gen. is is um um
Acc. emAcc.=Nom. esa
Abl. e e ibusibusОбратите внимание что:
Окончание винительного падежа множественного числа во всех родах сходно с окончанием именительного падежа множественного числа (в мужском и женском роде -еs; в среднем роде -а).
Винительный падеж единственного числа существительных среднего рода совпадает с именительным падежом.
образец склонения слова «вливание»
infusio, onis, f - вливание
casussingularispluralis
Nom.infusioinfusion-es
Gen.infusion-isinfusion-um
Acc.infusion-eminfusion-es
Abl.infusion-einfusion-ibus
Тренировки в склонении существительных будут осуществляться по карте самостоятельной работы №1
Рассмотрев основные вопросы, касающиеся третьего склонения имен существительных, перейдём к изучению лексического минимума занятия. Естественно, что он состоит из слов третьего склонения. Вам предстоит сначала выбрать из него равносложные слова, прочесть их в словарной форме с переводом. Затем выбрать неравносложные слова, прочесть их в словарной форме с переводом.
Затем выбрать односложные слова, прочесть их в словарной форме с переводом. Для этого необходимо хорошо усвоить особенности словарной формы.

Использование существительных третьего склонения в анатомической и фармацевтической терминологии
Тренировки в этих вопросах будут осуществляться по карте самостоятельной работы №2
заключение
При изучении темы «Третье склонение имён существительных», необходимо усвоить, что характерным признаком существительных третьего склонения является окончание –is в родительном падеже единственного числа. Что к третьему склонению относятся имена существительные мужского, женского и среднего рода, причём каждыё род имеет свои окончания в именительном падеже единственного числа.
Необходимо знать, что существительные третьего склонения бывают равносложные и неравносложные; и что основа при склонении большинства существительных определяется в родительном падеже единственного числа путём отбрасывания окончания –is.
Необходимо знать, что существительные мужского и женского рода склоняются одинаково, а существительные среднего рода подчиняются общему правилу среднего рода (имеют одинаковые окончания в именительном и винительном падежах единственного числа, заканчиваются на –а в именительном и винительном падежах множественного числа.
Для лучшего усвоения темы необходимо выучить слова лексического минимума. Много тренироваться в чтении и произношении. Научиться изменять существительные третьего склонения по падежам, правильно использовать их при оформлении латинской части рецептов.

лексический минимум
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
apex, ĭcis, m
auscultatio, ōnis, f
caput, ĭtis, n
Carbo, ōnis, m
cor, cordis, n
corpus, ŏris, n
dens, dentis, m
diagnōsis, is, f
Digitālis, is, f
dosis, is, f
femur, ŏris, n
hepar, ӑtis, n
homo, ĭnis, m
infusio, ōnis, f
liquor, ōris, m
liquor Ammonii anisatusos, oris, n
os, ossis, n
palpatio, ōnis, f
Papāver, ĕris, n
pelvis, is, f
percussio, ōnis, f
pulmo, ōnis, m
ren, renis, m
sanĭtas, ātis, f
Thermopsis, ĭdis f
thorax, ācis, m
vas, vasis, n верхушка, вершина, конец
выслушивание, прослушивание
голова, головка
уголь
сердце
тело
зуб
распознавание, диагноз
наперстянка
количество, доза
бедренная кость, бедро
печень
человек
вливание
жидкость, капли
нашатырно-анисовые капли
рот
кость
ощупывание, прощупывание
мак
таз
выстукивание, простукивание
лёгкое
почка
здоровье
мышатник, термопсис
грудная клетка, грудь
сосуд

карта самостоятельной работы №1
Цель – научится работать с существительными третьего склонения
Задание – Просклонять в тетради на латинском языке в единственном и множественном числе слова: жидкость, раствор, количество (доза), рот
Алгоритм действий
Каждое слово написать в словарной форме;
Определить склонение по окончанию родительного падежа единственного числа;
Составить перечень падежей;
Используя словарную форму, написать существительное в родительном падеже
Подчеркнуть основу существительного в родительном падеже единственного числа;
Обратить внимание, что основы неравносложных существительных в именительном и родительном падежах не совпадают;
Обратить внимание на род существительного;
Просклонять существительные, используя таблицу падежных окончаний

liquor, ōris, m– жидкость; solutio, ōnis, f – раствор; dosis, is f – количество;
singularisNom.liquor solutiodosis
Gen.liquorissolutionisdosis
Acc.liquor…solution…dosim
Abl.liquor…solution…dosi
pluralis
Nom.liquor…solution…dos…
Gen.liquor…solution…dosium
Acc.liquor…solution…dos…
Abl.liquor…solution…dos…
Nota bene! Cлово “dosis” склоняется по особенному

карта самостоятельной работы №2
Переведите на русский язык выражения с несогласованным определением
Vasa renis Caput femoris Ossa pelvis
Apex pulmonisСписок рецептов, необходимых к усвоению
Возьми: Раствора глюкозы 5% - 10 мл
Выдай такие дозы числом 8 в ампулах
Обозначь: для вливаний

Возьми: Нашатырно-анисовых капель 50 мл
Пусть будет выдано.
Пусть будет обозначено

Recipe: Solutionis Glucosi 5% - 10 ml
Da tales doses numero 8 in ampullis Signa: pro infusionĭbus♯
Recipe: Liquōris Ammonii anisāti 50 ml
Detur. SigneturКонтрольно – оценочный материал
Дать определение имени существительному
Какова словарная форма существительного?
На сколько склонений разделяются латинские существительные?
По какому признаку определяется принадлежность к склонению?
Какое окончание имеют существительные первого склонения в родительном падеже единственного числа?
Какое окончание имеют существительные второго склонения в родительном падеже единственного числа?
Какое окончание имеют существительные третьего склонения в родительном падеже единственного числа?
Какое окончание имеют существительные четвёртого склонения в родительном падеже единственного числа
Какое окончание имеют существительные пятого склонения в родительном падеже единственного числа
Существительные какого рода относятся к третьему склонению?
На какие категории разделяются существительные третьего склонения по количеству слогов?
Какие существительные называются равносложными?
Какова словарная форма равносложных существительных?
Какие существительные называются неравносложными?
Какова словарная форма неравносложных существительных?
Каковы особенности выделения основы у неравносложных существительных?
Какие существительные называются односложными?
Какова словарная форма односложных существительных?
Каковы особенности склонения существительных мужского и женского рода?
Каковы особенности склонения существительных среднего рода?

Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Авксентьева А.Г. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Издательство «Феникс» Ростов на Дону. 1997 год.
Алексеев А.А. Латинско - русский словарь медицинской терминологии. Издательство «Центрполиграф» Москва. 2004 год.
Городкова Ю.И. Латинский язык. Учебник для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. Издательство «Феникс» Ростов на Дону. 2014 год.
Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник для студентов медицинских вузов. Издательство «Медицина» Москва. 2005 год.
Дополнительная литература:
Кравченко В.И. Универсальный справочник по грамматике латинского языка. Издательский центр «МарТ». Ростов на Дону. 2007 год.
Петрученко О. Латинско - русский словарь. Издательство «Лань». 2003 год.
Интернет – ресурсы:
window.edu.ru
padabum.com>d.php?id=17660