Конспект по литературе на тему Смысл названия пьесы Островского Гроза. часть 1.

"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо".
Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Разработка урока. 10 класс. (2 часа.)
Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; помочь учащимся подготовиться к сочинению типа “Смысл названия”
ХОД УРОКА
На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”
А. Н. Островский.
I. Постановка учебной задачи.
– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).
Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.
II. Беседа по тексту.
– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)
Проверка домашнего задания.
– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.) – В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.
– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.) – Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.
– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.) – В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.) – В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.) – Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)
Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показ
·ать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе. Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения. Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.
– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.) – Рассмотрим значение этой сцены.  Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.) – Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.) – Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти”)
Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.) – Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке действия участвует гроза.
– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.) – Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.) – “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене? – “Тиша, не уезжай” - “Ну, бери меня с собой” - “Батюшки, погибаю я” - “возьми клятву” (Д. 2, явл.4.) – Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.) – Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ сокрушила она меня”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4). – Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Заголовок 1 Заголовок 215