Методическая разработка занятия по пьесе А.Н.Островского Бесприданница






Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».
Цель занятия: сформировать представление об особенностях творчества А.Н.Островского.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с биографией А.Н.Островского;
- сформулировать основные особенности художественного мира драматурга на примере пьесы «Бесприданница»;
- раскрыть проблематику пьесы Островского «Бесприданница»;
- обратить внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.
Развивающие:
- формировать умения и навыки аналитического характера;
-формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;
-развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;
-формировать умение работать с книгой.
Воспитательные:
- развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;
- формировать познавательный интерес;
- развивать коммуникативные качества личности;
- развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста).
Формы работы: групповая и индивидуальная. Технологии: РКМЧП и КСО (в домашнем задании).
Оборудование: компьютер, ЖК-панель, презентация; тексты пьесы, аудиозапись.
эпиграф, проблемные вопросы.
Организационный момент.
Знакомство с краткой биографией Островского.
Ребята, сегодня на уроке мы еще раз окунемся в разнообразный мир образов великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Мы проследим, как Островский раскрывает в пьесе «Бесприданница» тему несчастной женской любви.
Но прежде, чем начать разговор, мы познакомимся с биографией драматурга.
(Выступление студента с презентацией).
Вступительное слово учителя.
Может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради нее готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд.
И вот за ворохом фактов и пеленой гипотез встает перед нами не иконописный лик – живое, умное, лукавое, страдающее лицо драматурга.
СЛАЙД 1 (Портрет Островского на экране)
Как вы уже слышали, Островский много времени проводил в костромской усадьбе Щелыково


Всех, кто приезжает в эту усадьбу на экскурсию, непременно отводят в Ярилину долину, к ключу. Где, по местному преданию, растаяла Снегурочка. В полукружье кудрявых кустов и молодых деревьев, лишь на два венца поднимаясь над землей, уходит вниз бревенчатый сруб шестигранного неглубокого колодца. Вода в нем небесно-голубая даже в пасмурный день. До дна тут, кажется, достанешь рукой – каждый камешек, каждый прутик различим на песчаном донце. Но попробуйте вымерить глубь колодца – двухметровая жердь уйдет вниз и не найдет дна.
СЛАЙД 2

Таков и Островский – и в своих пьесах и в личной судьбе. Его прозрачная, незамутненная ясность обманчива. Его простота кажется доступной и малоглубокой, но стоит к ней прикоснуться, чтобы увидеть, как трудно вымерить или исчерпать ее.
С усадьбой связан рассвет его творческих писателя.
СЛАЙД 3

Именно здесь из-под пера драматурга вышли многие пьесы, принесшие ему известность уже при жизни.
Волжские города: Кострома, Кинешма, Торжок – старинные купеческие торговые ряды, амбары. Прибрежные спуски к Волге – все это так и просится в декорации «Беспреданницы» или «Грозы».
СЛАЙД (на экране смена слайдов: Картина Левитана «Волга», Левитан «Вечерний звон», Левитан «Плес» С.Ф.Скрябин «Берег Волги»»


Драматург ввел в декорации живописные пейзажи Волги, волжские дали, лунные ночи, грозовое небо. Кулигин, механик-самоучка, житель города Калинова, восклицает: «Вид необыкновенный! Душа радуется! Пятьдесят лет гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Такая гармония в природе! А каково в жизни, где люди поклоняются денежному богу, не считаются с человеческим достоинством?
Значение имен героев.
Пьеса Островского «Бесприданница» не сразу нашла своего зрителя, первые постановки были провальными. Современные же театры не прекращают постановки этого произведение. Складывается ощущение, что пьеса современна и сейчас. Сегодня попробуем разобраться почему.
Пьеса заканчивается трагедией на фоне природы, на высоком берегу Волги.
Можно ли считать случайностью смерть героини? Кто виноват в смерти Ларисы?
На эти вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня.
РОКОВОЙ ВЫСТРЕЛ: НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИЛИ СЛУЧАЙНОСТЬ,ИЛИ КТО ВИНОВАТ В ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ? Какие предложения появились у ребят?
(Необходимо проанализировать реплики героев,их поступки, афишу…)
Итак, для того, чтобы глубже понять сущность характеров героев драмы «Бесприданница» попробуем разобраться, что означает имя каждого героя. Ведь недаром считается, что с именем человеку дается и судьба.
