Конспект урока по литературе на тему Смысл названия пьесы А.Н.Островского Гроза (10 класс)

Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Цель урока:
- проследить реализацию метафоры грозы через её образ ( грозовое состояние общества,
гроза в душах людей);
-помочь учащимся подготовиться к сочинению-миниатюре “Смысл названия”;
- воспитывать интерес к произведению Н.Островского

ХОД УРОКА
А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо.
Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?
(А.Н.Островский)
I. Оргмомент. Сообщение темы.
– Перечитайте тему урока. О чем будем говорить?
II. Работа с эпиграфами.
- Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорить о грозе как действующем лице пьесы. Этого мало. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).
III. Целеполагание.
- Итак, необходимо выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.
– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)
IY. «Поговорим о смысле»
1. Индивидуальное сообщение
– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
2. «Делаем выводы». Работа в группах.
1 группа
– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.
2 группа
– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.
3 группа
– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог
Кулигина в 1-м действии.)
Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
4 группа
– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрите значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти”)
Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.
Группа 5
– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке действия участвует гроза.
Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
3. «Заморочки, но не из бочки».
1блок вопросов.
– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в
Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение
обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай” - “Ну, бери меня с собой” - “Батюшки, погибаю я” - “возьми
(Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?
(Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
2 блок вопросов.
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания?
(“ сокрушила она меня”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы
взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)
Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о
громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается”)
Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

3 блок вопросов.
– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту
сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза
даром не пройдет”, “ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни (“умирать не хочется” - “Красота-то ведь погибель” - “в омут с красотой-то” - “от бога не уйдешь”).
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, гиена огненная.)
И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “ небесная гроза только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (М. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.
4 блок вопросов.
– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “ душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)
Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.
- Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».
Y. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.
Совместное формулирование вступления, тезиса, заключения, а над основной частью дети работают дома.
Примерный план.
I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.
II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.
1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.
III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок по выбору  (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь.» 1 действ., явл. 3,
Катерина «Я говорю: отчего люди не летают» 1 действ., явл. 7).









13PAGE 15


13PAGE 14115




15