Конспект панорамного открытого урока ИЗО. 2 класс. Натюрморт. Рельефный натюрморт


Сабақтын бағдарламасы Поурочный план The plan of the lesson
Сынып/ Класс/ Klass: 2 «Г» УЧИТЕЛЬ: Вешкина С.А.
Пән/ Предмет/ Subject: изобразительное искусство
Сабақтың тақырыбы/ Тема урока/ Theme: «Лепим натюрморт». Знакомство с жанром «натюрморт». Объём в пространстве и на плоскости. Выполнение рельефной композиции, рельеф. – первый час
Сабақтың үлгісі / Тип урока/ Type of the lesson: комбинированный.
Сабақтың түрі/Вид урока/ Kind of the lesson: панорамный урок на 30 мин.
Мақсаты/ Цели урока/ Objectives :білімдік / образовательная/ educational: познакомить учащихся с рельефной композицией
дамытушылық/ развивающая/ developing: наблюдательность, глазомер,.тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитывать любовь к изобразительному искусству, ответственность, усидчивость, любовь к труду взрослых.Көрнекі құрандар/Оборудование/Resources: презентация, плакаты, маркеры для работы в группах, листы с заданиями на соотнесение
Әдіс/Метод/Method: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, практический.
Сабақтың жоспары/ План урока/ Plan :I. Организационный момент.
II. Психолого-педагогический настрой.
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
Сабақтын барысы/Ход урока/The lesson’s going:
Организационный момент:
- Сәлеметсіз бе! Good afternoon! Здравствуйте, дорогие гости и ребята!
- Отырыңдар! Садитесь!
II. Психолого-педагогический настрой:
- Подарите улыбку друг другу и гостям.
- На уроках ИЗО мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.
(слайд-2)
Все видеть, все понять, Все знать, все пережить, Все формы, все цветаВобрать в себя глазамиПройти по всей землеГорящими ступнями,Все воспринять и снова воплотить!
III. Введение в тему. (слайд-3)
А теперь «Минутка тишины» (под музыку Моцарта В.А. «Мелодия дождя»)
- Сядьте удобно, расслабьте ноги, руки. Закройте глазки. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке природы. Вокруг обворожительно зеленый лес. Подышите свежим воздухом (пауза). Сделайте глубокий вдох и выдох (пауза). Зарядитесь доброй энергией Матушки-Природы (пауза). Сейчас вы можете прогуляться по чудесной полянке, на которой растет море душистых лесных цветов. Их очень много. И все они очень красивые (пауза). Найдите самый красивый цветочек на этой полянке и подойдите к нему. Полюбуйтесь им (пауза). Попробуйте прикоснуться к нему (пауза). Что же это за чудо? Этот цветок движется! Оказывается, это – прекрасная бабочка (пауза)! Вот она вспорхнула и полетела…
А мы пошли за ней…Бабочка привела нас к сказочно-красивому дому…И нам очень захотелось туда войти…тем более, что двери оказались открытыми, а на них надпись: Добро пожаловать! Мы входим в дом и оказываемся в огромном просторном светлом зале, стены которого увешаны картинами…Да какими!!!! Откройте глаза и посмотрите на них… (слайды с натюрмортами (слайд-4 - 11))
- Вам понравились картины? Что особенного заметили во всех этих картинах?
(на всех изображены группы предметов)
- Действительно, все картины выполнены в одном жанре – жанре натюрморта.
- Назовите тему урока? (Натюрморт – вешаю табличку с темой на доску. – по щелчку на 11 слайде появляется слово - НАТЮРМОРТ)
IV. Изучение нового материала.
1. РАБОТА В ГРУППАХ
- Сейчас будете работать в группах. Сначала повторим правила работы в группе (слайд - 12)
- По сигналу колокольчика приступите к обсуждению.
Слайд-13: Сформулируете, что такое натюрморт. И на листах, которые лежат у вас на столах, запишите фломастером крупно ваше определение. По сигналу колокольчика закончить работу. – 2 минуты.
- По 1 спикеру от группы выходят и зачитывают свои определения.
2. ЗНАКОМСТВО С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ И ИСТОРИЕЙ НАТЮРМОРТА.
- Проверим, на сколько каждая группа оказалась точна. На экране определение натюрморта:
(слайд-14) Натюрморт - в переводе с французского языка означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.
На самом деле  Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов. На картине или фотографии могут быть цветы, фрукты, посуда и другие предметы, расположенные так, чтобы получилась гармоничная композиция. Традиционный натюрморт рисуют в реалистичном стиле с натуры (глядя на оригинал).
- Какая же группа оказалась наиболее точной в определении натюрморта? Похлопаем им.Немножко из истории: Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима (фреска - картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке). (слайд-15 - Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь. Автор неизвестен.)
Однако натюрморт — это не только фрукты, овощи и цветы, но и...(слайд – 16 Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.) человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.

Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». (слайд - 17 ) 
С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника. Во всех картинах голландца — таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.
- Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники: Пабло Пикассо (слайд – 18),

Ван Гог (слайд-19)

Поль Сезанн (слайд-20)

Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хотите полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников? (слайды 21-24)
Британец Сесил Кеннеди

Бельгийский художник Джулиан Стапперс

Грегори Ван Раальте

И конечто же натюрморты писали и пишут казахстанские художники
Абылхан Кастеев

Тогжан Куттугаева "Восточный натюрморт".
3. ФИЗМИНУТКА (слайд- 25).
4. ЗНАКОМСТВО С РЕЛЬЕФНЫМ НАТЮРМОРТОМ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
А) РАССМАТРИВАНИЕ РЕЛЬЕФНЫХ НАТЮРМОРТОВ.
- МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАШУ ЭКСКУРСИЮ ПО ЗАЛАМ ВЫСТАВКИ. (Слайды- 26-28 с рельефными натюрмортами)
- В каком жанре эти репродукции картин? В чём сходства? В чём различия? (по щелчку – появление знака ?)
- Верно, это тоже натюрморты. Но есть отличия. В чём они? (изображения выпуклые)
Б) РАБОТА В ГРУППАХ (по щелчку на 27 слайде –заголовок). АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Вы узнаете, как называется такое выпуклое изображение предметов, если правильно соотнесёте определение с названием уже известных вам техник и жанров изобразительного искусства.
Работаете в группах. Возьмите жёлтые листы, переверните и выполняйте задание (слайд-29):
1) искусство складывания фигурок из бумаги а) рисунок
2) способ выполнения рисунка путём б) гравюра
процарапывания пером или острым инструментом
бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.
3) вид скульптуры, в котором изображение в) граттография
является выпуклым (или углубленным)
по отношению к плоскости фона.
4) печатный оттиск на бумаге  г) рельеф
с пластины или доски на которой нанесён рисунок.
5)какое-либо  изображение,  д) оригами
выполняемое от руки с помощью 
графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
Проверка (по щелчку появляются стрелки)
. Правильные ответы: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
- Значит, как называются такие выпуклые изображения? (рельеф)
- прочитайте из листочков определение рельефа (слайд-30 – рельеф - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.)
- А рельефный натюрморт – что это? (слайд-30 по щелчку - рельефный натюрморт и табличка) Посоветуйтесь в паре. (вид скульптуры, выпуклое (полуобъёмное) изображение предметов)
В) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. (слайд- 31)
- Какова же будет цель практической части нашего урока? Что будем делать?
На следующем уроке - практическом занятии мы будем …(лепить рельефный натюрморт)
Для этого мы должны знать, что такое…(рельефный натюрмор)
Уметь … (правильно составить на картоне композицию и нарисовать натюрморт, работать с пластилином)
- Какие материалы для этого понадобятся? (пластилин, стека, дощечка или картон)
- ПРИЁМ «Ловушка»
- А хотите узнать, какой натюрморт будем лепить?
- А будем лепить …меня! Есть возражения? (да. Т.к. натюрморт – это…)- Молодцы, не попались в ловушку! Это я так решила пошутить и проверить, хорошо ли вы запомнили, что такое натюрморт.
Знакомство с композицией.
Посмотрите, на эту композицию. Это натюрморт?
- Скажите, из каких предметов он состоит?
- Правильно, ребята. Это кувшин и яблоко.
- Скажите, как на казахском языке будет яблоко? (Алма) На английском? (Apple)
- Какой город Казахстана славится яблоками? (Алматы)
- Кувшин по-казахски: құмыра по-английски: jug  [ dʒʌɡ ]
4. РЕФЛЕКСИЯ (слайд-32)
- Подведём первые итоги. Что уже узнали на уроке?
- просигнализируйте большим пальцем вверх, кто понял, что такое натюрморт и может объяснить? (1 чел. из поднявших палец, говорит определение) а что такое рельефный натюрморт?
- палец в сторону, кто понял, но не может объяснить.
- палец вниз, кто ничего не понял.
- Из каких предметов состоит наш натюрморт?
-Как на казахском будет яблоко? На английском?
- Кувшин как будет по-казахски? По-английски?
- Молодцы рябята!
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (слайд-33) / Если останется время, вспомним правила составления композиции на листе. Сделаем набросок.