(Сообщение студента).
Как всегда у Островского, символический смысл имеют в «Бесприданнице» имена и фамилии героев.
Лариса – в переводе с греческого – чайка.
Кнуров – происходит от диалектного слова кнур – боров, хряк, кабан.
Паратов – связан с прилагательным паратый – бойкий, сильный, дюжий, усердный.
Вожеватов – от словосочетания вожеватый народ –развязный, беспардонный.
Харита Игнатьевна Огудалова: Харита – от греч. харис – изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора, а Игнатами в Москве называли каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать – обмануть, обольстить, надуть.
Юлий Капитоныч Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий – имя знаменитого римского императора Цезаря. Капитон – от латинского капитос – голова, Карандышев – от слова карандыш – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями.
Так психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первой страницы пьесы.
III.«Значительные лица в городе».
Что еще мы узнаем с первой страницы, читая афишу?
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.
Какова жизненная позиция персонажей пьесы?
Как нам узнать точку зрения персонажа в пьесе? (Надо внимательно вчитаться в его реплики и в реплики других действующих лиц).
Чтобы у нас сформировалось четкое представление о героях «Бесприданницы», мы разделимся на группы и составим цитатную таблицу:
Работа в группах.
Персонаж Жизненная позиция Отношение к Ларисе
Кнуров
Мокий
Парменыч- «Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому, у кого денег-то много...»
- «Я тоже не очень опасаюсь соперничества, но лучше, когда поле чисто»
- «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить Вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать… Для меня невозможного мало…».
- «Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…»
- «Я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею»
- «…эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует»
- «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку»
-«Как вы думаете о вашей дочери, что она такое? Ведь в Л.Д. земного, этого житейского нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни… Ведь это эфир. Она создана для блеску. Бедной полумещанской жизни она не вынесет»
-«Так посудите, каково ей бедной!»
ВожеватовВасилий Данилыч-«Ну, а жениться-то надо подумавши…»
- За удовольствие надо платить, они даром не даются…
- Я знаю, что такое купеческое слово.
- Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.
-«Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь: лишнего не передам»
-«А уж мы такие горькие зародились на свете, у нас дела очень велики; так нам разума-то терять нельзя». «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, обращение свободное, оно и тянет»
- «Что ж мне об её нравственности заботиться; я ей не опекун»
- «… она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку»;
- «Хитрости в ней нет»
- «Какая чувствительная!»
- «Да, у них в доме на базар похоже».
ПаратовСергей Сергеич - «Я человек с правилами, брак для меня дело священное»
-«У меня лишнего много»
-«Я имею слабость к артистам»
- «Я сам такой же бурлак.
- «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно»
-«Главное, чтоб весело. Я прощаюсь с холостой жизнью, так чтоб было чем ее вспомнить»
-«У меня правило: никому ничего не прощать…»
-«Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться»
- Господа, я имею слабость к артистам.
- «Я немного виноват перед ней»;
- «Если б Вы предпочли мне кого-нибудь, Вы оскорбили бы меня глубоко, и я нелегко бы простил Вам это»
-«Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил»
-«…потерять такое сокровище, как вы, разве легко?»
-«Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок»
КарандышевЮлий Капитоныч- «…дайте мне возможность почувствовать всю приятность моего положения! Повеличаться»
- «Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен»
- «три года я терпел насмешки прямо в лицо от Ваших знакомых, надо же и мне… посмеяться над ними…»
- «…я себя знаю. Посмотрите: все пьяны, а я только весел. Я счастлив сегодня, я торжествую»
- «Да, я смешон…- ну, смейся надо мной, смейся в глаза… Как мне жить?»
- «… и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет… Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня» -«Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для Вас»
- «Я Вас люблю»
- «Я запрещаю» (петь)
- «Я беру вас, я ваш хозяин…»
- «Она сама виновата: но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться»
Охарактеризуйте персонажей: назовите положительные и отрицательные стороны.
Кнуров и Вожеватов: Плюсы: мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.
Держатся с достоинством, образованные, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.
Минусы: В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образу жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».
Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку своей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.
Для купцов самое главное - выгода
В чем заключается сложность характера Паратова?
В нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы.
Паратов много говорит о себе, он любит местоимение «я», любуется собою.
Но и другие персонажи говорят о нем:
Кнуров: -«Не деньги ль понадобились? Он ведь мотоват.»
Вожеватов: -«Сергей Сергеич ни над чем не задумается; человек смелый»
Карандышев: -«…не понимаю, что в нем особенного; ничего, ничего не вижу. Смелость какая-то, дерзость… Сердца нет, оттого он так и смел»
-« Промотавшийся кутила, развратный человек…»
Лариса: -«С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины».
Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.
При общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает… Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути.
Отрицательные черты: Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.
Карндышев не купец, но именно он стреляет в Ларису. Что же это за человек?
В его речи местоимения «я» не меньше, чем у Паратова. Этот образ тоже сложен. Как к нему относиться: сочувствовать, смеяться, жалеть, одобрять…?
О нем, как и Паратове, говорят другие действующие лица пьесы:
Кнуров: -«…он не глуп. Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание! А теперь весь город заговорил про него, он влезает в лучшее общество»
Вожеватов: -«был у них как-то, еще при Паратове, костюмированный вечер; так Карандышев оделся разбойником, взял топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича»
-«Человек самолюбивый, завистливый».
Паратов: -«Чему тут нравиться! Кому он может нравиться! А еще разговаривает…»
Харита Игнатьевна: -«До деревни ль ему! Ему покрасоваться хочется. … из ничего, да в люди попал»
-«… он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают. …Не глуп, да самолюбив».
Карандышев Юлий Капитоныч – «молодой человек, небогатый чиновник». Положительной чертой персонажа является его постоянство по отношению к Ларисе. Он не глуп, многое понимает об остальных действующих лицах. Именно от него мы слышим: «Да не один Вася, все хороши. Вон смотрите, что в городе делается, какая радость на лицах! Извозчики все повеселели, скачут по улицам, кричат друг другу. «Барин приехал, барин приехал». Половые в трактирах тоже сияют, выбегают на улицу, из трактира в трактир перекликаются: «Барин приехал, барин приехал». Цыгане ума сошли, все вдруг галдят, машут руками. У гостиницы съезд, толпа народу. Сейчас к гостинице четыре цыганки разряженные в коляске подъехали, поздравить с приездом. Чудо, что за картина! А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал. Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад. Хороши нравы!» «Сердца не, оттого он так и смел».
Отрицательные стороны: Карандышев обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для К. – не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.
«Человек самолюбивый, завистливый», - замечает Вожеватов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.
Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Несмотря на это, Карандышеву все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев воспринимается Огудаловыми как «как запасной вариант». Все это унижает героя, лишает его чувства победы.
Карандышев отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью («поддержите меня,…отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» – просит его Лариса). Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением Карандышева руководит желание победить Паратова. На просьбы Ларисы уехать подальше от города Карандышев отвечает: «Только венчаться - непременно здесь; чтоб не сказали, что …я не жених вам, не пара…» По Островскому, такое чрезмерное самолюбие приводит к стремлению жить выдуманной, иллюзорной жизнью, к отказу от истинных жизненных ценностей. Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» - произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой. Совершенное им убийство – это последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этом Карандышев особенно смешон и жалок.
Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.
Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.
С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех.
В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.
Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.
В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).
Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:
«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.
И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.
Лариса – яркий пример такой женщины.
V. Образ Ларисы Огудаловой.
Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово «бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.
Разница есть и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?
Как Лариса относится к окружающим людям? Что для нее важно в жизни? К чему она стремится?
Ответы учащихся:
- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки:
«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».
У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».
- Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»
- Лариса открытый искренний человек, не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
- В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».
Проследите по тексту пьесы, какие слова произносит первыми Лариса.
(«До свиданья, Вася»…и далее следует просьба к Карандышеву уехать немедленно за Волгу. Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).
Прочитаем диалог Ларисы и Карандышева. На чем акцентирует внимание автор с самого начала знакомства с героиней. (стр.228. Она на распутье, просит жениха о сочувствии. Говорит о том, что ранима в данный момент.)
Что означает слово распутье?
(Распутье – это 1)перекрёсток двух или нескольких дорог; 2)перен., книжн. необходимость выбора между несколькими альтернативами; быть в нерешительности, перед выбором, как поступить, как действовать дальше)
Какой же выбор был у Ларисы?
