«Сформированность толерантного мышления: проблемы диагностики и работа психологической службы по формированию толерантного мышления учащихся средней и старшей школы (по опыту работы)».


«Сформированность толерантного мышления:
проблемы диагностики и работа психологической службы по формированию толерантного мышления учащихся средней и старшей школы (по опыту работы)».
В данной статье мне бы хотелось ознакомить Вас с результатами диагностических обследований в средней и старшей школе, проводимых психологической службой нашей школы в рамках мероприятий по развитию толерантного мышления учашихся, как составляющей профилактики экстремизма и терроризма в образовательных организациях.
Данные диагностические обследования были проведены в 2014-2015 учебном году психологической службой школы как часть работы профилактической направленности.
Необходимо отметить, что для получения более достоверных результатов данные обследования проводились анонимно, учащиеся старших классов могли указать свои данные только в том случае, если они хотели получить индивидуальные результаты данной диагностики.
Анкета для проведения диагностического обследования в 5-7 классах является авторской разработкой.
Вопросы, по которым проводилось анкетирование учащихся в 5-7 классах, представлены Вам для ознакомления:
- Назовите, пожалуйста, Вашу национальность,
- Есть ли у Вас друзья других национальностей,
- Хотели бы Вы, чтобы у Вас были друзья других национальностей,
- Важно ли Вам, какая национальность у Вашего друга,
- Есть ли, по Вашему мнению, «плохие» и «хорошие» национальности,
- По Вашему мнению, зависят ли доброта, честность, порядочность, ум человека от его национальности?
В диагностическом обследовании проведённом в начале 2014-2015 учебного года приняли участие 100 учащихся 5-7 классов. Далее Вам представлен анализ полученных результатов.
Начиная с младшего подросткового возраста для учащихся становятся крайне значимыми вопросы принадлежности к какой-либо группе (в том числе и к представителям определённой национальности, как к некой общности людей). Однако понятие национальности для них ещё во многом непонятно и плохо дифференцируемо. Об этом свидетельствует то, что 16% учащихся, принимавших участие в опросе, в качестве национальности назвали «россиянин»
52% учащихся определили свою национальность как «русский/русская»
3% учащихся назвали национальность «татарин», 3% - «еврей», 3% - «украинец», 2% - «кореец». Были в ходе обследования выявлены и другие варианты предъявления себя в качестве представителя определённой национальности: даже такие варианты ответов, как гномы и хоббиты, встречались.
70% учащихся в опросе указали, что у них есть друзья других национальностей. 65% учащихся хотели бы иметь ещё друзей других национальностей. 78% учащихся указывают, что для них не важно, какая у друга национальность, 22% придают данному фактору значение.
Был выявлен в результате диагностики и тревожный факт: 55% учащихся 5-7 классов на входной диагностике в начале учебного года указали, что по их мнению, существуют «хорошие» и «плохие» национальности. При этом данный ответ является результатам подверженности учащихся стереотипам мышления, т.к. на следующий вопрос анкеты 65% опрошенных учащихся уверенно отвечают, что доброта, честность, порядочность и ум человека никак не зависят от его национальности.
Необходимо отметить, что если рассматриваться результаты диагностики по параллелям, то становится очевидной разница в понимании данных вопросов между учащимися 5 и 7 классов. На вопрос о «хороших» и «плохих» национальностях 83% учащихся 5-х классов отвечают, что национальности делятся на «хорошие» и «плохие» и только 26% 7-классников считают также. 43% 5-классников считают, что личностные характеристики человека зависят от национальности, среди 7-классников только 31% учащихся отвечают на данный вопрос положительно.

В старшей школе учащиеся уже сами проявляют более осознанное и более заинтересованное отношение к проблемам толерантности/интолерантности, поэтому в 8-10 классах проводился опросник «Сформированность толерантности старшеклассников», который затрагивает «острые» социальные проблемы современного общества.
Опросник содержит 45 утверждений, старшеклассникам необходимо выразить степень своего согласия/несогласия с каждым конкретным утверждением.
По результатам диагностического обследования учащихся 8-10 классов в начале учебного года были получены следующие результаты:
•У 24% обследованных учащихся выявлен высокий уровень толерантности
•У 64% учащихся выявлен невысокий уровень толерантности
•У 12% учащихся выявлен невысокий уровень интолерантностиХочется особо отметить, что не было выявлено учащихся с высоким уровнем интоллерантности. Значит вся воспитательная работа в образовательном учреждении, направленная на формирование толерантности не прошла даром.
