Конспект урока литературы на тему Трагическая острота конфликта в драме А.Н.Островского Гроза


Урок литературы в 10 классе (заключительный в серии уроков по драме А.Н.Островского «Гроза»)
Тема: Трагическая острота конфликта Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).
Цели:учебная: знание текста пьесы;задачи:раскрывать образы главных героев пьесы, выяснить обусловленность их поступков психологическими мотивами;
выявить основной конфликт пьесы, объяснить его суть, понять причины;
развивающая: развивать аналитическое мышление, творческие способности;воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности, учить высказывать свое мнение.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину.
Гроза» - драма зарождения, развития и возобладания в душе героини тех страстей,
которые затем обнаруживают себя
в греховных выбросах ее поступков.
М.М.Дунаев.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
II. Изучение нового материала (на основе домашней подготовки учащихся)
Анализ избранных сцен.
Учитель. В течение урока нам предстоит ответить на 4 главных вопроса:
- Почему Катерина полюбила Бориса?
- Почему она решилась на свидание с ним?
- Почему покаялась перед всеми?
- Почему совершила самоубийство?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала выясним, а какая она, Катерина. Что мы о ней знаем?
1. Жизнь Катерины в родительском доме (Д.1, явл.7)
- Как Катерина жила в родительском доме?
- Как относились к ней родные?
- Как проводила время?
- Была она свободна в своих поступках?
- Какие черты характера развились в ней под влиянием жизни в родительском доме?
- Можно ли сказать, что её отношение к жизни было романтическим?
- Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)
Жизнь Катерины в родительском доме
Сердечное отношение родных.
Посещение церкви. Рассказы странниц, богомолок.
Свобода. (Д.2, явл.7)
Сформировавшиеся черты характера
Болезненная впечатлительность. Экзальтированность. Парение духа. («Плачу, не знаю о чем»)
Романтическое отношение к жизни.
Моральная чистота.
Страстность натуры, стремление к свободе. (Царствие Божие нудится!)
Вывод. К житейским трудностям её не готовили! Но жизнь не праздник, а тяжкий труд. Она не усвоила, что Царствие Божие нудится!
2. Жизнь Катерины в доме Кабановых. (Д.2, явл.3-8)
Жестокое отношение Кабанихи (обрядоверие).
Постоянное духовное подавление.
Непонимание ее натуры со стороны мужа (безверие на деле).
Учитель.
- Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?
- В чем она изменилась?
- Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?
Катерина чувствует свою обреченность, осознаёт её и замыкается в себе. Она делает попытки изменить ситуацию (сцена прощания с Тихоном), но её не понимают. Разочаровывается в семейной жизни.
И отсюда - страстное стремление к свободе, любви, счастью.
3. Анатомия страсти и греха
- Осознает ли Катерина это стремление грехом? (Д. 1, явл.7)
- Почему боится грозы? (Д.1, явл.9)
- Какие чувства борются в Катерине?
(Любовь и желание счастья - одновременно это и вызов Кабанихе, протест - но, с другой стороны, осознание этого чувства грехом.)
- Как же решается этот конфликт? (Трагически. Выхода нет, т.к. самоубийство – это не выход.)Что такое грех? Как рождается грех?
Путь греха.
Учитель. «Отцы-пустынники», по слову А.С.Пушкина, прекрасно знали анатомию греха. По их мнению, грех овладевает душой человека постепенно, проходя несколько ступеней.
Прилог есть невольное движение сердца под влиянием внешнего восприятия или мысли. (Приражение)
Сосложение (сочетание) нашей мысли с прилогом.
Стадия внимания (уже пленились мысленно).
Услаждение помыслами.
Пожелание и сам поступок.
Учитель. Внимательно прочитав драму, мы увидим, что Катерина, действительно, приняв помысел, довольно быстро проходит эти ступени. В этом ей помогают не только обстоятельства, но и недобрые люди. Кроме самообольщения Катерины (самообмана, поиска краденого счастья), в драме обнаруживается и обольщение другими.

