Методическая разработка урока Суд над Иваном грозным


Методическая разработка урока «Суд над Иваном Грозным»
Действующие лица и исполнители.
Ведущий – учитель.
Судья, Иван Грозный, Малюта Скуратов, бояре, жены царя, митрополит, скоморох, царевич Иван, опричники, «медведи», эксперты – учащиеся. Оформление урока.
В зале развешаны репродукция картины И. Рептна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», акварели Москвы XVI в., репродукция картины В.Васнецова «Царь Иван Грозный».
Ведущий. Сегодня в нашей школе совершается суд над Иваном Грозным.
Занавес открывается, на сцене звучит песня на мотив «Школьного вальса»
Века прошли и минули,
Гроза Ивана сгинула,
И многое быльем уж поросло,
Но в школе суд собрали мы,
Царя на суд призвали мы,
Поступки смело оценить его.
Вопросов звуки главные,
Припомним годы славные,
Знакомые и близкие царю.
Тебя спросить посмеем мы,
Как вел себя с боярами,
Пришла пора покаяться суду.
Промчались зимы с веснами,
Потомки стали взрослыми,
Но знать хотим прошедшие деньки,
Чтоб меньше было грозного,
Чтоб меньше было слезного,
Сегодня суд вершат ученики.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Судья. Встать! Суд идет (встают эксперты, Иван Грозный). Экспертам разрешается занять сои места. Подсудимый, Ваше имя?
Иван Грозный (махая посохом). Ты что же, холоп, имени моего не ведаешь?! Государя, царя Ивана Васильевича не признаешь?! (Ударяет посохом).
Судья. Гнев к делу отношения не имеет. Уточняю вопрос: известно ли подсудимому имя – Грозный?
Иван Грозный. Молчи, холоп худородный! Эй, Малюта, пес верный! (К трону подбегает М. Скуратов, падает ниц). Объясни-ка этим холопам, кто стоит перед ними.
Малюта. Помазанник Божий, государь царь Иван Васильевич. Прикажешь разогнать сие сборище?
Судья. Как бы не так! Четыре века прошло, времена нынче другие. А потому придется, государь, тебе и Малюте отвечать за свои деяния.
В суде объявляется перерыв, во время которого экспертам предлагается задание – изложить легенду о рождение Ивана Грозного и установить время её возникновения.
Эксперты. Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца разразилась страшная гроза. Казанская ханша, узнав о рождении ивана, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него два зуба: одним ему съесть нас, татар, другим – вас».
Эта легенда была создана значительно позже рождения Ивана. Во-первых, казанская ханша именует новорожденного царем, тогда как Иван в момент рождения им не был, так как этот титул он принял лишь в 1547 году. Во-вторых, ханша с большой точностью характеризует последующие события – покорение Казани и опричнину.
Занавес открывается, в центре сцены стоит Иван Грозный с посохом, с боку от него – царевич Иван прячет что-то за спину и со страхом пятится назад.
Иван Грозный. Что-то, сын мой родной, не рад ты приходу отца-государя.
Царевич Иван. Рад, государь-батюшка, очень рад.
Иван Грозный. Щенок! Лгать вздумал! Говори, что задумал против отца-государя.
Царевич Иван. Клевета, нет у меня дурных мыслей.
Иван Грозный. Да как ты смеешь! Щенок! (Бьет посохом в голову, царевич падает, царь бросается к сыну, прижимает его голову, кричит.)
А-а-а-а. Беда! (Занавес закрывается).
Во время перерыва эксперты получают два конверта с заданиями.
Эксперты оглашают первое задание: что Вам известно о трагедии, разыгравшейся между отцом Иваном Грозным и сыном его, царевичем Иваном?
Наследник Ивана Грозного – сын Ивана от первого брака царя с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, уже к 17 годам обладал не менее крутым нравом, чем отец. Царь же не доверял тогда Захарьиным и боялся, как бы они не впутали царевича в заговор. У Грозного даже возникли мысли казнить наследника, но за него заступился дядя, Никита Юрьев. Не раз Грозный наказывал сына палкой, но всерьез трона лишать более не собирался. Когда царю было 48 лет, он тяжело заболел и, потеряв надежды на выздоровление, объявил царевича наследником. Многие дворяне и бояре надеялись на перемены к лучшему, но царь Иван выздоровел. Сыну же своему, которому было уже 27 лет, он перестал с тех пор доверять. Будучи человеком деспотичным, царь не раз вмешивался в семейные дела своего сына. Он заточил в монастырь двух его первых жен, которых, кстати, сам ему и выбрал. Когда же царевич Иван сам выбрал третью жену, Елену Шереметеву, царь казнил почти всех неугодных ему новых родственников, опасаясь измены. Последняя ссора отца с сыном произошла в Александровской слободе, где семья проводила время осенью. Шел 1581 год. Согласно преданию, Иван Грозный застал беременную сноху не в трех, как было положено, а в одной рубахе. Во гневе он побил её, следствием чего был выкидыш. Царевич, заступаясь за жену, получил от отца посохом в висок. По одной версии, он умер сразу. По другой, более достоверной, он умер после 11-дневной горячки, а Иван Грозный, переживая случившееся, чуть было не лишился рассудка.
