Статья Аспекты уклада жизни ОУ ДО


Аспекты уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Ценностно-мотивационный. Ведущая идея жизнедеятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе: Формирование образовательной среды как специально организованного образовательного пространства, в котором ученик учится взаимодействовать с миром, раскрывать себя миру, овладевать важными социальными ролями, способствующих развитию гармоничной творческой личности.
Содержательно- технологический аспект включает программу формирования Уклада ОУ, передовые педагогические технологии, используемые педагогами в построении образовательной среды и воспитательного процесса.
Программа формирования уклада жизни ОУ включает:
Цель и задачи оптимизации внутриучрежденческого устройства: гармонизовать внешнее и внутреннее пространство ребенка, обеспечить целостность его развития в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального, эмоционального, социального опыта.
Перечень средообразующих действий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ:
Принятие основных нормативных правовых документов, регулирующих все направления деятельности ОУ: Устав, образовательная программа, воспитательная программа,
Локальные акты, регулирующие взаимоотношения всех участников образовательного процесса, так называемый школьный этикет;
Локальные акты, регулирующие отношения участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности МБОУ ДО «ДДТ п. Пурпе (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч;
Разработка символов и атрибутов (гимн, герб вымпел, наградные грамоты и благодарности и др.), используемых в воспитательном процессе ОУ, так называемый фирменный стиль;
Традиционные мероприятия и коллективно-творческие дела МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, включая государственные праздники, общепринятые праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона;
Организационные меры и технологии деятельности руководящих и педагогических работников;
Требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления;
Комфортные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса.
Совокупность ценностных приоритетов развития образовательного процесса, направленных на формирование «ключевых образовательных компетентностей», «самоактуализации», «индивидуальности», «субъектности», «выбора», «творчества», «успеха», «доверия» и др.:
Самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
Самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и к окружающим;
Выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
Системный подход - методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как сложная социально-педагогическая система;
Образовательная система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учебном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка;
Личностно-ориентированный подход - методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Принципы деятельности, лежащие в основе реализации изменения образовательной среды с целью оформления уклада жизни ОУ:
Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности детского коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член детского коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в ОУ, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в ОУ.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и само построению своего «Я».
Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими технологиями открытого образования учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
Алгоритм формирования уклада жизни ОУ. В основу разработки модели уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе принята концептуальная модель уклада школьной жизни, которая включает следующие блоки:
Ценностно-целевой, который отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные ориентиры его деятельности;
Структурно-функциональный, который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет всех субъектов образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию разнообразных процессов образовательного учреждения); пространственно-предметный – внешний (ресурсы социокультурного окружения) и внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы ОУ); технологический (обеспечивает формирование уклада образовательными технологиями);
Личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смысл порождающей деятельности.
Характеристику форм и результатов реализации программы. См. раздел «Ожидаемые результаты проекта».
Ресурсно-средовой аспект отражает особенности организации образовательной среды МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
В идеале образовательные учреждения дополнительного образования представляют для детей среду, в которой протекает естественная творческая жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных задач образования. С одной стороны, максимально приближает образовательный процесс к творческой мастерской, что помогает личностному развитию ребенка; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.
Образовательная среда начинается там, где происходит встреча обучающего и обучающегося, где они совместно начинают ее проектировать и создавать - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности.
Очень важно обустроить образовательное пространство в рамках дополнительного образования таким образом, чтобы учащиеся сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
Гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
Непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
Вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
Интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
Открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
Установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Развивающая образовательная среда ОУ ДО состоит из следующих компонентов:
Взаимодействие участников педагогического процесса;
Предметно-развивающая среда;
Содержание дополнительного образования.
Компоненты развивающей образовательной среды образовательного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы вносит специфику в организацию предметной среды, определяет направление педагогического поиска и самосовершенствование педагогов. С учётом специфики развития детей средствами дополнительного образования большое значение в структуре образовательной среды МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности педагогического коллектива: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с учащимися и их родителями /их законными представителями/.
Результативный аспект уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе отражает эффективность реализации Программы формирования уклада.
Критериями эффективности развития уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются:
- критерий осознания образовательной среды (показатели: уровень знаний об образовательном учреждении символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, учащихся, родителей);
- критерий обобщенности образовательной среды ОУ (показатели: командное взаимодействие; создание концепции развития образовательного учреждения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность учащихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей);
- критерий когерентности образовательной среды (показатели: преемственность с другими образовательными учреждениями; широкая социальная интеграция);
- критерий доминантности образовательной среды (показатель значимости ОУ ДО для педагогов, учащихся, родителей);
- критерий сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой сплоченности);
- критерий ресурсного потенциала ДДТ (показатели: возможности ОУ по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей учащихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические);
- критерий реализации в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе образовательных технологий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ (показатель степени освоения педагогами современных образовательных технологий).