17113258636000 семья (Харита Игнатьевна - выгодно сбыть дочь)
17316459334500 дом («Бежала б я отсюда, куда глаза глядят»)
172783510096500«Я стою на распутье…» любовь (Паратов – с шиком провести последние дни холостой жизни
17392657048500 Карандышев – путь в высшее общество)
Друзья (Кнуров, Вожеватов – иметь при себе блистательную женщину)
Отработка версий учащихся (с опорой на группу, подбиравшую цитаты о Ларисе)
- “Мой дом – моя крепость”, - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?
(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).
- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.
(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью”.
- Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?
(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)
Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”.
- Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?
(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки,Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом.Рвется еще одна нить с жизнью).
- Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?
(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же,как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги:женится на “золотых приисках”. Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой,использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).
- Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватов – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.
- Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:
«Паратов. Сейчас или никогда.
Лариса. Едем.
Паратов. Как, вы решаетесь ехать за Волгу?
Лариса. Куда вам угодно».
И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».
Цитаты слов Ларисы:
Карандышеву: -«Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем»
- «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления»
О подарке Вожеватова:-« Никакой особенной радости не чувствую»
-«Мне хоть бы в лес, да поскорей отсюда вырваться»
Об унижении: -«Нет, не могу, тяжело, невыносимо тяжело. Опять притворяться, опять лгать».
Об отъезде из города от Паратова: -«Что вы меня не слушаете! топите вы меня, толкаете в пропасть!»
Паратову: -«Вы – мой повелитель»
-«…цепи – не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя».
- Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Паратов по-хозяйски распоряжается «птицами» - сбывает с рук сначала пароход «Ласточку», а потом Ларису, тоскующую по свободе чайку приволжского города. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на доске):
Хранит молодое челоПо воле и радость и горе.В глазах – как на небе, светло,В душе его – тёмно, как в море.
- Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).
Для героини наступает прозрение. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. (Фрагмент 2ч.12мин. или явл.11 Карандышев и Лариса: «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»)
- Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?
(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.
Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).
- Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: “оделся разбойником,взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).
- Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?
(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).
- Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам. (Работа с цитатами)
“Что делать-то! мы не виноваты, наше дело сторона…” (Вожеватов)
“Никто не виноват, никто…это я сама” (Лариса)
«Она сама виновата…» (Карандышев)
“В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).
“Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).
“В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).
Обсуждение разных точек зрения учащихся
- За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни. Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»
Вывод. Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.
VI. Еще раз вспомним, о чем говорили сегодня. Для этого я попрошу вас составить характеристики действующих лиц в виде синквейнов. Работа в группах.
Напоминаю, что такое синквейн.
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
VII. Подберем эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту пьесы.
Для этого каждой группе даны рассыпанные предложения. Соберите их, вберите то, которое, по вашему мнению, может быть эпиграфом сегодняшнего урока. Обоснуйте свой выбор. Можете предложить собственный вариант эпиграфа.
Назовите персонажа, которому принадлежит фраза.
1.Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии,
теперь искусство на вес золота ценится, в полном
смысле наступает золотой век.
(Паратов Сергей Сергеич; блестящий барин, из судохозяев, лет за 30)
2. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и
мне жить незачем! Как
хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем.
(Лариса Дмитриевна; дочь Огудаловой)
3.Они не смотрят на вас, как на женщину, как на
человека, - человек сам располагает своей судьбой;
они смотрят на вас, как на вещь.
(Карандышев Юлий Капитоныч; молодой человек, небогатый чиновник, жених Ларисы)

4. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и
смотрят, как на забаву. … Аведь так жить холодно.
(Лариса Дмитриевна; дочь Огудаловой)
5. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него
миллионы! С кем ему разговаривать? А разговаривать
он ездит в Москву, в Петербург да за границу,
там ему просторнее.
(Гаврило, клубный буфетчик, о Кнурове)
Домашнее задание.
Составьте вопросы или задания по пьесе Островского.
Продумайте план сочинения на одну из тем:
Зачем же люди лгут, что Островский устарел?
Почему погибла Лариса?
Образ «жестокого мира» в пьесе «Бесприданница».
Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского "Бесприданница"
IV. Подведение итогов.