Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребностей в здоровом образе жизни


Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
«Здоровье – это состояние полного физического
и социального благополучия, а не отсутствие
болезней или физических дефектов».
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, классный руководитель, воспитатель и психолог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто мы должны работать так, чтобы обучение детей в лицее не наносило ущерба здоровью лицеистов. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся. Мы должны обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. А так же умение прогнозировать результаты собственной деятельности способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.  Забота о здоровье лицеиста – это важнейший труд классного руководителя и воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости лицеистов зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Существенное влияние на формирование здоровья лицеиста оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето-дистонического, аллергического и др.).
Среди функциональных отклонений у лицеистов отмечаются расстройства нервной системы (раздражительность, головные боли, страхи, плохой сон) и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Они не только снижают работоспособность и эмоциональный тонус детей, но и могут стать причиной более серьезных заболеваний.
Педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что у большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и лицея. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания лицеистов, которые должны воздействовать прежде всего на их нравственную культуру. Крайне важно создавать у лицеиста культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у подростков убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на классных часах и беседах. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого лицеиста. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое новообразование.
Оно включает:
- отношение к здоровью как к ценности;
- формирование представлений о себе как о здоровом человеке;
- переживание возможности утраты здоровья, мысль об этом должна вызывать тревогу;
- способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия;
- конкретные привычки здорового образа жизни.
Показателем сформированности такого новообразования являются прочные знания о способах сохранения здоровья, умение анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения. Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (это простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения релаксационных упражнений).
Цель классных руководителей, воспитателей и психологов, а так же лицея - подготовка лицеистов к жизни. Каждый лицеист должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Неоспоримо, что основная задача - подготовить учащегося, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование.  Достижение названной цели в сегодняшнемобразовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья лицеистов и педагогов.                   
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни классный руководитель, воспитатель и психолог должен уметь:
1)анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. К здоровьесберегающим технологиям  можно отнести и систему мер  по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни лицеиста.    
Предлагаю 3 рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в лицее:
1.Лицеист должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2.Каждая беседа должна оставлять в душе лицеиста только положительные эмоции.
3.Лицеисты должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к лицейской жизни. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он не прост, но наполняет смыслом жизнь классного руководителя, воспитателя и психолога.