Курсовая работа Способы формирования коммуникативной компетенции учителя иностранного языка



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
"СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
по курсу повышения квалификации
«Реализация требований ФГОС в обучении иностранным языкам и подготовка к ЕГЭ»
Выполнила: Нармырзаева Нургуль Аширкуловнаучитель иностранного языка МКОУ "Талицкая СОШ №4"
Содержание
Введение----------------------------------------------------------------------------------------1
Формирование коммуникативной компетенции учителя иностранного языка------2
Развитие коммуникативных способностей учителя иностранного языка------------4
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------8
Список литературы-------------------------------------------------------------------------------9
Введение
Главным в работе учителя я считаю установление таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя уютно и комфортно, значимым и нужным, желающим узнавать и знать, что ему в этом помогут. Первостепенной задачей учителя я считаю, что он должен быть верным путеводителем своего ученика по дороге к знаниям. Успех ученика – это есть успех учителя. Поэтому надо стремиться использовать в своей педагогической деятельности все самые новые, интересные и эффективные технологии. Иностранный язык – предмет, безусловно, приоритетный в современной школе. Как учитель инностранного языка, я осознаю большую ответственность за знания моих учеников. Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения иностранным языком, ставят вопрос о постоянном саморазвитии учителя. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Актуальность метода продиктована тем, что основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели.
Формирование коммуникативной компетенции
учителя иностранного языка
Коммуникативная компетенция, включающая в себя речевую компетенцию, компенсаторную компетенцию, учебно-познавательную компетенцию, предусматривает формирование способностей к межкультурному взаимодействию. Умение адекватно воспринимать чужую культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение достигать взаимопонимания - вот, что особенно актуально.
На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков в связи с анализом профессионально-педагогической деятельности всё большую актуальность приобретает компетентностный подход. Это связано с изменением приоритетного подхода в образовательном процессе — от рецептивно-репродуктивного метода обучения к личностно-ориентированной, развивающей, познавательно-деятельностной направленности.
По определению теоретика компетентностного подхода А.В. Хуторского, компетенция это — готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность же — это совокупность личностных качеств (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере.
Таким образом, компетентность учителя иностранного языка может быть определена как совокупность профессиональных и личностных качеств (компетенций) педагога, определяющая эффективность его педагогической деятельности.
Для формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка требуется рациональный набор упражнений, который мог бы быть объединен в большую структуру. Такой организационной структурой является система упражнений. С.Ф. Шатилов определяет систему как «совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях» [Шатилов, 1986: 59].Система упражнений, направленная на формирование профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка, характеризуется определенными показателями. Упражнения имеет конкретную направленность на профессионально-ориентированное обучение. В нашем случае упражнения нацелены на усвоение профессионально-ориентированного материала, на формирование умений оперировать им в условиях профессионально-педагогической деятельности. В каждом упражнении зафиксирована конкретная задача которая соотносится с целями профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Последовательность упражнений определяет порядок решения поставленных в них задач, необходимый для эффективного достижения 110 главной цели-формирования профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. - В упражнении задано конкретное речевое действие, определены условия его осуществления. Упражнение является формой единения языкового материала и действий с ним. В упражнениях всегда прогнозируется речевой продукт. Речевой продукт является результатом предварительного выполнения ряда подготовительных упражнений. Упражнения направлены на формирование речевого продукта в форме высказанной мысли или сделанного умозаключения после прослушанного или прочитанного текста. Упражнения учитывают структурное содержание профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Как мы уже говорили ранее, профессионально-коммуникативная компетенция учителя иностранного языка имеет сложную структуру, включающую речевую, дискурсивную, языковую, социокультурную и компенсаторную компетенции. При выполнении упражнений, направленных на формирования данных компетенций, у будущих учителей иностранного языка происходит формирование профессионально-коммуникативной компетенции как многофакторного интегративного целого. Упражнения характеризуются коммуникативной направленностью и ситуативной мотивированностью. Реализация данного показателя заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Упражнения должны обеспечить такую направленность занятия, при которой цель обучения и средство достижения цели выступают в их единстве. Тематика упражнений должна приближать обучение иностранному языку к жизненным ситуациям, возникающим при осуществлении профессионально-педагогической деятельности. Предлагаемые речевые ситуации по профессионально-ориентированной тематике способствуют моделированию и имитированию реального речевого общения, что стимулирует студентов к самостоятельному творческому высказыванию.
Система упражнений, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка, включает в себя: 1) языковые профессионально-ориентированные упражнения; 2) условно-речевые профессионально-ориентированные упражнения; 3) речевые профессионально-ориентированные упражнения. Представленные упражнения имеют традиционную структуру, но отличаются профессионально-ориентированной направленностью.
Развитие коммуникативных способностей
учителя иностранного языка
В структуре деятельности педагога выделяют коммуникативный компонент, требующий от преподавателя развития коммуникативных способностей, необходимых для осуществления эффективной педагогической деятельности. В связи с этим, педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров под профессионально-педагогиче-ским общением понимают: «…систему взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им» [1, с. 83].
По мнению В.А. Кан-Калика педагогу необходимо владеть следующими коммуникативными умениями:
1. Умение общаться на людях.
2. Умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность.
3. Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им [2].
А-К. Маркова среди десяти групп педагогических умений выделяет две группы,
вписывающиеся в область психологии педагогического общения:
1. Приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых
самыми главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
2. Приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации [3].
А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка вовремени, в партнерах, в отношениях, в ситуации [4].
