«Горячее сердце» Ларисы Огудаловой. (По пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)


Внеклассное чтение.
«Горячее сердце» Ларисы Огудаловой.
(По пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
Цели урока:
*Способствовать формированию понимания учащимися губительного влияния «самодуров русской жизни», невозможности человеческой жизни в подобных условиях;
*Развивать навыки анализа драматического произведения через авторские ремарки, речь и поступки героев, символический смысл их имён и фамилий;
*Способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего.
Оборудование: аудиозапись романса «А напоследок я скажу»
Ход урока:
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Звучит романс «А напоследок я скажу» из кинофильма Э. А. Рязанова «Жестокий романс».
1) Слово учителя. Общая характеристика драмы.
В драме «Бесприданница» затронута проблематика произведений А.Н.Островского предшествующих лет: изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско- купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Другим стал мир купцов - это уже не то «тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений. Именно в этом заключается основа конфликта между «горячим сердцем» Ларисы Огудаловой и корыстными, расчётливыми эгоистами, окружающими её.
II. Основная часть урока.
Анализ драмы проводится группами. Каждая группа получает карточки с вопросами. Анализируют текст, представляют и защищают наработанный материал.
1 группа: Авторская характеристика Сергея Сергеевича Паратов. Особенности личности. (Паратов – возможно, от искажённого франц. слова «парад». Действительно, любит продемонстрировать широту души. Возможно, фамилия связана с прилагательным паратый – бойкий, сильный, дюжий) -О Паратов сказано: «Блестящий барин». Как достигаются качества «блестящего барина»? (Иван стряхивает пыль с барина, за что получает рубль. «Найду выгоду - так всё продам», - речь идёт о пароходе, но так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой.)-Ларисе Паратов кажется идеалом мужчины. Почему?
2 группа: Кнуров и Вожеватов. Жизненные принципы.
(Кнуров - кнур - боров, кабан. Мокий - мокос - насмешник. Парменыч – пармено - стойко держаться. Вожеватов – беспардонный, развязный).- Как относятся к Ларисе?
-Как раскрывается Вожеватов в эпизоде с Робинзоном: «Ничего б не пожалел за такого человека».
-Как Кнуров «устраняет» соперника? На что ссылается Вожеватов, отказывая Ларисе даже в сочувствии? Как это его характеризует?
3 группа: Юлий Капитонович Карандышев. Отношение к Ларисе и его роль в её судьбе.
(Юлий- имя императора Рима, Капитон – голова, Карандышев – карандыш - недоросток, коротышка).
- К какому социальному слою принадлежит?
- Какие две стороны личности Карандышев отмечают в начале пьесы Кнуров и Вожеватов?
-Понимает ли Карандышев Ларису? Докажите, что он прежде всего преследует эгоистические цели. («Надо же и мне в свою очередь посмеяться над ними»)
4 группа: Харита Игнатьевна Огудалова. Её роль в судьбе Ларисы.
(Харита – харис - изящество, прелесть, красота. Игнатами в Москве называли каждого цыгана. Огудалова - огудать - обмануть, провести) -Каким образом пытается мать устроить счастье дочери?
-Какая сцена, по-вашему, наиболее ярко демонстрирует её пренебрежение понятиями чести?
5 группа: Лариса и её окружение.
(Лариса- чайка (греч.))
- Ни с одним действующим лицом пьесы не возникает у Ларисы духовной близости. Почему?
-В чём заключается «неумение жить»?
-Могла ли быть счастлива Лариса в браке с Карандышевым?
-В чём причина трагедии Ларисы?
III. Выступление групп с наработанным материалом. Обсуждение, обработка собранного материала.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание:
-Письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл названия драмы «Бесприданница»?
-Творческое задание: «Ассоциации». Перечитайте пьесу, посмотрите фильм. Найдите предмет, деталь, которая выражает суть любого из персонажей пьесы. Своё мнение обоснуйте. Возможные варианты ответов:
засохший нераспустившийся бутон розы – Лар