Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.


КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бармина Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа» Шаблыкинского района Орловской области.
Предмет: литература
Класс: 6
Тема урока: Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью.
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные:
- формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважения к родной литературе и чувства любви к родному языку;
-развитие целостного восприятия искусства и человека;
- обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации.
2. Метапредметные:
-продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
- развивать умение вырабатывать собственное мнение с учётом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать своё поведение;
- формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
3. Предметные:
- углубить представление о понятии «летопись», «сказание», «художественный образ»,
- развивать навыки анализа художественного текста и способов выражения собственного отношения к произведению;
-формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом и другими произведениями искусства.

Словарь урока:
Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.
Летописание - составление летописи.
Летописец - монах, составлявший летописи.
Сказание - рассказ исторического или легендарного содержания.
Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси.
Печенеги - объединение тюркских и других кочевых племен в заволжских степях в VII-IX вв.
Корчага - большой глиняный сосуд

Ресурсы:
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015.
- Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016 г.
- рабочие листы для учащихся;
- средства мультимедиа:
мультимедийная презентация;
видеоролик «История книги. Повесть временных лет»;
аудиозапись «Сказание о белгородском киселе» в исполнении Л.Кулагина;
репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

Ход занятия.
История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Ярослав Смеляков

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный момент.
Добрый день! Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением продолжим знакомство с произведениями великой русской литературы.
Мобилизация внимания.

2. Мотивация.
3. Актуализация знаний
- В трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» отец Пимен говорит: «Ещё одно последнее сказанье – и летопись окончена моя» О чём пойдет речь сегодня на уроке?
- Чем летопись отличается от фольклора?
- С каким произведением древней русской литературы вы познакомились в 5 классе?
-Какова тема летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претичи»?
Учащиеся вспоминают материал, изученный в 5 классе, отвечают на вопросы учителя.

4.Целеполагание.
- Дома вы прочитали статью Д.С.Лихачева и Т.Н.Михельсона «Древнерусская литература». Используя её, попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 1.
- Как бы вы сформулировали задачи урока?
- Выстройте в логическом порядке и степени значимости задачи в рабочем листе.
Слайд 2.
- формулируют тему урока и сверяют с образцом;
- предлагают формулировки
задач урока, выстраивают их в логическом порядке и сверяют с образцом;
- настраиваются на восприятие новых знаний.

5.«Открытие» нового знания
Слайд 3.
- Используя информацию статьи учебника, назовите период, в который развивалась древнерусская литература.
- Как называется русская литература с XVIII века?
Слайд 4.
- Какие исторические и культурные явления повлияли на возникновение древнерусской литературы?
- Когда произошло крещение Руси, и какое значение это имело для древних русичей?
Выборочное чтение фрагментов статьи учебника о значении болгарских книг для становления оригинальной древнерусской литературы.
- Слайды 5-6.
- Кто был создателем азбуки, принятой на Руси?
Слово учителя
Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят и в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.
- Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали? Слайд 7. -Когда на Руси появились летописи и где они создавались? Слайд 8. ________________________________________
Словарная работа.
- Как вы понимаете значение терминов летопись, летописание, летописец?
Слайд 9.
_______________________________________
Выявление уровня восприятия содержания статьи учебника.
Дома вы познакомились со статьей учебника о древнерусской литературе. – Скажите, что представляли собой первые книги? – Как читали книги люди Древней Руси? – Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры. - - Какие черты отличают летописные произведения?
Слайд 10. Слово учителя. “Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”). В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен.
Слайд 11-13. Просмотр видеоролика «История книги. «Повесть временных лет» Анализ восприятия фильма.
- Кто создал «Повесть временных лет»? - Что включает в себя эта книга? - В первоначальном ли виде дошла до нас «Повесть»? - Каково содержание книги? - Какую задачу ставил перед собой летописец?
Слайд 14. Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите на слайде и форзаце учебника репродукцию картины Васнецова “Нестор-летописец”.
– Как изображен летописец? – Какова главная мысль этой картины? - Каким вы видите Нестора? Восприятие содержания и анализ «Сказания о белгородском киселе»
- Сегодня мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе” из «Повести временных лет».
Слайд 15. - В названии темы есть указание на город Белгород. Что вы о нём знаете? Почему он так назван? Когда основан?
Слайды 16-19. Словарная работа в группах. Сказание - рассказ исторического или легендарного содержания. Вече - народное собрание в Древней Руси Печенеги - объединение тюркских и других кочевых племен в заволжских степях в VII-IX вв. Корчага – большой глиняный сосуд.
Слайд 20. Прослушивание аудиозаписи «Сказания» (в исполнении Л.Кулагина)
-Обсудите чтение актёра в парах. Что вам понравилось?
Слайд 21. – Какие события лежат в основе «Сказания»?
Слайды 22-23. - Какая беда постигла Белгород в 997 году? - Что решили горожане на вече? - Почему жители с радостью послушались старца?
- В чем заключался план спасения города мудрым старцем? - Какой смысл заложен во фразе горожан «Ибо мы имеем пищу от земли»? - Какие качества характера помогли старцу спасти город?
Работа в группах.
1 группа. - Какой союз повторяется в сказании много раз? Как вы думаете, почему это делается?
2 группа. - Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании»?