Анализируя коммуникативные умения педагога, выделяемые в психолого- педагогической литературе, можно сделать вывод, что среди них выделяют две
группы:
● общие коммуникативные умения
(формирующиеся либо стихийно, либо це- ленаправленно – в процессе саморазвития или в рамках тренинговых групп);
● специальные педагогические коммуникативные умения (формирующиеся в ходе специально организованных практических занятий).
Формирование двух групп умений у педагога осуществляется в следующих видах деятельности:
1. Усвоение теоретических основ коммуникативного процесса, особенностей коммуникативного компонента педагогической деятельности.
2. Овладение умениями и навыками социально-педагогического общения в рам-
ках практических занятий, проводимых в форме тренинга.
3. Самостоятельная систематическая работа по овладению основами педагоги-
ческого общения.
Что касается теоретических основ педагогического общения, то молодой специалист, преподаватель иностранного языка, может донести эти знания до обучающихся в рамках межпредметных связей с такими учебными дисциплинами как: «Психология и педагогика», «Социальная психология»,«Основы педагогической деятельности» и других предметов психолого-педагогической направленности в рамках дополнительных курсов, семинаров и т.д. Каждый из этих курсов содержит разделы, посвященные проблемам коммуникативной компетернтности и профессионально-педагогического общения. Полученные знания, сформированные умения и навыки педагогического общения, молодые специалисты (преподаватели иностранного языка) используют и совершенствуют в ходе практических занятий. Здесь решаются следующие задачи: овладеть знанием и пониманием студентов, уметь чувствовать их интеллектуальные и эмоциональные особенности. В ходе практических занятий устанавливается система отношений «преподаватель – студент», и эти отношения реализуются в активной деятельности будущего преподавателя в условиях, максимально приближенных к реальным, то есть во всей той системе обусловливающих учебную деятельность факторов, которую долженучитывать преподаватель (индивидуальные особенности и возможности, обучающие и воспитательные цели, организация материала и т.п.).
Обучение по формированию и развитию коммуникативной компетентности специалиста осуществляется согласно дидактическим принципам, которые как исходные научные положения возникли из обобщения опыта преподавания. Они направлены на достижение эффективного и воспитывающего обучения, на овладение основами знаний и формирование умений применять их в жизни. Под принципами обучения будем понимать исходные положения, которые определяют цели, содержание и методы обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. В данном случае принципы призваны определить стратегию и тактику не только обучения иностранному языку, но и развития навыков общения на изучаемом языке. Принципы можно рассматривать в двух планах: в теоретическом, помогающем проникнуть в суть каждого из них, и в практическом – для использования их в качестве правил, требований к проведению занятий. Так как занятия по иностранному языку носят практический характер, данная методика основана на следующих практи-
ческих принципах:
● принцип связи обучения и практики;
● принцип творческой активности;
● принцип наглядности;
● принцип научности;
● принцип доступности в обучении;
● принцип прочности усвоения знаний;
● принцип коммуникативной на- правленности; принцип учета родного языка.
Реализация данных принципов требует определенных методов и приемов обу- чения. И иностранный язык, как предмет специфический, где объектом обучения является формирование практических умений и речевых навыков, отводит весьма скромное место для овладения языковыми понятиями, так как они играют подчиненную роль. Наиболее часто практикуемыми методами в процессе обучения следует считать демонстрацию, объяснение и упражнения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.
Основной задачей методики является достижение оптимального единства теоретической и практической подготовки при овладении основами профессиональной культуры педагога и профессионального владения языком; использование диагностико-коррекционной работы (как групповой, так и индивидуальной), включая систему критериев и показателей профес- сиональной компетенции, ее поэтапного формирования и развития у молодого специалиста как ведущего аспекта, включая формирование внутренней потребностии мотивации овладения общей и профессиональной культурой; развитие основ профессиональной культуры преподавателя с учетом его ведущей специальности и т.д. Говоря о типологии практических занятий, следует иметь в виду их основную цель, т.е. первоочередную направленность
на формирование либо определенного навыка, либо конкретного умения. При этом основные принципы построения занятия остаются теми же: занятие, формирующее навыки, обязательно завершается серией коммуникативных заданий. Коммуникативное задание можно типизировать:
– По функциям общения:
● информативные;
● регулятивные;
● оценочные.
– По речевым формам:
● описание;
● повествование;
● рассуждение.
– По психологическим установкам:
● модальные;
● диктальные (одностороннее сообщение информации, обмен информацией).
Одно из основных требований к коммуникативным заданиям с позиции общения состоит в том, что они должны обеспечить не только действие, но и взаимодействие. Что касается самовоспитания в общении, то оно должно опираться на знание теоретических основ педагогического общения и тщательный анализ особенностей собственного общения. Организация профессионального самовоспитания в области общения требует соблюдения следующих условий:
● серьезного отношения к занятиям;
● постоянного критического самоанализа;
● индивидуальной систематической работы над собой;
● внимания к работе партнеров по общению.
Заключение
С учетом вышеизложенного, можно сказать что коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка – это взаимосвязь методологической, специальной, языковой, общепедагогической, психологической, профессионально-этической, дидактической и методической подготовки, сформированность современного стиля научно- педагогического мышления, готовность к профессиональному самообразованию. Основными видами деятельности, в ходе которых осуществляется формирование коммуникативных компетенций, являются: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа. Учитель должен соответствовать требованиям времени, должен расширять горизонты своего творчества, вовлекая в мир познания своих учеников.


Список литературы
1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 83 с.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
5. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.-223 с.