Данный опросник в работе психологической службы выполняет несколько функций:
•Диагностическая – выявление уровня сформированности толерантности учащихся старших классов
•Дифференцирующая – выявление тех социальных проблем, которые вызывают наиболее противоречивые мнения среди старшеклассников
•Активизирующая – данный опросник стимулирует учащихся на обсуждения целого ряда вопросов толерантного отношения, на основании данного опросника нами проводились с учащимися обсуждения в форме активной дискуссии.
Данные диагностического обследования позволяют судить о том, какие социальные проблемы волнуют старшеклассников больше всего. Наших старшеклассников более всего, как показало анкетирование, волнуют проблемы социального неравенства, проблемы межэтнического взаимодействия для наших учащихся менее актуальны.
По результатам диагностического обследования был разработан комплекс профилактических мероприятий.
Определив для себя основной «вектор развития» как формирование толерантного сознания, далее работа психологической службы в нашей образовательной организации была направлена на создание комплекса мероприятий, начиная с начальной школы, которые бы создавали «почву» для формирования толерантного мышления у учащихся в подростковом возрасте.
Необходимо отметить, что работая над данной проблемой, хотелось бы постепенно создать систему мероприятий по развитию толерантности, начиная с начальной школы и до подросткового возраста. Проведение систематической работы, начиная с начальной школы, ведёт к тому, что при переходе в старшее звено школы у многих учащихся уже сформировано толерантное мышление. И тогда профилактика экстремизма в старшем звене будет сведена к адресной помощи учащимся «группы риска» по данной проблематике.
Основные задачи работы психологической службы по данному направлению, конечно же должны опираться на возрастно-психологические особенности учащихся на каждом возрастном этапе.
Подготовительный этап такой работы в нашем образовательном комплексе начинается ещё с работы в дошкольных отделениях. Главная цель мероприятий в дошкольном возрасте – развитие коммуникативных навыков, умения общаться, взаимодействовать с разными людьми, детьми, вне зависимости от национальности, каких-то внешних особенностей, социальных факторов и т.д.
Эта же работа логично продолжается в начальной школе, где учащиеся постепенно адаптируются к взаимодействию в коллективе сверстников, принимают позицию, что их окружают самые разные люди, с которыми необходимо общаться.
В начальной школе самой главной задачей психологической службы по данному направлению для нас является формирование классных коллективов таким образом, чтобы учащиеся научились взаимодействовать с друг другом, чтобы к концу начальной школы были сформированы сплочённые классные коллективы, где учащимся интересно взаимодействовать с друг другом, несмотря на национальные и другие социально-экономические факторы.
Главной задачей психологической службы школы на данном возрастном этапе является помощь учащимся в адаптации к систематическому школьному обучению, формирование групповой сплочённости в классных коллективах, формирование у учащихся навыков групповой работы, индивидуальная помощь учащимся «группы риска».
При переходе учащихся в среднее звено школы в каждом классе обязательно проводится социометрический мониторинг, который как бы подводит итоги работы в начальной школе, определяя, насколько в каждом классе сформирован классный коллектив, уровень групповой сплочённости учащихся в классе.
Данная диагностика является «отправной точкой» для психологической работы в среднем звене школы. В средней школе психологическая работа по формированию толерантного отношения становится более предметной. В своей работе с детьми с 5-6 класса мы на групповых занятиях вводим в доступной им форме понятие «толерантность». Например, в 5-6 классах психологом школы проводится групповое психологическое занятие по теме «Толерантность», где учащимся в ходе групповой работы предлагается познакомиться с понятием «толерантности» и в виде командной работы над кроссвордом расширить свои знания по данной проблематике.
Начиная с 8го класса, нами проводятся групповые занятия по различной проблематике, направленные на формирование толерантного отношения к окружающим. С учащимися обсуждаются темы взаимодействия с людьми различных взглядов, убеждений, верований, взаимоотношения с людьми разных национальностей и т.д. Данная острая социальная проблематика интересна учащимся, они сами хотят обсуждать данные темы, проводить дискуссии по данной тематике. По нашему опыту, наиболее эффективной работа психолога с учащимися в старшей школе становится именно тогда, когда он лишь помогает учащимся построить дискуссию в нужном русле, подростки же уже подготовлены всей предыдущей работой к тому, что они сами выслушивают разные мнения и делают необходимые выводы, с точки зрения толерантного мышления. В старшей школе подросткам крайне необходима «адресная помощь», когда с учащимися обсуждается та проблематика, которая является для них наиболее волнующей на данный момент, т.е. темы групповой работы должны исходить от самих учащихся.