Новаторство Н.А.Некрасова-драматурга в пьесе

Смотрова Наталия Гергиевна,
учитель литературы
МОУ Лицей №8 г.Воронежа

Новаторство Н.А.Некрасова-драматурга
в пьесе «Осенняя скука»
С творчеством Н.А.Некрасова учащиеся знакомятся на уроках литературы, начиная с начальной школы и заканчивая 10 классом. Основное внимание при этом уделяется лирике поэта и его поэмам, а его проза и драматургия остаются за скобками, а нередко даже не упоминаются. Несомненно, Некрасов прежде всего поэт, но его роль в развитии и становлении русского реалистического театра бесспорна и очевидна.
Н.А.Некрасов, начиная с 1841 года, много внимания уделял театру и выступал как театральный рецензент.   Он являлся противником пустого, развлекательного представления на театральной сцене и поэтому делал попытки создать такое драматургическое произведение, которое отражало бы правду жизни, правду российского быта. Даже в водевилях, созданных Некрасовым в начале сороковых годов, наряду с развлекательным сюжетом возникают вопросы социально-общественного звучания.  
Водевиль "Петербургский ростовщик" (1844г.) знаменовал определенный перелом не только в драматургии, но и во всем творчестве Некрасова, который в это время уже сблизился с В.Г. Белинским и стал одним из организаторов "натуральной школы", которая ориентировалась прежде всего на гоголевские традиции. Наиболее рельефно реалистические тенденции проявились в комедии "Осенняя скука», которая была опубликована в 1856г. Эта пьеса была логическим завершением того нового направления в драматургии Некрасова, которое уже было намечено в "Петербургском ростовщике".
Для воронежцев знаменательно то, что при жизни Н.А. Некрасова "Осенняя скука" не шла в Петербурге и Москве, но, очевидно, была поставлена на сцене Воронежского драматического театра.
3 декабря 1860 г. тайный советник М. Попов на основании рапорта цензора Ив. Нордстрема подписал разрешение играть ""Осеннюю скуку. Пьеса должна была исполняться на сцене Воронежского театра в конце 1860-начале 1861 г. Публикуя обнаруженное им цензурное дело о постановке пьесы "Осенняя скука",
А. М. Гаркави выдвинул предположение, что пьесу Некрасова порекомендовал поставить воронежским артистам А. Н. Островский, посетивший Воронеж в мае 1860 г. и с почетом встреченный театральной общественностью города.
Пьеса «Осенняя скука» была создана на основе второй главы ("Деревенская скука") третьей части романа "Три страны света" (он был написан Н.А.Некрасовым совместно с А.Я.Панаевой). Превращая эпизод романа в самостоятельное драматическое произведение, Некрасов подверг его значительной переработке. Авторское повествование было заменено развернутыми ремарками, монологи и диалоги расширены, осложнено действие, введен ряд новых лиц.
Н.А.Некрасов стремится усилить социальную типичность действующих лиц и ситуаций. Эпизод жизни провинциального помещика Ласукова ставится в связь с бытом дворянства в целом.
Повторяясь и варьируясь, через весь текст пьесы проходит один мотив: Ласуков дает своему мальчику-казачку множество издевательских прозвищ, и на все эти клички мальчик безропотно отзывается. Сам помещик отдает себе отчет, что "леность" его слуг – разумная реакция на их неразумное положение. Так усиливается антикрепостническая направленность комедии.
В пьесе «Осенняя скука» Н.А.Некрасов выступает не только как продолжатель традиций Н.В.Гоголя (реалистичность, социальная и общественная направленность), но и как новатор.
Так, прежде всего можно обратить внимание на «бессюжетность» комедии, в которой отсутствует явно выраженный конфликт. Пьеса основана на внутреннем действии.
Гораздо более важным становится создание подтекста, который складывается из системы речи персонажей и развёрнутых ремарок, пауз, различных звуков, самой сценической обстановки. Режиссёр-постановщик П.Гнедич писал, что Некрасов «дал пьесу, где вой ветра, шум дождя, стук ставней, отпирание замков, шлёпанье шагов по грязи введено им как необходимый аккомпанемент к тексту».
«Осенняя скука» - пьеса, которая послужила предвестником «театра настроения» с углублённым психологизмом, т.е. внутренней погружённостью героев в себя. Именно эти черты станут характерной особенностью драматургии А.П.Чехова.
При изучении комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад» вполне уместно было бы провести сравнительный анализ с пьесой Н.А.Некрасова «Осенняя скука» и обратить внимание учащихся на ремарки, характерные звуки, речь персонажей, выявить отсутствие интриги, определить, на чём основано действие в этих пьесах.