Отвечают на вопросы, записывают ответы в рабочем листе;







































-овладевают новыми словами;








-отвечают на вопросы учителя, извлекая информацию из статьи учебника, аргументируют свои ответы;




























-аналитическая деятельность, смысловой просмотр видеофильма;












-развивают речевые навыки, позволяющие выразить оценку произведения искусства;









-воспроизводят знания, полученные на уроках истории;


-овладевают новыми словами;






-учатся на слух воспринимать литературное произведение и адекватно его понимать;
- учатся рецензировать профессиональное чтение;
- работают в парах;


- осуществляют работу по содержательному анализу текста;
- выборочный пересказ фрагментов сказания;
- формулируют свою точку зрения;





-аналитическая деятельность, смысловое чтение текста, лингвистический анализ произведения

6. Включение нового знания в систему знаний.
Слайд 24.
- Что общего у летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претичи» и «Сказании о белгородском киселе»?
- Прочитайте высказывание Д.С.Лихачёва. - Подумайте, чему учат нас произведения древнерусской литературы?
- Что общего в словах Д.С.Лихачева и стихах Ярослава Смелякова, использованных в качестве эпиграфа к уроку?


-сравнительный анализ произведений древнерусской литературы;

- смысловое чтение текста, учатся формулировать своё мнение;
- сравнительный анализ стихотворного и прозаического высказывания;


7. Рефлексия и оценивание
Решение кроссворда (задание 12 из рабочей тетради по литературе Р.Г.Ахмадуллиной).
Выставление оценок за работу.
-подводят итоги работы на уроке, обобщают результаты анализа

Домашнее задание.
Первый уровень:
Приготовить пересказ «Сказания о белгородском киселе»
Составить план «Сказания»
Второй уровень (по выбору учащихся):
Письменный ответ на вопрос:
Как ты понимаешь слова Д.С.Лихачёва: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины»?
Сочинение-миниатюра в форме рассуждения на тему: «Великая бывает польза от учения книжного»

- обдумывают домашнее задание, задают вопросы.



Рабочий лист
Ф.И.______________________________________________________
Тема урока: Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.

Задание
ответ
оценка

1. Выстройте в логическом порядке и по степени значимости задачи нашего урока
Дать характеристику старца.
Познакомиться с летописью «Повесть временных лет» и «Сказанием о белгородском киселе».
Подготовиться к выразительному чтению «Сказания»
Определить чувства, с которыми автор описывает события.


2. В какие века развивалась древняя русская литература?



3. Условия возникновения древнерусской литературы

1.



2.



3.





4. Когда и где возникли летописи?



5.Автор «Повести временных лет»



6. Установи соответствие:



Летопись

составление летописи.



Летописание

монах, составлявший летописи.



Летописец

погодная запись исторических событий, производимая современником.



7. Автор картины «Нестор-летописец»



8 Определи значения слов:



Сказание




Вече




Печенеги




Корчага




9. В каком году произошли события, описанные в сказании?



10. Какие качества проявил старец?





Домашнее задание (на выбор)


Первый уровень:
Приготовить пересказ «Сказания о белгородском киселе»
Составить план «Сказания»
Второй уровень:
Письменный ответ на вопрос:
Как ты понимаешь слова Д.С.Лихачёва: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины»?
Сочинение-миниатюра в форме рассуждения на тему: «Великая бывает польза от учения книжного»























13PAGE 15


13PAGE 14115




15