- Спасибо за урок! (слайд-34)
Рефлексия для присутствующих учителей:
Приклеить стикер-яблоко, в соответствующую вашему отзыву по уроку, вазу:
Урок интересен, полезен, актуален, достиг целей. Урок не тронул. Есть пожелания, предложения, замечания.
Справка для учителя
Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.
Основные виды – барельеф, горельеф, контррельеф.
Барельеф
Это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.
Работа над рельефом проводится в несколько этапов: сначала основа покрывается тонким слоем пластилина, затем на нее стекой наносят рисунок , затем по рисунку выкладывается лепной орнамент. Края прочно примазываются к основе.
Рельеф можно выполнить и другим способом: на пластину наносится узор, а лишний пластилин вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью пластины.
Горельеф
Это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
Контррельеф
А этот рельеф – наоборот, углубляется в поверхность, он представляет собой как бы «негатив» барельефа.
Контррельефный рисунок можно процарапать или продавить стекой, палочкой, пальцем, штампиком.
Виды пластилиновой аппликации
Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.
Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами.
Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.Вид аппликации из пластилина или солёного теста:
аппликация из целых деталей
последовательность выполнения работы:
подготовим фон нашего рельефа - разомнем брусок пластилина и раскатаем его на поверхности листа картона;
разминаем и раскатываем в пластины (толщина 3-5 мм) бруски пластилина на подложке или дощечке для предметов натюрморта;
острым концом стеки на пластинах намечаем рисунок предметов и вырезаем их по намеченному рисунку;
перенесем и прикрепим, плотно прижимая наши предметы натюрморта, на фон- основание и украсим их орнаментами.
Соотнесите определение с названием жанра или техники ИЗО1) искусство складывания фигурок из бумаги а) рисунок
2) способ выполнения рисунка путём б) гравюра
процарапывания пером или острым инструментом
бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.
3) вид скульптуры, в котором изображение в) граттография
является выпуклым (или углубленным)
по отношению к плоскости фона.
4) печатный оттиск на бумаге  г) рельеф
с пластины или доски на которой нанесён рисунок.
5)какое-либо  изображение,  д) оригами
выполняемое от руки с помощью 
графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
Соотнесите определение с названием жанра или техники ИЗО1) искусство складывания фигурок из бумаги а) рисунок
2) способ выполнения рисунка путём б) гравюра
процарапывания пером или острым инструментом
бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.
3) вид скульптуры, в котором изображение в) граттография
является выпуклым (или углубленным)
по отношению к плоскости фона.
4) печатный оттиск на бумаге  г) рельеф
с пластины или доски на которой нанесён рисунок.
5)какое-либо  изображение,  д) оригами
выполняемое от руки с помощью 
графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
Соотнесите определение с названием жанра или техники ИЗО1) искусство складывания фигурок из бумаги а) рисунок
2) способ выполнения рисунка путём б) гравюра
процарапывания пером или острым инструментом
бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.
3) вид скульптуры, в котором изображение в) граттография
является выпуклым (или углубленным)
по отношению к плоскости фона.
4) печатный оттиск на бумаге  г) рельеф
с пластины или доски на которой нанесён рисунок.
5)какое-либо  изображение,  д) оригами
выполняемое от руки с помощью 
графических средств - контурной линии, штриха, пятна.