Задание второго конверта: известно, что трагедия, разыгравшаяся между Иваном Грозным и его сыном, посвящена одна из лучших картин Ильи репина. Что вам известно о ней?
И.Е. Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581г.» в 1885 г. Сегодня эта картина находится в Третьяковской галерее. Картина глубоко психологическая. Большое значение Репин придавал цвету, в ней очень много красного. Именно этот цвет, по мнению автора, передавал трагедию. Трудно представить себе пятно крови не на красном, а, например, на зеленом ковре. Репин с особой силой выписал лица героев трагедии. Это воспаленное лицо царя Ивана, на нем ещё не угасла вспышка ярости, но есть уже ужас и раскаяние. Лицо сына – предсмертное, но прощающее отцу его поступок. Стекленеющие глаза царевича и другие элементы картины передают драматический шок.
Наши современники уже привыкли к картине Репина, агрессивных эмоций она не вызывает. Но в начале ХХ в. Реакция зрителей была иной. В 1912 г. один старообрядец, увидев картину, порезал полотно в двух местах – по уху Ивана грозного и по плечу царевича Ивана. Совершая это, старообрядец кричал: «Хватит крови!» Вот какова сила мастерства И. Репина! Публика была шокирована, а старообрядца признали сумасшедшим и отпустили. Реставраторы ничего не сообщили И. Репину до тех пор, пока не восстановили полотно, предоставив автору возможность нанести уже завершающие штрихи. Ответственный же за выставку репинских картин очень сильно переживал случившееся с шедевром и, считая себя также виновным, бросился под поезд и погиб. История знаменитой репинской картины была не менее трагична, чем истории изображенного на ней.
Открывается занавес, на сцене репродукция картины Репина. Иван Грозный припал на колено у трона и рыдает. Звучит печальная музыка.
Судья. Подсудимый, узнаете ли вы себя, детоубийца, на этой картине? Отвечайте!
Иван Грозный. Опутали злодеи. Я не хотел (приближается к картине, отбегает назад в испуге и ужасе).
Скоморох (подбегает к Ивану, писклявым голосом) Иван! За что ты убил царевича?
Иван Грозный. (вскакивает, машет посохом). Прочь! Прочь! Скоморох, прочь, нечистая сила, холоп! Господом сын в наследники дан. Ведаешь ли, от чего он усоп? Это бояре против меня его возмутили.
Судья. Подсудимый, назовите имена бояр.
Иван Грозный. Изменники Курбские, Шуйские. Не успел я их всех в пору опричнины уничтожить.
Судья. Суд удаляется на совещание. (Занавес)
Ведущий. Пока судьи совещаются, давайте спросим экспертов, что они знают о таком явлении, как опричнина.
Эксперты кратко излагают историю возникновения опричнины, отмечают её разрушительные последствия для страны.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Ведущий. Второе действие – как царь-государь тешится любил.
Открывается занавес: в центре сцены на троне государь, рядом – довольный Малюта, за троном «медведи», неподалеку – Шуйский.
Иван Грозный. Малюта, зови боярина Шуйского! Государь веселиться желает!
Малюта (подходит к Шуйскому) государь жалует тебя, боярин Шуйский, своею милостью.
Шуйский (падает к ногам царя). Государь, холоп твой боярин Шуйский по велению твоему явился.
Иван Грозный. Добро, боярин. Малюта, начинай потеху!
(Малюта спускает «медведей», Шуйский в ужасе пятится, «медведи» с ревом бросаются на него, дерут, боярин без дыхания падает, «медведей» уводят, царь и Малюта смеются.)
Иван Грозный. Видно, много выпил с утра боярин, на ногах не держится. Малюта, убери поганого с глаз долой!
(Малюта оттаскивает убитого боярина в сторону).
Иван грозный. Малюта, государь трапезничать желает!
Малюта. Государь, все готово, да вот боярин Глинский к тебе пожаловал.
Иван Грозный. А! Боярин, входи.
(Глинский падает к ногам царя.)
Иван Грозный. Что ты, боярин, поднимись с колен. Раздели с государем своим трапезу, доставь радость – испей чарку вина.
(Боярин поднимается, кланяется. Малюта подносит ему чарку вина.)Глинский. Во здраво твое, государь (пьет, корчась падает, умирает.)