4. Какова роль Варвары в этой истории? (Даёт ключ, подстрекает, советует: «Живи, как хочешь, лишь бы было шито-крыто».)Анализ сцены с ключом ( 2 действие, явление 10)
Возмущение;
Размышление о нелегкой женской доле;
Размышление о своей судьбе;
Видит причину своих бед в свекрови;
Рассуждение о ключе;
Пугается воображаемых шагов и прячет ключ в карман;
Убеждает себя в том, что нет греха, если она разок посмотрит на любимого;
Ключ от садовой калитки становится ей дороже всего на свете.
5. Обратим внимание, что сцена первого свидания происходит в овраге. Автор не случайно избирает такое место!
Анализ сцены первого свидания (Д.3, сцена 2)
Происходит в овраге - замкнутом пространстве, потайном месте.
Обрамлена банальной встречей Кудряша и Варвары, их веселой песней, прославляющей свидания любовников.
Подчеркивается степень падения героини (отвергая старое, Катерина бросает себя в пропасть(овраг) греха и загоняет в безвыходное положение).
Легко ли далось Катерине такое решение? Нет!
Она оправдывается перед Кабанихой, просит Тихона забрать её с собой, отталкивает Варвару с ключом, сама мучается. Но трагизм в том, что ей никто не помог. Она не справилась с собой.
6. Проанализируем сцену всенародного покаяния Катерины. (д.4, явл.6.)
- Почему она это делает?
- Природа нравственного конфликта Катерины (это сближает её с классическими героинями русской литературы, вспомним ТатьянуЛарину) заключается в невозможности жить во грехе, в разладе со своей совестью.
На ней лежит бремя ответственности и вины перед Тихоном и Борисом.
7. Обратим внимание на сцену прощания Катерины с Борисом (д.5, явл.3)
Борисом движет только страх.
Катериной – чувство вины перед ним и смертная тоска, так как для неё завтрашнего дня нет. Заметим, насколько же Катерина крупнее как личность, чем её избранник.
III. Сделаем выводы.
- Почему же Катерина утопилась? (Снова бунт, не покаялась до конца.)
- Как могла бы жить Катерина теперь, после своего падения? (Только смиряться.)
Учитель. Можно вспомнить в этой связи финал драмы «Бесприданница», написанной Островским после «Грозы»: самоубийство Катерины и смерть Ларисы, которая не решилась на самоубийство. Погибая от руки Карандышева, произносит последние слова: «Живите, живите все! Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…Я вас всех …всех люблю. (посылает поцелуй.)

- Какой финал кажется более мудрым, более соответствующим национальной этической традиции?
- Какие выводы на основании проведенного анализа текста мы можем сделать?
В чем трагизм судьбы Катерины?
Внешние обстоятельства («темное царство») закрыли ей движение к подлинной любви.
Внутренних собственных сил для смирения ей недостает.
Она в духовном одиночестве (а его можно одолеть только верою).
Но вера разрушена грехом и отчаянием.
Угасание веры приводит к самоубийству
Учитель. Представляется важным обсудить вопрос и о самоубийстве Катерины. Прочитайте слова известного русского философа Н.А.Бердяева:
Самоубийца – всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам.
Самоубийство есть отрицание трех высших христианских добродетелей – веры, надежды и любви.
Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на мир, на Бога. Но психология обиды есть рабья психология. Ей противостоит психология вины, которая есть психология свободного и ответственного существа.
В сознании вины обнаруживается большая сила, чем в сознании обиды.
- Докажите, опираясь на содержание драмы «Гроза», прав ли он в своем мнении.
Учитель. В 1859 г. появились два тома пьес Островского, что послужило поводом для статьи «Тёмное царство» Н. А. Добролюбова, который воспользовался правдивым изображением русской жизни для своих политически радикальных выводов. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Добролюбов назвал пьесу «Гроза» (1859) «самым решительным произведением» Островского, но эта политическая радикализация самому драматургу была чужда. В «Грозе» очевиден протест против самодурства как порождения косности и необразованности (Дикой и Кабаниха), протест против таких последствий самодурства, как смирение слабых (Тихон и Борис) и обман сильных (Варвара, Кудряш). Но такая форма протеста, как грех и покаяние Катерины, показывает, что её характер столь же своеволен, как и характер Кабановой.
IY. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – это сила или слабость?»
Библиография.
Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях.- М., Христианская литература. 2001. – Т.1-2.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс.- М.: «Вако»,2002.
Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учрежд. /В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2007.
Литература и язык/ Современная иллюстрированная энциклопедия /под ред. А. П. Горкина.- ЛибрусекОстровский А.Н.Пьесы.- Л.: Худож. лит., 1986.