Конспект урока русского языка по теме: Распознавание глаголов в тексте, упражнение в определении числа глаголов.


Конспект урока русского языка по теме:
Распознавание глаголов в тексте, упражнение в определении числа глаголов.
Ход урока
- Ребята, сегодня на уроке все задания, которые мы будем выполнять, будут посвящены не только теме русского языка «Глагол», их будет объединять еще одна тема. Какая, вы узнаете, определив орфограммы в словах, записанных на доске.
Подобрать, где возможно проверочные слова.
1.ЗДРАВСТВУЙ - здравие
2. ДАЛЕКИЙ – даль
3. ДЛИННЫЙ – почему пишется две НН?
4. ПАРУС – паруса
5. РЕБЯТА – непроверяемая безударная гласная Е, слово из словарика.
Посмотрите на эти буквы. Какое слово можно из них составить? (ВЕСНА)
- Итак, сегодня все задания на уроке будут объединены темой «Весна».
-Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?
-А почему весной становится тепло?
Прочитайте текст, который записан на интерактивной доске.
Наступила долгожданная весна. Светит яркое солнце. Сугробы осели и потемнели. По дорогам побежали говорливые ручейки. Вода в реке вышла из берегов и затопила всё вокруг. С каждой минутой она прибывает. Вода, кругом вода!
- Посмотрите на картину И. Левитана «Большая вода» (на интерактивной доске). Как вы считаете, может ли эта картина являться иллюстрацией к данному тексту, почему?
- О каком весеннем явлении идет речь в этом тексте? (половодье)
-Что такое половодье? Чем оно опасно?
- Подберите к слову половодье синонимы ( разлив, потоп, наводнение, паводок)
Запишите все эти синонимы в тетрадь. (Половодье - разлив, потоп, наводнение, паводок.)
_ Скажите, какая часть речи помогает нам понять, как развиваются события? (глагол)
Найдите в тексте все глаголы и выпишите их в тетрадь, определите их число. Как определить число глагола? ( по существительному, с которым оно связано)
Продолжение работы с текстом. Работа в группах. Найти в тексте предложения к схемам. Если в предложении есть словосочетание сущ. + прил., определить род прилагательного.
596265254635001729740254635001424940121285006915151212850069151545085001 группа . Где? Какие?
1729740260350001424940136525006915156032500691515136525002 группа . Какая?
1729740260350001424940136525006915156032500691515136525003 группа . Какое?
172974018605500172974010985500101536518605500101536510985500291465109855004 группа и .- Назовите предложения, в которых глагол употреблен во мн. ч.
(По дорогам побежали говорливые ручейки. Сугробы осели и почернели.)356806556642100330136556642000312039056642000260604056642000Выпишите эти предложения в тетрадь, подчеркните основу предложения, определите части речи.
- Найдите в предложениях слово к схеме:
_ Почему ручейки называют говорливыми?
- Итак, мы с вами говорим сегодня о половодье. Мы подобрали несколько синонимов к слову половодье. А знаете ли вы, какое выражение употребляют люди, когда хотят сказать, что кругом вода и все затоплено? (всемирный потоп)
- Где мы можем найти объяснение этого выражения ( в словаре, в интернете, спросить взрослых). Найдите в словаре фразеологических оборотов и прочитайте, откуда пришло к нам это выражение. (Ученик читает объяснение)
Вывод: выражение «всемирный потоп» мы употребляем, когда речь идет о затоплении большого пространства водой. А когда мы можем употребить выражение «допотопные времена»? ( Когда хотим сказать, что это было очень давно)
Ребята! Скажите, в каком произведении, с которым мы уже знакомились, описывается половодье? ( «Дед Мазай и зайцы») На доске иллюстрация к этому произведению.
- Кто его автор? ( Н. Некрасов)
- О каком интересном событии рассказывает Мазай?
-Что вы можете сказать о Мазае?
Откройте учебники чтения и найдите в тексте слова, которые говорят о его доброте.
- А какие поступки говорят об этом?
- Какие сравнения употребляет Мазай, говоря о зайцах? (столбик, купчиха)
Объяснение слов и выражений:
Багор – длинная палка с крючком
Этак гуторя – так, разговаривая
Лопочут ушами – трясут ушами- шуршание.
Найдите в тексте строчки, в которых сказано как прибывает вода.
Какая часть речи помогает нам понять, как развиваются события? (глагол)
Самостоятельная работа.
Из стихотворения выписать все глаголы, распределив их в два столбика
Ед. ч. Мн. ч.
Проверка выполнения работы.
Итог урока.
Оцените свою работу на уроке (смаиликами)
Оцените свое настроение.
Домашенее задание – сочинение по серии картинок на тему «Половодье»