(Малюта толкает труп ногой, отмахивается от него.)
Малюта. Собаке собачья смерть!
Судья. Всем стоять на месте! Государь, имена новых жертв!
Иван Грозный. Не ведаю, Бог ведает.
Судья. Травил ли боярина Шуйского медведям? Сгубил ли Глинского зельем?
Иван Грозный. Бога побойся, нечестивец! Веселье было, но убийства не замышлял. Бог свидетель.
Митрополит (поднимет крест.) Молчи, антихрист!
Безумный, иль мнишься бессмертнее нас,
Нечистою силой прельщенный.
Внимай же суду, ведь возмездия час,
Писаньем тебе предреченный.
Судья. Суд удаляется на совещание.
Эксперты, получив задания в конвертах, пересказывают легенды о московском восстании 1547 г., о псковском походе Ивана Грозного.
Восставшие обвинили в пожаре Москвы Глинских. По легенде, бабка царя – Анна Глинская была колдунья. Она вынимала из людей сердца, мочила их в воде и, летая сорокой, кропала город кровью. В легенде отразилась действительная ненависть народа к Глинским, вызванная непомерными налогами и поборами.
Царь встретил юродивого Николу, который посоветовал ему покинуть город, чтобы не накликать несчастье. Юродивый предостерегал царя не снимать колоколов с церквей и не грабить утварь. Но Иван не послушал и велел снять колокола с Троицкого собора. В тот же час под царем пал конь. Тогда царь уверовал в предсказания юродивого и покинул Псков. Так гласит легенда. На самом же деле Псков был сильно ограблен, а все непокорные бояре наказаны, после чего царь покинул город.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
В центре сцены - на троне Иван Грозный, рядом – митрополит.
Судья. Встать! Суд идет! Слово для обвинения представляется митрополиту Макарию.
Митрополит. Сын божий, сколько раз, вопреки церковным канонам, ты осмелился сочетаться браком?
Иван Грозный. Молчи, слуга дьявола!
Митрополит. Антихрист! Как смеешь ты такое говорить! Уважаемый суд, позволь представить доказательства слов моих.
Судья. Ввести государевых жен! (Входят 7 девушек.)
Митрополит. Известны ли тебе, государь, эти боярышни? Признаешь ли ты в них жен своих, Иван?
Иван грозный. Что за дело тебе до моих жен? Сколько их было, мое дело, а не твое.
Судья. Ближе к делу. Сколько жен ты уморил?
Иван Грозный. Клевета!
Судья. Барышня Долгорукая, тебе слово.
Долгорукая. Люб мне был молодой боярин, да взял в жены меня государь. Сколько слез я пролила, сколько ночей не спала, все терпела. Да, знать, пришел конец терпенью! И сказала я государю:
Старый муж, Грозный муж,
Режь меня, жги меня.
Я другого люблю,
Умираю, любя.
После чего и убил меня государь во гневе.
Иван Грозный. Тогда убил, ведьма, и сейчас убью! (Бросается, но останавливается, так как все остальные жены делаю шаг вперед.)
Царские жены (на мотив песни «Подмосковные вечера»)
Мы давно уже удалилися,
Не слышны давно голоса,
Нам бы жить, да жить, да детей растить,
Только воля была грозна.
Одна из жен. Приказал Иван утопить меня.
Другая жена. А меня сослал в монастырь.
Все жены.
Сколько жен убил, сколько погубил,
И оставил один пустырь.
Время движется и не движется
Омочил ты руки в крови,
Стоны слышатся и не слышатся,
Лики наши вдали, вдали…
(Все жены уходят со свечами.)
Судья. Правду ли боярышни молвили?
Иван Грозный.
И рад бы молчать, да девицы правы,
И нет мне уже жизни отрадной.
Загублены жены и дети мои,
Я ж пес недостойный и смрадный.
(Падает на колени, обхватывает руками голову. Звучит музыка, выходят все жертвы со свечами. Грозный встает и молчит.)Судья.
Жертвы заполнили траурный ряд,
Стоял государь, будто старче – горбат.
К нам разум взывает – Иван виноват.
Однако попробуй верни-ка время назад.
Иван вместе с веком по жизни шагал,
В бесовские игры порою играл,
Однако он Царь и страной управлял,
И многие земли к Москве подбирал,
Опричные годы со сцены ушли,
Бояре, холопы в могилы сошли,
Все жертвы истлели,
Безмолвен и царь.
Эксперты.
Все то, что сегодня мы вам показали,
О чем говорили и что утаили,
Подумали вместе и так рассудили:
Минули века, и Ивана уж нет,
И все бы списать за давностью лет,
Но суд наш неправым станет тогда,
У царь-грозных деяний нет давности лет!